"Азбука здоровья"
рабочая программа (1 класс)
Кружок "Азбука здоровья", в рамках внеурочной деятельности. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abuka_zdorovya.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука здоровья
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Русской академии образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», авторская программа О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Направленность программы – спортивно-оздоровительное направление.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Актуальность:
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей младшего школьного возраста, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, здоровья педагогов, психологического климата в школе, правильное питание.
Сегодняшняя эпоха глобализации оборачивается унификацией, стремлением к упрощению, повсеместным распространением готовых полуфабрикатов стандартного веса и стандартного вкуса. В итоге вырабатываются навыки нездорового питания, а процесс приготовления пищи утрачивает главное – творчество.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Цели:
- дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- познакомить с русскими кулинарными традициями;
- помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей знаний о законах здорового питания;
- расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;
- формирование представлений о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём здоровье.
Программа рассчитана на обучающихся 1-го класса.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов –66 часов (2 часа в неделю).
Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- установка на здоровый образ жизни;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
- выполнять правила общения с людьми;
- жить с друзьями в мире и согласии;
- выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
- применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
- умение донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
- высокий уровень информированности обучающихся о здоровом образе жизни;
- повышение активности обучающихся в мероприятиях школы, класса.
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы внеурочной деятельности |
Тема 1. Здравствуйте, друзья. (2 часа) Формирование знаний о вежливый словах, обогащение словарного состава. Правила этикета: знакомство. Игра «Азбука волшебных слов» | Познавательная | Познавательная беседа. Диагностическая методика «Настроение». |
Тема 2. Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты. (2 часа) Знакомство с витаминами; разгадывание загадок; дидактическая игра «Где что растёт», игра «Шифровальщики». | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 3. Умеем ли мы правильно питаться. (2 часа) Чтение стихов под музыкальное сопровождение с выполнением упражнений; оздоровительная минутка «Вершки и корешки»; советы Доктора Айболита | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 4. Каша к завтраку нужна, каша каждому важна. (2 часа) Игра «Пословицы перепутались». Беседа «Полезные свойства каши» Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку». | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 5. Цена ломтика (2часа) Чтение стихов о хлебе, разгадывание загадок о хлебе. | Познавательная | Познавательные беседы |
Тема 6. В гостях у молока .(2часа) «Молочная каша – пища наша» - работа со схемами. Кроссворд «Молочные продукты». | Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Тема 7. Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой.(2часа)\ Знакомьтесь – тетя Дина, наш школьный шеф-повар. Секреты поварского искусства. Интервью с поваром. Чтение и обсуждение стихотворений. | Познавательная | Познавательные беседы |
Тема 8. Мы за чаем не скучаем. (2часа)\ История появления чая в России.. | Познавательная | Познавательные беседы |
Тема 9. Разработка проекта по теме «Завтрак в моей семье».(2часа) Беседа о пользе завтрака. Рецепты вкусных и полезных завтраков. Создание брошюры рецептов «Завтрак в моей семье». | Проблемно-ценностное общение | Групповая работа |
Тема 10. Причины болезни. (2 часа) Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 11. Признаки болезни. (2часа) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Игра-соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?». | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 12. Как здоровье? (2часа) Игра-соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье». Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам». | Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Тема 13. Как организм помогает себе. (2 час) Повторение причин болезни. Режим дня. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовиться к школе». | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 14. Здоровый образ жизни. (2 часа) Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации Игра «Вставь словечко». Мудрые слова доктора Свежий Воздух. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 15. Какие врачи нас лечат. (2 часа) Повторение составляющих ЗОЖ. Самоанализ здоровья. