Развитие творческой личности учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования
статья по теме
Решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет личность педагога. С личностью педагога спаяна творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора ,культуры, без развития способностей и устремления учителя к поиску более совершенных систем обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2013_dlya_peda.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Таболаева
Развитие творческой личности учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования
МОУ лицей №2 Краснооктябрьского района г.Волгограда
89173340148;e-mail:temnaia75@mail.ru
Решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет личность педагога. С личностью педагога спаяна творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора ,культуры, без развития способностей и устремления учителя к поиску более совершенных систем обучения. На творческий исследовательский характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский , И.Г.Песталоцции , А.Дистервег, К.Д.Ушинский. А.Дистверг писал, что «без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он дервенеет, каменеет, опускается.» К.Д.Ушинский подчёркивал, что «работа педагога нуждается в постоянном воодушевлении.» С.Т.Шацкий отмечал, что «процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим ,ищущим».Что же включает в себя понятие «творческая личность педагога»?Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя комплекса общих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода деятельности ,-эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности ,воли. развитого воображения. Становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного «багажа», непрерывно пополняемого и обогащаемого. Читать и думать о прочитанном , смотреть кинофильмы и спектакли ,посещать картинные галереи, видеть памятные исторические места необходимо учителю: без этого очень трудно «найти себя»в творческой деятельности. Но как включить каждого учителя в инновационную деятельность? Выход в создании образовательной программы школы. Важно было, чтобы каждый учитель: дал обоснованную характеристику общеобразовательных и развивающих программ, вновь вводимых в содержание образования в соответствии с новыми целями; доказал обоснованность коррекции учебного плана, вводимых в его школьный компонент специальных предметов, необходимость в изменении системы дополнительного образования. Исходя из этого, в школе должны произойти изменения в управлении: должны возникнуть новые формы и структуры; будут создаваться в школе методические службы, представляющие два пространства: рефлексивное и свободное пространство самоопределения и соуправления. Организуя инновационный процесс в начальной школе, должны появиться методические отделы: опытно-экспериментальный (планирование и обобщение опыта); консультативно – диагностический (опытные учителя помогают тем, кто начал эту работу); отдел по проблемам воспитания; аттестационный отдел (оказывает помощь учителям в прохождении аттестации),организация творческих лабораторий :дополнительного образования, правового воспитания, воспитания здорового образа жизни. Эти группы должны возникать на добровольной основе: учителя могут объединяться, чтобы решать вместе конкретную проблему. Для успешной работы сегодня нужно работать в тесной кооперации между собой: вместе планировать, вместе управлять, проводить взаимоконтроль, то есть решать все в совместной работе. Другое пространство – рефлексивное: педагогический совет, научно-методический совет, совещание при директоре и завуче. Это своего рода использование различных форм отслеживания и корректировки промежуточных и итоговых результатов и одновременно учеба каждого учителя. В течение учебного года каждый учитель должен готовиться к этим совещаниям по различным вопросам. При подготовке он обязательно должен изучить теорию вопроса, смотреть, что получается у него и его товарищей. Для учителя имеет большое значение общественное мнение в образовательном сообществе. Можно создать в школе методический кабинет, который будет оказывать помощь учителю, создавать условия для повышения профессионального мастерства и являться информационным центром. Здесь будут все (по возможности) современные педагогические журналы, педагогические новинки, вариативные учебники и программы, нормативно – правовая база, планирование, анализ и наработки школы за все годы. Вот тогда у педагога появиться творческий стиль в работе. Творческий стиль деятельности- это особый педагогический почерк учителя ,его индивидуальная манера работы. Формирование творческого стиля деятельности педагога зависит от комплекса внешних и внутренних условий.Сложившаяся система работы не решает полностью проблемы подготовки студента к творческой педагогической деятельности ,её необходимо совершенствовать в соответствии с требованиями школьной реформы .Чтобы уверенно подниматься по ступенькам педагогического мастерства ,учителю нельзя обезличиваться ,он обязан искать и найти себя, свой стиль деятельности ,раскрыть самобытность своей натуры. Творческий подход к делу ,подлинное мастерство предполагают индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором реализуются наиболее сильные стороны его личности. В учебном процессе всегда своеобразно сплавлено нормативное и творческое, обязательное и вариативное, типическое и индивидуальное. Прелесть творчества- в новизне , неповторимости, индивидуализированности решений, оригинальности подходов и средств .И если задуманное удается учителю, он испытывает высокое удовлетворение и может вслед за В.А.Сухомлинским с гордостью повторить: «Творение человека-это высшее счастье».
Литература:
1.Загвязинский В.И..Педагогическое творчество учителя.М.,2010г. 2.И.Б.Котова,Е.Е.Шиянов.Педагогическое взаимодействие. Ростов- на Дону,2006г
3.ЛещинскийВ.И.КузнецоваС.С.,Кульневич С.В..Всегда ли прав учитель? М.,1990г.
4.Петрова В.Н..Педагогическое сотрудничество или когда нравится учиться и учить./Журнал Директора школы №4.М.,1999г
5.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л..Искусство преподавания.М.,2003г.
6.Якиманская И.С. .Развивающее обучение.М.2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в начальной школе - это условия развития личности в культуросоо...
Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов
В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....
Выступление на региональных курсах при Институте непрерывного педагогического образования по теме «Игра - как средство воспитания и обучения школьников».
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявля...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования». ...
Грамота за активное участие в деятельности научно-педагогического Центра "Непрерывное педагогическое образование"
Грамота за активное участие в деятельности научно-педагогического Центра "Непрерывное педагогическое образование" и регулярную публикацию результатов педагогической деятельности....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...
Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...