Непрерывное экологическое образование и ТРИЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Непрерывное экологическое образование- обогащение экологическое культуры личности человека на протяжении всей его жизни. [3, 207]
Сегодня экологическое образование является самым значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. И большую роль в этом направлении выполняют учреждения дополнительного образования, где созданы все условия для реализации общеобразовательных и общеразвивающих программ эколого-биологической, естественнонаучной, научно-технической направленности и, в которых дети ориентированы на развитие познавательной активности, любознательности к изучению окружающего их мира.
Экологическое образование детей - это воспитание в них способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Экологическое образование и воспитание по формированию экологических знаний и умений необходимо развивать с раннего детства.
Это применительно и к ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). С одной стороны, может показаться, что ТРИЗ-педагогика очень сложна для восприятия не только маленькому ребенку, но и взрослому, а с другой стороны методы ТРИЗ используются во многих областях знаний уже с дошкольного возраста, только они не обозначены как технологии ТРИЗ. ТРИЗ можно назвать технологией самого эффективного творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neprer._ekolog._obrazov._i_triz.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Босяцкая Д.Г.
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ Пушкинского района СПб
«Павловский»
ТРИЗ и непрерывное экологическое образование
Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери
Планета Земля – наш дом. Мы в нем живем, растем, развиваемся.
На протяжении всей своей жизни мы что-то узнаем, чему-то постоянно учимся.
Для каждого из нас, живущих в этом сложном быстро меняющемся мире, необходимо непрерывное образование - постоянное совершенствование знаний, умений, навыков, чтобы идти «в ногу со временем». Современный прогресс науки и техники, новые технологии не дают нам «стоять на месте».
В статье «Непрерывное образование и ТРИЗ» Владимир Петров, автор 7 учебников и учебных пособий, более 200 печатных работ по ТРИЗ рассматривает вопросы создания системы непрерывного образования ТРИЗ. В статье описываются необходимые условия создания и поддержания системы непрерывного образования и ожидаемые результаты внедрения этой системы. Ключевые слова ТРИЗ, непрерывное образование. ТРИЗ уже получила распространение в мире, но значительно меньше по сравнению с другими методами. Одним из способов увеличения распространения ТРИЗ, на наш взгляд, может быть создание системы непрерывного образования ТРИЗ. Непрерывное образование (НО) – это непрекращающийся процесс овладения знаниями, умениями и навыками, осуществляемый на протяжении всей жизни.
Истоками непрерывного образования можно считать философов Древней Греции.
Платон и Аристотель считали, что процесс обучения должен осуществляться в течение всей жизни. Принцип «образования через всю жизнь» был определен на 46 сессии Генеральной конференции Международной организации труда в 1962 году: «Обучение является процессом, продолжающимся в течение всей трудовой жизни человека в соответствии с его потребностями как индивида и члена общества». Сам термин "непрерывное образование" впервые употребляется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, "руководящей конструкцией" для нововведений или реформ образования во всех странах мира.
Приоритетной частью системы образования является экологическое образование, которое в непрерывном процессе обучения, воспитания и развития личности, направлено на формирование его экологической культуры. А экологическая культура как часть общечеловеческой культуры, в свою очередь, направлена на взаимодействие с окружающей средой.
Непрерывное экологическое образование- обогащение экологическое культуры личности человека на протяжении всей его жизни. [3, 207]
Сегодня экологическое образование является самым значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. И большую роль в этом направлении выполняют учреждения дополнительного образования, где созданы все условия для реализации общеобразовательных и общеразвивающих программ эколого-биологической, естественнонаучной, научно-технической направленности и, в которых дети ориентированы на развитие познавательной активности, любознательности к изучению окружающего их мира.
Экологическое образование детей - это воспитание в них способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Экологическое образование и воспитание по формированию экологических знаний и умений необходимо развивать с раннего детства.