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 16. Инфекционные болезни. (2 часа) Игра-соревнование «Кто больше знает?». Анализ стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура…» | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 17. Прививки от болезней. (2 часа) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Прививка». Ирга «Полезно – вредно». | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 18. Какие лекарства мы выбираем. (2 часа) Игра «Кто больше знает?». Беседа «Из чего получают лекарства». Оздоровительная минутка. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 19. Домашняя аптечка. (2часа) Игра «Светофор здоровья». Анализ стихотворения С. Михалкова «Для больного человека..» Аптека дома. Это полезно знать! | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 20. Отравление лекарствами. (2часа) Беседа по теме. Признаки лекарственного отравления. Первая помощь при отравлениях. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 21. Пищевые отравления. (2часа) Беседа по теме. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 22. Если солнечно и жарко. (2часа) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед». Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 23. Если на улице дождь и гроза. (2часа) Беседа по репродукции картины «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Практическая работа «Помоги себе сам!» | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 24. Опасность в нашем доме. (2чаас) Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы». Правила безопасного поведения в доме. Игра «Светофор здоровья». | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 25. Как вести себя на улице. (2 часа) Рассказ учителя. Правила перехода улицы. Правила безопасного поведения в транспорте. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 26. Я принимаю подарок. (2 часа) Игра «Закончи предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если ты пришел на ёлку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!» Игра «Подбери слова благодарности». | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 27. Что такое дружба. (2часа) Игра «Закончи рассказ», игра «Хочу быть. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (2чаас) Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…». Игра «Любит – не любит». | Игровая деятельность | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 29. Чистота и здоровье. (2часа) Праздник чистоты с Мойдодыром. Игра «Три движения. | Игровая деятельность | Социально моделирующая игра |
Тема 30 - 31. Откуда берутся грязнули?. (1час) Чистота и порядок. (2 часа) Игра – путешествие. Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуации в стихотворении Л. Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить. | Игровая деятельность | Социально моделирующая |
Тема 32. Будем делать хорошо и не будем плохо. (2 часа) Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Игра «Кто больше знает?» | Игровая деятельность | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (2часа) Игра - путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. | Культура здорового образа жизни | Оздоровительные процедуры |
.
4. Тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Количество часов | |
Аудитор ные | Внеуади торные | |||
Здравствуйте, друзья. | 2 | |||
Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты. | 2 | |||
Умеем ли мы правильно питаться. | 2 | |||
Каша к завтраку нужна, каша каждому важна. | 2 | |||
Цена ломтика | 2 | |||
В гостях у молока. | 2 | |||
Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой. | 2 | |||
Мы за чаем не скучаем. | 2 | |||
Разработка проекта по теме «Завтрак в моей семье». | 2 | |||
Причины болезни. | 2 | |||
Признаки болезни. | 2 | |||
Как здоровье? | 2 | |||
Как организм помогает себе. | 2 | |||
Здоровый образ жизни. | 2 | |||
Какие врачи нас лечат. | 2 | |||
Инфекционные болезни. | 2 | |||
Прививки от болезней. | 2 | |||
Какие лекарства мы выбираем. | 2 | |||
Домашняя аптечка. | 2 | |||
Отравление лекарствами. | 2 | |||
Пищевые отравления | 1 | 1 | ||
Если солнечно и жарко. | 2 | |||
Если на улице дождь и гроза. | 2 | |||
Опасность в нашем доме. | 1 | 1 | ||
Как вести себя на улице. | 2 | |||
Я принимаю подарок. | 2 | |||
Что такое дружба. | 1 | 1 | ||
Кто может считаться настоящим другом. | 1 | 1 | ||
Чистота и здоровье. | 2 | |||
Откуда берутся грязнули? | 2 | |||
Чистота и порядок. | 2 | |||
Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 | 1 | ||
Путешествие в страну здоровья. | 2 |
ЗОЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Азбука здоровья"
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...
Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
Программа для учащихся классов-групп....
Внеурочное занятие по формированию здорового образа жизни во 2 классе на тему "Азбука Здоровья".
Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер...
Конспект занятия по программе «Азбука здоровья». 2класс Беседа «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" беседа "Пейте дети молоко - будете здоровы"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" "Пейте, дети, молоко, будете здоровы!"
Занятие отвечает требованиям ФГОС...
«Азбука здоровья»ГБНОУ Школа здоровья индивидуального развития
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, ...
Занятие по здоровому образу жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"
Знакомство детей с правилами Здорового образа жизниПамятка родителямПрограмма здоровья для семьи...