Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
статья на тему
Эта статья посвещена новому курсу "Мир деятельности". В ней дано краткое описание данного курса, его основные содержательно-методические линии и особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya__pedsovet_dokument_microsoft_office_word.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
МБОУ СОШ №4
учитель начальных классов
Барабанова Марина Николаевна
г.о Железнодорожный
2012 г.
Изменившиеся условия жизни нашего общества заставили работников сферы образования полностью пересмотреть свое отношение к формам и методам работы с учащимися и изменить свой подход к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, где ведущей стала проблема формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя и творца.
Поэтому разработчики нового Федерального государственного образовательного стандарта выдвигают в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам , а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоcпитанию и саморазвитию .
Целью же такого образования должно стать общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В основе этой идеи лежит системно-деятельностный подход. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Полностью соответствовать данной идеи позволяет технология деятельностного метода (ТДМ).
Понимая необходимость и актуальность процессов, протекающих в сфере образования, многие школы нашего города уже давно в своей практике используют ТДМ. Наша школа с 2004 -2009года являлась инновационной площадкой на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством д.п.н. Л.Г.Петерсон по внедрению ТДМ. С 2009 года и по настоящее время в школе работает городской Ресурсный центр по теме: « ТДМ на уроках различной предметной направленности в начальной школе».
С 15 декабря 2011 года МБОУ СОШ№4 и Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РС под руководством д.п.н. Л.Г.Петерсон заключили договор на проведение научно-эксперементальной работы по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ- начальная школа- средняя школа». И как естественное и логичное продолжение данной темы в нашей школе был взят на реализацию надпредметный курс «Мир деятельности»(МИД), в основу которого легла ТДМ. ТДМ обеспечивает системное прохождение на каждом уроке первого шага формирования всего комплекса УУД ФГОС.
Прохождение второго шага формирования УУД − мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках данного курса (МИД), который рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю, включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD-диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку , а также комплекс учебных материалов для детей (учебное пособие, разрезной материал , наклейки, эталоны)
Данный курс определяет четыре главные содержательно-методических линии, которые соответствуют четырем основным УУД: организационно-рефлексивная, коммуникативная, познавательная, воспитательная.
Ведущей и основной линей данного курса является организационно-рефлексивная линия, рассчитанная на 9 часов и формирующая первичное представление об учебной деятельности , её цели и результате, двух основных этапах. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).
На познавательную линию отводится 1 час. У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Коммуникативная линия рассчитана на 3 часа. Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности , приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке , правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
На ценностную линию отводится 6 часов .У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности , как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ. Организуется работа над качествами личности ,помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения критериально оценивать свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. Поэтому особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексивных общеучебных умений).Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода , формируя, таким образом, надпредметные умения. Данный курс формирует и оттачивает те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
К концу учебного года учащиеся познакомились с ролью учителя в учебном процессе ,поняли необходимость постоянного использования двух ведущих шагов учебной деятельности, познакомились с понятием планирование учебной деятельности и правилами поведения на уроке, освоили правила работы в парах и группе, узнали какую роль играют в учебной деятельности личностные качества ученика такие как терпение и активность , уважение и терпимость к другим, получили представление о том, что значит быть внимательным. Познакомились с понятием «затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека и общества ,учились правильно относиться к затруднению в учебной деятельности и применять полученные знания в жизненных ситуациях. Познакомились с понятием алгоритм, научились им пользоваться и применять в процессе урока.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Технология деятельностного метода позволяет учителю: ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения, переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне , в соответствии со своими возможностями, уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования, которые мотивируют к дальнейшему развитию, вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.
В заключении важно отметить , по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
Данная презентация может являтся сопровождением к статье "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД", а так же быть кратким самостоятельным пособием основ данного курса....
Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды
Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....
Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....
Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.
Навык работы с текстом приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...
" ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО"
Выступление на ШМО учителей физической культуры...
Комментарии
Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД".