Презентация "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
презентация по теме

Барабанова Марина Николаевна

Данная презентация может являтся сопровождением к статье "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД", а так же быть кратким самостоятельным пособием  основ  данного  курса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД МОУ СОШ №4 у читель начальных классов Барабанова Марина Николаевна г.о Железнодорожный 2012 г.

Слайд 2

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца , как условие безопасности , успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Слайд 3

Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам , а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовомпитанию и саморазвитию .

Слайд 4

Федеральные государственные образовательные стандарты Цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. ФГОС

Слайд 5

Системно -деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтобы уметь решать любые задачи.

Слайд 6

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и другие умения. Выделяют следующие этапы: 1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 2.Приобретение знаний о способе выполнения действия. 3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. 4.Контроль умения выполнять действия.

Слайд 7

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. 5 6 9 8 3 4 7 1 2 Технология деятельностного метода (ТДМ) обеспечивает системное прохождение на каждом уроке 1 шага формирования всего комплекса УУД ФГОС

Слайд 8

Прохождение 2-го шага формирования УУД − мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)»

Слайд 9

КУРС «Мир деятельности». (32 часа, 1 час в неделю) Включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, С D -диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку , а также комплекс учебных материалов для детей (учебное пособие, разрезной материал, наклейки, эталоны)

Слайд 10

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Слайд 11

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Содержательно-методические линии курса «Мир деятельности» Р К П Л УУД ФГОС

Слайд 12

Организационно-рефлексивная линия ( 9 часов). У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности , её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги , а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).

Слайд 13

Виды УУД Примеры тем курса «Мир деятельности» ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ «Ставлю цель». «Результат открытия нового знания. Эталон». ПЛАНИРОВАНИЕ «Ключи к новым знаниям». «Планирование учебной деятельности». КОНТРОЛЬ «Как проверить свою работу». «Подробный образец». КОРРЕКЦИЯ «Я знаю. Я умею». «Как выяснить, что я не умею». «Как превратить своё неумение в умение». «Алгоритм исправления ошибок». ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИНИИ

Слайд 14

Урок 1 (организационно-рефлексивная линия) Тема: Учиться… А что это значит? Основные цели: Сформировать представление об учебной деятельности (два шага). Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир учебной деятельности» по формированию УУД у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности», так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися 2 основных шагов учебной деятельности и их выполнения.

Слайд 15

Данный урок рекомендуется проводить первым в начале учебного года. Важно обратить внимание на основные моменты урока : Новое знание для учеников заключается в открытии того, что ученик учится сам , и выполняет 2 основных шага учебной деятельности: «что я не знаю» и «сам найду способ».

Слайд 16

Познавательная линия (1час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Слайд 17

С-32 № Тема урока Класс 1. Учусь анализировать 2 2. Учусь сравнивать 2 3. Работа с текстом 3 4. Наблюдение как метод познания 4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ

Слайд 18

Коммуникативная линия(3часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности , приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке , правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Слайд 19

С-31 № Тема урока Класс 1. Учимся дружно. Правила работы в группе 1 2. Я – автор, я – понимающий 2 3. Работаем вместе: автор и критик 3 4. Что такое сотрудничество? 4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ

Слайд 20

Урок 5 (коммуникативная линия) Тема: Учимся работать в парах. Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности . Представленный урок является первым в цикле уроков по данной линии и является ключевым в формировании коммуникативных умений у первоклассников. Важно обратить внимание на основные моменты урока: Новое знание для учеников заключается в открытии основных правил парной работы: «если не понял, переспроси», «свое несогласие высказывай вежливо», «работать должны оба», «один говорит, другой слушает».

Слайд 21

Пробное задание дается после работы в парах, которая может быть успешной или нет. Ученикам предлагается назвать правила работы в парах и определить, правильно ли они действовали.

Слайд 22

Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности , как ЖИЗНЬ , ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ. Организуется работа над качествами личности ,помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Слайд 23

С-33 № Тема урока Класс 1. Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности 1 2. Ценности нашей жизни. Знание 2 3. Верю в себя! 3 4. Уважение и терпимость к другим 4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ЦЕННОСТНОЙ ЛИНИИ

Слайд 24

Урок 4 (ценностная линия) Тема: Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности. Основные цели: Сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности». [1] Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения. Заметки на полях: Данный урок является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность», как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе.

Слайд 25

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться , готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими , сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Слайд 26

Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха» . Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Слайд 27

Итог этой работы подводится в конце урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха» . Ученики могут критериально оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

Слайд 28

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» Карта заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели(5-ти) дней на любом предметном уроке , проводимом в технологии деятельностного метода обучения.

Слайд 29

Общие рекомендации Вместе с тем, в соответствие с результатами самодиагностики, учитель и дальше может использовать индивидуальные карты на любом уроке, проводимом в ТДМ. На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная диагностика и две шкалы: знаю и умею. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) по следующим критериям: высокий уровень (если выше средней линии), средний уровень (на уровне средней линии), ниже среднего и низкий. Также, у учителя есть возможность оценить, насколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик

Слайд 30

Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся рефлексивной оценки своих общеучебных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения по программе «Мир деятельности». Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ ( организационно-рефлексифных общеучебных умений). Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода , формируя, таким образом, надпредметные умения.

Слайд 31

Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю (возможно за счет школьного компонента, в рамках проведения классных часов или во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно. Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ) . В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.

Слайд 32

Технология деятельностного метода позволяет учителю: СИСТЕМНО, НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО обеспечивать результаты ФГОС; систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования; каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения; переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне, в соответствии со своими возможностями; уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей), которые мотивируют к дальнейшему развитию; вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.

Слайд 33

По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"

Эта статья посвещена новому курсу "Мир деятельности". В ней дано краткое описание данного курса, его основные содержательно-методические линии и особенности....

Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.

Навык работы с текстом  приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...