Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература"
методическая разработка (4 класс) на тему

Авраменко Алла Сергеевна

Рабочая программа кружковой работы  "Занимательная литература"  для 4го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docxnuzhno.docx13.56 КБ
Файл rabochaya_programma.docxnuzhnaya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование 4 класс

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Кол-во часов

1

Россия -край родной

0,5

2

Россия -край родной

0,5

3

Стихи и сказки писателей

0,5

4

Стихи и сказки писателей

0,5

5

Веселые уроки

0,5

6

Веселые уроки

0,5

7

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

8

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

9

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

10

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

11

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

12

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

0,5

13

Сказочные человечки

0,5

14

Сказочные человечки

0,5

15

Сказочные человечки

0,5

16

Сказочные человечки

0,5

17

Сказочные человечки

0,5

18

Русские богатыри

0,5

19

Русские богатыри

0,5

20

Русские богатыри

0,5

21

Рассказы и сказки о детях

0,5

22

Рассказы и сказки о детях

0,5

23

Рассказы и сказки о детях

0,5

24

Рассказы и сказки о детях

0,5

25

Рассказы и сказки о детях

0,5

26

Рассказы и сказки о детях

0,5

27

Рассказы и сказки о детях

0,5

28

Сказочная страна

0,5

29

Сказочная страна

0,5

30

Сказочная страна

0,5

31

Сказочная страна

0,5

32

Сказочная страна

0,5

33

Сказочная страна

0,5

34

Сказочная страна

0,5

35

Сказочная страна

0,5

36

Итоговое занятие

0,5

Итого

18



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

объединения дополнительного образования детей «Занимательная литература»

(культурологическая направленность)

Пояснительная записка

В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования информационной культуры чтения школьника, т.к. с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий он включается в бескрайнее информационное пространство. Из различных каналов коммуникации дети получают огромное количество информации, в том числе негативной, неточной, агрессивной. Учительская практика показывает, что школьники недостаточно хорошо умеют ее анализировать, систематизировать и критически оценивать, затрудняются при составлении собственных информационных продуктов (рефератов, докладов, сочинений). Данные мониторинга посещаемости библиотек выявили, что читательская активность младших школьников невелика, у детей слабо отработан навык работы с фондом, с книгой, с текстом.А между тем, освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку привлекательной для ребёнка. В формировании информационной культуры чрезвычайно велика роль семьи. Без поддержки родителей сложно воспитать грамотного читателя.

Суть концепции информационной культуры личности в том, что массовое повышение уровня информационной грамотности общества возможно лишь при организации специального обучения учащихся. Такая работа в школе ведётся, но нет системы взаимодействия между учителем и библиотекарем. А на эффективный результат работы по формированию информационной культуры у детей начальной школы можно надеяться только в случае объединённых усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки. И эффективнее всего работать по совместной программе. Направление объединения - культурологическое. Программа курса " Занимательная литература " адаптирована к нашей школе. Программа  охватывает комплекс получения знаний по культуре чтения, библиотечно-библиографической грамотности.

Читательская культура (приобретение читательских навыков, читательской активности, вдумчивой, заинтересованной работой с книгой):

 осознанный выбор тематики чтения;

 систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

 знание правил гигиены чтения;

 владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге,

усвоение и глубокое понимание прочитанного;

 умение использовать и применять на практике полученную информацию,

почерпнутую из различных источников.

Библиотечно-библиографические знания (набор умений и навыков работы с книгой, с каталогами, с информационными изданиями: энциклопедиями, словарями, справочниками)

 знание читателем правил пользования библиотекой;

 передача знаний о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических

пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на

литературу;

 освоение навыков ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом

аппарате библиотеки.

Цель программы объединения: создание модели взаимодействия участников воспитательного процесса по формированию информационной культуры учащихся начальной школы.

Место в учебном плане

В 4 классе  занятие проводятся один раз в неделю 0,5ч. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 18 ч. (+ 2 недели каникул)

Задачи:

1. Обозначить систему условий, способствующих формированию информационной культуры младших школьников.

2. Определить содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование функционально грамотного читателя.