Это применительно и к ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). С одной стороны, может показаться, что ТРИЗ-педагогика очень сложна для восприятия не только маленькому ребенку, но и взрослому, а с другой стороны методы ТРИЗ используются во многих областях знаний уже с дошкольного возраста, только они не обозначены как технологии ТРИЗ. ТРИЗ можно назвать технологией самого эффективного творческого мышления.
Использование методов ТРИЗ в экологическом образовании даёт нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное занятие, развивать у учащихся такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое; а также развивать поисковую активность детей, их стремление к новым познаниям. Дети, применяя методы и приемы ТРИЗ: «Морфологический анализ», «Метод проб и ошибок», «Метод фокальных объектов», «Мозговой штурм», «Моделирование маленькими человечками», «Синектика», «Системный оператор» и др., учатся фантазировать, изобретать, нестандартно мыслить. Всё это является составляющей творческого мышления.
ТРИЗ даёт возможность детям развивать свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений, разрешать эти противоречия.
Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом образовании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Это веселые игры, и творческие задания, и серьезная исследовательская работа, дающие комплексное развитие личности, практический старт на дальнейшую жизнь.
В Доме детского творчества «Павловский» большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, начиная с дошкольников и заканчивая старшеклассниками - будущими студентами. Некоторые из обучающихся неизменно видят себя специалистами в экологической области либо в научно-технической сфере.
В нашем учреждении реализуются такие общеобразовательные и общеразвивающие программы как комплексные программы «Родные истоки», «Экологическая азбука», а также «Путешествие по планете Земля», «Исследователи», интегрированная программа «Думай, действуй, твори!» (с основами ТРИЗ), в которых отражены темы экологии и проблемы окружающей среды.
Самым эффективным средством работы с обучающимися является педагогический поиск. Педагог учит детей самим находить ответ, дойти до сути. Он может сделать подсказку, если ребенку трудно справиться с заданием. Например, игра «Найди главное». Необходимо выделить главные 2 подсистемы из 5, которые являются частью системы:
поле – земля, растения, птицы, цветы, трава; библиотека – библиотекарь, шкафы, книги, формуляр для читателя, читальный зал; квартира – кухня, спальная комната, мебель, санузел, балкон. Данное задание интересно для них, но вызывает трудности при выборе главных подсистем.
Игры, загадки, сказки, рассказы на актуальные экологические темы воспитывают в детях разумное бережное отношение к окружающей природе. Они осознают, что животные – наши друзья, наши младшие братья, которым мы должны помочь сохраниться. Ребята начинают осознавать, что «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу…» [1, 54]
Занятия в Доме творчества по экологическому образованию и воспитанию с использованием элементов ТРИЗ для дошкольников и младших школьников проводятся в форме различных развивающих игр: «Данетка», «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Качели», «Найди целое и части», «Взаимосвязи» и др.
Дети учатся находить и разрешать противоречия, которые их окружают повсюду. Стараются сами увидеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте.
Дети, изучающие ТРИЗ, и получающие экологическое образование, находятся в постоянном поиске решения проблемы, нахождения причины, смысла вещей. Они рассуждают и начинают понимать и осознавать, что у каждого своя жизнь, даже у травинки, и что всё в этом мире взаимосвязано.
ТРИЗ формирует умение логически мыслить, развивает память, внимание, воображение, желание работать творчески и находить пути решения изобретательских и исследовательских задач.
Ребята, посещающие творческое объединение технической направленности и владеющие инструментами ТРИЗ, и в то же время ребята, посещающие объединения естественнонаучной направленности одинаково решают изобретательские задачи экологической тематики.
Особый интерес у школьников вызывают опыты и эксперименты при помощи «Цифровой лаборатории», где дружно работают юные исследователи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение рассматривать детально исследуемый объект, сравнивать и анализировать результаты опытов, экспериментов.
В Доме творчества «Павловский» существует уже много лет зооуголок, где дети наблюдают за животными, учатся ухаживать за ними. На занятия в зооуголок приходят не только юные зоологи, натуралисты, экологи, но и тризовцы.
