«Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».
консультация

Муратова Лиана Радиковна

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka_i_didakticheskie_igry.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».

Мир входит в жизнь ребенка постоянно. Сначала ребенок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребенок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многое другое. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах увлекательных и доступных ребенку.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Игра - это потребность растущего организма. В игре развивается физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя (родителя).

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребенок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке. В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. А также дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем возрасте ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель (родитель) формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов.

Во время занятий у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель (родитель).

Дидактические игры в одних случаях выступают своеобразной формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других –дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель (родитель) в одно время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов. Воспитатель предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Если тщательно подготовиться к игре, то само ее проведение не вызовет у него затруднений. Мера участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия воспитанников советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный

результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребенка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.

Развивающие дидактические упражнения для занятий с детьми.

«Что катится?»

Эта игра познакомит ребенка с формами предметов. Организуйте веселую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку будет все равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймет, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребенка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек»

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребенку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребенка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы»

Перед ребенком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки.

Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнения – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол»

Маленький ребенок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребенка помочь куклам. Если сначала ребенок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая.

Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребенка.

«Запомни картинку»

Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображен какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребенком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой еще не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребенка.

«Будь внимателен»

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки»

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать легкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребенок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображен ие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

сенсорное воспитатание детей через дидактические игры

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирова...

Коррекция и развитие памяти через дидактические игры.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассной деятельности дидактические игры и занимательного материала, что способствует создан...

Доклад на методическое объединение «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Доклад на методическое объединение «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка и дидактические игры».

Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит сенсорное развитие, направленное на формирование...