рабочая программа кружковой работы "Леопольд"
рабочая программа

Федосеенкова Анастасия Владимировна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Пояснительная записка

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель разработки

- формирование социально-активной личности;

- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально - личностному развитию в старшей, средней группах ДОУ.

 

Работа в мастерской предусматривает:

  Формирование нравственно - патриотических представлений;

  формирование социально-активной личности;

 развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 77 «Машенька»

Одобрено на заседании                                                                          Утверждаю:

педагогического совета                                                                          Заведующий МБДОУ

от  ____________                                                                                     Маркова О.А.

Рабочая программа кружковой работы

«Леопольд»

Разработчик:

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Федосеенкова А.В.

                                                           

Смоленск, 2018

Содержание

1.Целевой раздел                                      

1.1.Пояснительная записка

1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса  

1.3. Ожидаемые результаты освоения программы    

2 Содержательный раздел    

2.1. Задачи рабочей программ

2.2. Содержание работы

2.3. Методическое  обеспечение

3. Организационный  раздел

3.1. Формы организации обучения безопасности

3.2. Организация занятий

3.3. Перспективный план работы

3.4. Результаты освоения программы

Список литературы


1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Пояснительная записка

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель разработки

- формирование социально-активной личности;

- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально - личностному развитию в старшей, средней группах ДОУ.

Работа в мастерской предусматривает:

  • Формирование нравственно - патриотических представлений;
  • формирование социально-активной личности;
  • развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
  • воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

В Соответствии с Приказом МоиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.№1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям  образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…»

Целевые ориентиры на этапе завершения:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении познавательно – исследовательской деятельности. Конструировании и др.;

-ребенок обладает установкой положительного  отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, настроения речевого высказывания в ситуации общения;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3 Ожидаемые результаты освоения программы

Дошкольник,  в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется сознанием милосердия и сострадания, пониманием важности положительного отношения к природ, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, видению способами поведения, овладение речью, использованием полученной информации в специально организованной  совместной и самостоятельной деятельности( трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной),с ярко выраженным эмоциональным настроем

-

2. Содержательный раздел

2.1 задачи рабочей программы

Задачи:

  1. Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
  2. Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  3. Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
  4. Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
  5. Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
  6. Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

Основа работы– это постепенность погружения детей в мир традиций и происхождения нашего народа, в особенности его связей с жизнью.  Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка.

Сплотить детский коллектив через совместное творчество.

2.2. Содержание работы

Работа в мастерской предусматривает:

  • Формирование нравственно – эстетических представлений;
  • Формирование координации зрительно-двигательной системы ребенка;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
  • Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
  • Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
  • Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

2.3. Методическое обеспечение

Методические рекомендации по организации

и методике проведения занятий

Для реализации программы необходимо наличие светлого уютного помещения, где можно расположить рабочие столы и стулья, школьную доску для фронтального обучения детей, стенды для проведения выставок детских работ, шкаф для хранения дидактических и методических материалов и оборудования, мультимедиа аппаратуру для транслирования учебных презентаций и видеофильмов. Также в учебном кабинете необходимо иметь дидактические средства обучения: технологические карты, схемы, плакаты, иллюстрации готовых работ, шаблоны и выкройки, специальную литературу и др.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую и практическую часть, закрепляющую теоретические знания.

Важной задачей педагога является создание внутри коллектива таких условий, чтобы каждый из детей почувствовал себя «творческой индивидуальностью». Необходимо давать ребенку «творческую свободу», но при этом он должен уметь обосновать свой выбор и действия.

В процессе межличностного общения внутри коллектива ребята формируют коммуникативные навыки, что благотворно влияет на их самооценку, и комфортного пребывания в обществе.  

3. Организационный раздел

3.1. Формы организации творческой мастерской

- Работа в кружке «Леопольд»

- беседы – диалоги

- чтение литературы

- дидактические и подвижные игры

- работа с демонстрационным материалом

3.2. Организация занятий

Работа с детьми в кружке «Леопольд» проводится во вторую половину дня 1 раз в две недели. Длительность занятия 25 – 30 минут

Основные задачи и разделы

раздел

задачи

· Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Перспективное планирование

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1. «Давайте познакомимся»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4. «Рассказ о Севере и северном олене»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Цель: расширить представление детей о природе Севера, его животном мире, дать представление о северном олене; воспитывать любовь к родному краю.

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»

2. «Щедрые дары природы»(Север России)

3. «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»

(викторина)

4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, с северной аптекой; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине – России, стремление узнать природу Земли.

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Декабрь

1. «История возникновения герба родного посёлка»

2. «Что такое генеалогическое дерево»

3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.

2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.

Программное содержание:

1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.

2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Январь

Февраль

1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

2. «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

4. «Права и обязанности ребёнка»

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг печки»

3. «Защитники земли русской»

4. «Есть такая профессия – Родину защищать»

(Экскурсия в воинскую часть)

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.

2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

Программное содержание:

1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.

2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:

· гражданственности, патриотизма;

· представлений о нравственности;

· трудолюбия;

· экологической культуры;

· эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;

· коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;

· физической культуры и навыков здорового образа жизни.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»

3. «Русские народные промыслы»

4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой поселок: вчера и сегодня»

3. « Поляна детства»

4. «Мы – патриоты»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Литература:

1.Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е. Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература"

Рабочая программа кружковой работы  "Занимательная литература"  для 4го класса...

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...

Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"

Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в  оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...

Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...

рабочая программа кружковой работы Театральная студия

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Театральная студия"...