Учащиеся творческого объединения «Эврика», изучающие ТРИЗ, активно участвуют в экологических мероприятиях районного и городского уровней, занимают призовые места наравне с объединениями экологов.
Ребятам среднего и старшего школьного возраста интересно решать различные творческие задачи, участвовать в интеллектуальных турнирах и викторинах.
Им нравится практикум «Руны разума» для нахождения решений в неопределенных и сложных ситуациях. Компанией «Эгорост» разработаны карты с использованием приемов разрешения противоречий ТРИЗ. Примеры из карточек: Изучи и рассмотри, только нужное бери (минимум). Рассмотри явление: в помехе – решение (вред в пользу). Хлам не храни, память береги. Отходы преврати в доходы (отходы). Дети с увлечением вербальными и невербальными способами (жестами, иллюстрацией) объясняют друг другу задания из карточек.
Не только специалистов, экологов, педагогов, но и наших обучающихся интересуют различные экологические задачи, в которых ставятся такие вопросы, как, например:
- Почему у ясенелистного клена плоды висят на растении всю зиму в отличие от других кленов?
- Как появление бобров может способствовать восстановлению древесной растительности по берегам реки?
- Каким образом лес способствует увеличению количества воды в почве?
Хочется отметить, что ТРИЗ и экологическое образование неразделимы. Оба направления актуальны. Законы экологии и законы ТРИЗ говорят нам о развитии систем.
И экологическое образование и ТРИЗ-педагогика включают в себя принципы взаимосвязи, интеграции, научности, непрерывности, систематизации.
Для реализации задач непрерывного экологического образования сегодня необходимы такие формы, методы и приемы обучения, которые позволят развивать творческое мышление обучающихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, определять причинно-следственные связи; методы, создающие условия для формирования интеллектуальных знаний, которые дадут возможность для обеспечения развития исследовательских навыков. Необходимы навыки в практической деятельности по решению проблем окружающей среды и сохранения зеленого мира.
Эти задачи помогут решить технологии ТРИЗ. Поэтому цель ТРИЗ – не только развивать творческое мышление и творческое воображение детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов на нашей планете.
Будем вместе все учиться экологической культуре – залогу непрерывного экологического образования. Формирование экологической культуры - это шаг к устойчивому развитию жизни.
Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития. Содержание непрерывного образования ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариативность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования.
Список литературы
- Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Издательство «Юность», М., 1992
- Валерий Суслов. Мир, в котором ты живешь. Издательство «Детская литература», М., 1976
- Вербицкий А.А. Журнал «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Т.12, вып.1, М., 2014
- Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Игры для ума. Сборник логических заданий и изобретательских задач. СПб.: 2013
- Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда: 1957
1990. Рекомендация No 117 МОТ: О профессиональном обучении//Женева: Международное бюро труда, 1991. – с. 1344-1366
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Издательство «Новая школа», М., 1993
- Петр Волцит. Нескучная биология. Научно-популярное издание. Издательство «Печатная слобода», М., 2015
- Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. Автор-составитель В.И.Тимохов. Издательство «ТРИЗ-ШАНС», СПб, 1996
- Семенова Л.П. Практикум: Руны разума. Издательство «Эгорост», Новосибирск, 2013
- Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. Издательство «КОСТА», СПБ , 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональных курсах при Институте непрерывного педагогического образования по теме «Игра - как средство воспитания и обучения школьников».
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявля...
Развитие творческой личности учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования
Решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет личность педагога. С личностью педагога спаяна творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругоз...
Грамота за активное участие в деятельности научно-педагогического Центра "Непрерывное педагогическое образование"
Грамота за активное участие в деятельности научно-педагогического Центра "Непрерывное педагогическое образование" и регулярную публикацию результатов педагогической деятельности....
Непрерывность филологического образования, механизмы преемственности.
Непрерывность филологического образования, механизмы преемственности...
Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы
Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...
Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста
В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!...
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...