сенсорное воспитатание детей через дидактические игры
проект
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное воспитание детей через дидактические игры | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Вторая младшая группа
Самообразование по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Ожидаемые результаты:
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- совершенствование предметно-развивающей среды.
Актуальность выбранной темы
Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение»,1988 2.Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников М.: «Просвещение» ,2008 3.Богуславская З.М, Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего возраста» 4.Э.Дум « Цвет, форма, количество» 5Афанасьева И.П. « Маленькими шагами в большой мир знаний». Детство-пресс, 2005 | |
Работа с детьми | Сентябрь | создание предметно-развивающей среды, окружающей ребенка | Подбор дидактических игр, пособий для сенсорного развития детей |
Октябрь | Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек» « Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку) «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) « Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) | Подготовить картотеку дидактических игр на развитие тактильных ощущений. | |
Ноябрь | |||
Декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) | Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление понятия формы. | |
Январь | |||
Февраль | Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте» «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка) «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера) «Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше) | Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление понятия величины. | |
Март | |||
Апрель | Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет ?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) «Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) «Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета) | Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление цвета. | |
Май | |||
Работа с семьёй | Январь | Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | |
Март | Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | ||
Апрель | В какие игры полезно играть с детьми. Проведение консультации для родителей о том, какие игры нужно покупать детям и как правильно нужно в них играть. | Выставка дидактических игр по сенсорному воспитанию. | |
Самореализация | Апрель | Открытый показ в младшей группе. | Открытое занятие с применением новых технологий. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | Выступление на педсовете. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,...
Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры с учетом ФГОС
консультация для воспитателей...
Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...
«Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетичес...
Доклад на методическое объединение «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Доклад на методическое объединение «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».
Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит сенсорное развитие, направленное на формирование...