КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка на тему
По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобрительным высказыванием), а помогут понять причину ошибки. Он должен относиться к проверочной работе, как к возможности проверить свои знания, выяснить, что он знает и умеет. Нормой в работе педагога при оценке учащегося становится определение степени индивидуального продвижения ребёнка в режиме саморазвития, а не сравнение его результатов с результатами других детей. Необходимость обучения детей навыкам самостоятельной познавательной деятельности порождает требование заменить контроль и оценку со стороны учителя самоконтролем и содержательной самооценкой учащихся. В процессе экспертизы полученных результатов важным становится умение учащегося осуществлять рефлексивные действия, т.е. умение отвечать на вопросы:
- чему я научился;
- что у меня получается;
- какие ошибки мной допущены и почему;
- как их устранить?
На уроке необходимо использовать специальные задания, формирующие у учащихся универсальные учебные действия контроля и оценки. Кроме того, важно организовать совместную контролирующую деятельность учителя и учащегося с помощью различных приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_n.n._rabota.docx | 520.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Миронова Н. Н.
МБОУ «СОШ №14»
По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобрительным высказыванием), а помогут понять причину ошибки. Он должен относиться к проверочной работе, как к возможности проверить свои знания, выяснить, что он знает и умеет. Нормой в работе педагога при оценке учащегося становится определение степени индивидуального продвижения ребёнка в режиме саморазвития, а не сравнение его результатов с результатами других детей. Необходимость обучения детей навыкам самостоятельной познавательной деятельности порождает требование заменить контроль и оценку со стороны учителя самоконтролем и содержательной самооценкой учащихся. В процессе экспертизы полученных результатов важным становится умение учащегося осуществлять рефлексивные действия, т.е. умение отвечать на вопросы:
- чему я научился;
- что у меня получается;
- какие ошибки мной допущены и почему;
- как их устранить?
На уроке необходимо использовать специальные задания, формирующие у учащихся универсальные учебные действия контроля и оценки. Кроме того, важно организовать совместную контролирующую деятельность учителя и учащегося с помощью различных приёмов.
Первый приём, который я использовала:
- раскрытие перед учащимся его достижений в учении (что знает и умеет хорошо);
Этап осмысления. Освоив теоретический материал, у меня возникла идея в создании такой «Дорожной карты», где было бы видно продвижение каждого ученика и класса (в целом) в усвоении каждой компетенции по предметам. Хотелось, чтобы она была мобильная, функциональная, интересная для ребят. Необходимо было выбрать из программы компетенции, которые должны усвоить ребята по математике, русскому языку в данном классе (стандартные предметные знания). Появилась Карта предметных компетентностей по предметам. Тут нужно учитывать особенности учебных программ, т.к. последовательность изучения по одному предмету у разных авторов может быть различной. В центре карты была интересная картинка, т.к. игра в начальной школе – один из ведущих видов деятельности. Для многофункциональности основу карты ламинировали. Вот такая у меня получилось дорожная карта по русскому языку.
Этап внедрения. Появилась необходимость в создании Программы контроля в усвоении предметных компетентностей по четвертям, необходимость осуществлять совместный с учащимися контроль: в форме сличения способа действия и полученного результата с заданным эталоном. Измерителями результатов могут быть: проверочные работы, диктанты, тесты, специальные диагностические задания. После урока контроля с ребятами выставляли полученные результаты в «Дорожную карту» условными значками. Возникала такая целостная картинка, что класс научился делать хорошо, а что ещё не получается. Наглядно видно было, какие компетентности западают у каждого ученика в отдельности. Дорожная карта помогала дифференцировать учебный процесс с учётом индивидуальных результатов. Информация, полученная в результате педагогической диагностики, позволяла своевременно провести коррекционную работу, если отсутствовала положительная динамика.
Второй приём:
- совместный анализ недостатков в работе, поиск причин их появления (что пока не получается и почему); Во 2 классе писали комплексную пробную работу, написали плохо, потом долго её анализировали с ребятами, искали причины, почему не справились: не вчитывались в текст; плохо понимали инструкцию; не могли применить свои знания в измененной и новой ситуации (требовалось узнать, насколько длина кита больше длины кашалота). Потом работу переписали, результаты были уже лучше. Ребята рефлексируя, говорят: не выучил алгоритм разбора слов по составу, поэтому не справился с заданием; не выучил таблицу умножения; не хватило времени на выполнение задания.
Третий приём:
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).
Этап коррекции. В классе много детей с нарушением фонематического слуха, поэтому ребята плохо пишут под диктовку. Пришли с ними к выводу, что нужна постоянная работа над ошибками, нужен алгоритм работы по каждой орфограмме. Начали такую работу проводить на уроках русского языка. Распечатали алгоритм на каждую орфограмму, учились делать работу над ошибками. Обычно диагностика проводится на специальных уроках – уроках контроля. На таких уроках может осуществляться не только предметный контроль (проверка усвоения знаний, умений и навыков), но и комплексная диагностика, позволяющая оценить достижения предметных и метапредметных результатов. Регулярное проведение подобной диагностики даёт возможность определить индивидуальный прогресс каждого ученика в обучении и развитии.
Выводы по контролю и оценке (по ФГОС): - необходимо использовать содержательное оценивание учебных достижений; - применять приёмы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки; - учебный процесс должен носить рефлексивный характер; - использовать безотметочное обучение, либо ослабить функцию отметки; - поощрять познавательную активность и самостоятельность ребят.
Ожидаемые результаты. Будут сформированы УУД (универсальные учебные действия):
- контроля и оценки;
- рефлексивные;
- личностные.
Литература
- Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. Методическое пособие. – Москва: Издательство «Аркти», 2013. – 152с.
- Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. – Томск: «Пеленг», 1993. – 61с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. Методическое пособие. – Москва: 5 за знания. 2008. – 128с.
- Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования. Текст./ А. Б. Воронцов// Методист. 2002. - №1. - с.4 - 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.
Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных комму...
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников
Выступление на ШМО...
Контрольно-оценочная деятельность как основа формирования самостоятельности младших школьников
методические рекомендации...
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...