3. Установить критерии и показатели оценки результативности воспитательного процесса, разработать систему диагностики.

Формы организации занятий

 Литературные игры

 Конкурсы-кроссворды

 Библиотечные занятия

 Путешествия по страницам книг

 Проекты

Ценностные ориентиры содержания курса.

 Содержание программы курса «Занимательная литература» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

 Программа курса способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание  занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные результаты .

Личностными результатами являются следующие умения:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

 определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на занятии;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

 учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

 Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Ожидаемые результаты

1. Повышение эффективности работы по воспитанию информационной культуры младших школьников в соответствии с разработанными критериями.

2. Получение основ информационной культуры учащимися начальных классов, опыта поиска и отбора необходимой информации.

3. Развитие положительной читательской мотивации у детей.

4. Умение ориентироваться в потоке книжной информации.

5. Умение выбрать нужную интересную книгу.

Тематическое планирование 4 класс

№ занятия

тема

Кол-во часов

1-2

Россия -край родной

1

3-4

Стихи и сказки писателей

1

5-6

Веселые уроки

1

  7-12

Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных

3

  13-17

Сказочные человечки

2,5

  18-20

Русские богатыри

1,5

21-27

Рассказы и сказки о детях

3,5

28-33

Сказочная страна

3

34

Итоговое занятие

0,5

Итого:

17

Содержание занятий.

Россия - край родной. (1ч).

Стихи и рассказы о родине, о красоте родной природы. (В.Жуковский «Там небеса и воды ясны»; А.Апухтин «Русские песни» и другие). Выставка рисунков «Россия – родина моя». Из истории нашей Родины. (К.Ф.Рылеев«Иван Сусанин»).

Стихи и сказки писателей (1ч).

Удивительное путешествие Сибирячка (Знакомство с журналом «Сибирячок»); С.Устинов «Сказки и были о лесных жителях».

Веселые уроки (1ч).

 Смешные стихи о школе (стихи А.Барто, Л.Фадеевой,Э.Мошковской, С.Махотина, М.Бородицкой и др.). Конкурс чтецов; Смешные рассказы о школе (Л.Каминский «Знание-сила», В.Голявкин «Тетрадки под дождем», «Вот что интересно», М.Дружинина «Лекарство от контрольной» и другие).

 Книги о путешественниках и путешествиях,настоящих и вымышленных (3ч). Д.Свифт «Путешествие Гулливера»; «По следам Гулливера» - литературная игра – путешествие; Великие путешественники (статьи из энциклопедии «Что такое? Кто такой?:Н.М.Пржевальский, Х.Колумб, Ф.Магеллан, Ф.Конюхов, Ф.Нансен, Н.Н.Миклухо-Маклай)

Сказочные человечки (2,5ч).

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»; А.Милн «Винни – Пух»; «Сказочные человечки» -литературная игра.

Русские богатыри (1,5ч).

Былины «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин – царь», Былина «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и другие; «Русские богатыри»- литературная викторина

Рассказы и сказки о детях (3,5ч).

В.Губарев «Королевство кривых зеркал»; «Кривые зеркала» -литературная игра; Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»; И.Пивоварова «Как меня учили музыке» и другие.

Сказочная страна (3ч).

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»; Сказочные повести Э.Успенского («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»); Р.Киплинг «Сказки» («Откуда взялись броненосцы» и другие).

Итоговое занятие (0,5ч).

Звездный час- литературная игра.

Материальное обеспечение.

Наглядные пособия,учебные пособия и др.

 портреты детских поэтов и писателей.

 детские книги для чтения.

 оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера).

 аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.

Список литературы:

1. Великие люди – библиотекари: От А до Я / Сост. Е.И. Полтавская; Под.ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 160 с., ил.

3. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2006.-240с.

4. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2007.-256с.

5. Кашурникова Т.М. Основы информационно-биографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.

6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.

7. Левин В.А. Уроки для родителей.- М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.-448 с.

8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001.-160с.

9. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2005.- 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"

Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...

Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса

Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

рабочая программа кружковой работы "Леопольд"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувс...

рабочая программа кружковой работы Театральная студия

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Театральная студия"...