Конспект занятия по малым формам детского фольклора на тему: «Веселые забавы»
план-конспект занятия (3 класс)

"Жанры фольклора: загадки, потешки, считалки, заклички"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Веселые забавы»

Цель:

Формировать у детей интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

Знакомить с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора;

Знакомить с русскими народными играми;

Формировать коммуникативные качества детей;

Развивать память, внимание, мышление;

Формировать навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.

Ход занятия:

Организационное начало.

Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.

Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать? (Ответы детей.)

Форма проведения: игровое занятие.

Оборудование: жетоны для игроков.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы поговорим о тех жанрах фольклора, которые созданы для детей или самими детьми, т.е. речь пойдет о детском фольклоре.

Основная часть

Загадки. Вот и прибыли мы на место. Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?

А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?

Ребята загадывают загадки и отгадывают их.

А теперь мои загадки попробуйте разгадать.

На весь простор

Один костёр

Горит над нами

С давних пор.

Горит он жарко

И светло

И дарит нам

Своё тепло. (Солнце)

Какой там злак

Во весь размах

Растёт

В болотистых

Местах? (Рис)

Он в лесу всю жизнь живёт,

Любит ягоды и мёд.

Как увидит рыбу - с ходу

Порыбачить лезет в воду. (Медведь)

Красивые крылья

Имеют сестрицы,

Все время летают -

Хоть вовсе не птицы. (Бабочки)

В небе парочкой рогов

Поразил бы он врагов.

Есть рога, но нет врага.

Так зачем ему рога? (Месяц)

Потешки. А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки. Провожу с детьми пальчиковую игру-потешку «Сорока»:

(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)

- Сорока-белобока, где была?

- Далеко. Кашку варила, деток кормила

(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)

Этому дала, он воду носил (большой палец)

Этому дала, он дрова рубил (указательный)

Этому дала, он печку топил (средний)

Этому дала, он кашу варил (безымянный)

(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)

А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,

Печку не топил, кашу не варил!

Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?

Правильно она поступила?

Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?

Считалки. Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем – ты води!

Давайте с вами выучим такую считалку.

Хором разучиваем с детьми считалку.

Теперь считалку мы выучили, можно выбирать ведущего и играть. Пойдемте, ребята.Ребята выходят, становятся в круг. Считалкой выбираем двух водящих. Проводим игру «Колечко с лентой»

Заклички и приговоры. После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются. Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.

Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:

Падай, дождь,

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На сестрин лен,

Поливай ведром!

А вот еще закличка для дождика:

Дождик, дождик пуще лей,

На меня и на друзей.

Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.

Молодцы, хорошо получается. А еще раньше, чтобы закликать дождик свистели вот в такие свистульки (показываю свистульки, демонстрирую, как они свистят).

Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.

Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания. А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.

Подведение итогов

С вами, ребята, очень интересно, но, к сожалению, мне пора прощаться.

Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.

Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.

Всего хорошего вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.

В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...

Конспект занятия для подготовительной группы детского сада по Обучению грамоты.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы десткого сада по обучению грамоты....

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "У меня зазвонил телефон"

Конспект занятия, посвященного развитию у детей навыков социализации и общения по телефону...

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "Вежливый разговор"

Конспект занятия, посвященного привитию навыков культуры общения у дошкольников...

Конспект занятия "Моя малая Родина"

Эпиграф:“Для России наш город – частица,А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордитьсяМалой Родиной, где мы живем”....

Конспект познавательного занятия в средней группе Детского сада по теме: "Гости"

Программное содержание:1. Познакомить детей с правилами поведения в гостях. В том числе и за столом;2. Развивать внимание, диалогическую речь;3. Воспитывать вежливость....

Конспект по художественному творчеству конструирование в старшей группе Тема «Веселые мышата» (в технике оригами)

Цель:Закреплять навыки изготовления поделок из бумаги в технике оригами.Задачи.Образовательные:-Совершенствовать умение детей делать из бумаги объемную игрушку для игры, складывать квадрат в два-четыр...