Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература"
методическая разработка (4 класс) на тему
Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература" для 4го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.docxnuzhno.docx | 13.56 КБ |
rabochaya_programma.docxnuzhnaya.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Россия -край родной | 0,5 | ||
2 | Россия -край родной | 0,5 | ||
3 | Стихи и сказки писателей | 0,5 | ||
4 | Стихи и сказки писателей | 0,5 | ||
5 | Веселые уроки | 0,5 | ||
6 | Веселые уроки | 0,5 | ||
7 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
8 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
9 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
10 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
11 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
12 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 0,5 | ||
13 | Сказочные человечки | 0,5 | ||
14 | Сказочные человечки | 0,5 | ||
15 | Сказочные человечки | 0,5 | ||
16 | Сказочные человечки | 0,5 | ||
17 | Сказочные человечки | 0,5 | ||
18 | Русские богатыри | 0,5 | ||
19 | Русские богатыри | 0,5 | ||
20 | Русские богатыри | 0,5 | ||
21 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
22 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
23 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
24 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
25 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
26 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
27 | Рассказы и сказки о детях | 0,5 | ||
28 | Сказочная страна | 0,5 | ||
29 | Сказочная страна | 0,5 | ||
30 | Сказочная страна | 0,5 | ||
31 | Сказочная страна | 0,5 | ||
32 | Сказочная страна | 0,5 | ||
33 | Сказочная страна | 0,5 | ||
34 | Сказочная страна | 0,5 | ||
35 | Сказочная страна | 0,5 | ||
36 | Итоговое занятие | 0,5 | ||
Итого | 18 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
объединения дополнительного образования детей «Занимательная литература»
(культурологическая направленность)
Пояснительная записка
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования информационной культуры чтения школьника, т.к. с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий он включается в бескрайнее информационное пространство. Из различных каналов коммуникации дети получают огромное количество информации, в том числе негативной, неточной, агрессивной. Учительская практика показывает, что школьники недостаточно хорошо умеют ее анализировать, систематизировать и критически оценивать, затрудняются при составлении собственных информационных продуктов (рефератов, докладов, сочинений). Данные мониторинга посещаемости библиотек выявили, что читательская активность младших школьников невелика, у детей слабо отработан навык работы с фондом, с книгой, с текстом.А между тем, освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку привлекательной для ребёнка. В формировании информационной культуры чрезвычайно велика роль семьи. Без поддержки родителей сложно воспитать грамотного читателя.
Суть концепции информационной культуры личности в том, что массовое повышение уровня информационной грамотности общества возможно лишь при организации специального обучения учащихся. Такая работа в школе ведётся, но нет системы взаимодействия между учителем и библиотекарем. А на эффективный результат работы по формированию информационной культуры у детей начальной школы можно надеяться только в случае объединённых усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки. И эффективнее всего работать по совместной программе. Направление объединения - культурологическое. Программа курса " Занимательная литература " адаптирована к нашей школе. Программа охватывает комплекс получения знаний по культуре чтения, библиотечно-библиографической грамотности.
Читательская культура (приобретение читательских навыков, читательской активности, вдумчивой, заинтересованной работой с книгой):
осознанный выбор тематики чтения;
систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;
знание правил гигиены чтения;
владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге,
усвоение и глубокое понимание прочитанного;
умение использовать и применять на практике полученную информацию,
почерпнутую из различных источников.
Библиотечно-библиографические знания (набор умений и навыков работы с книгой, с каталогами, с информационными изданиями: энциклопедиями, словарями, справочниками)
знание читателем правил пользования библиотекой;
передача знаний о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических
пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на
литературу;
освоение навыков ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом
аппарате библиотеки.
Цель программы объединения: создание модели взаимодействия участников воспитательного процесса по формированию информационной культуры учащихся начальной школы.
Место в учебном плане
В 4 классе занятие проводятся один раз в неделю 0,5ч. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 18 ч. (+ 2 недели каникул)
Задачи:
1. Обозначить систему условий, способствующих формированию информационной культуры младших школьников.
2. Определить содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование функционально грамотного читателя.
3. Установить критерии и показатели оценки результативности воспитательного процесса, разработать систему диагностики.
Формы организации занятий
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные занятия
Путешествия по страницам книг
Проекты
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание программы курса «Занимательная литература» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные результаты .
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Ожидаемые результаты
1. Повышение эффективности работы по воспитанию информационной культуры младших школьников в соответствии с разработанными критериями.
2. Получение основ информационной культуры учащимися начальных классов, опыта поиска и отбора необходимой информации.
3. Развитие положительной читательской мотивации у детей.
4. Умение ориентироваться в потоке книжной информации.
5. Умение выбрать нужную интересную книгу.
Тематическое планирование 4 класс
№ занятия | тема | Кол-во часов |
1-2 | Россия -край родной | 1 |
3-4 | Стихи и сказки писателей | 1 |
5-6 | Веселые уроки | 1 |
7-12 | Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных | 3 |
13-17 | Сказочные человечки | 2,5 |
18-20 | Русские богатыри | 1,5 |
21-27 | Рассказы и сказки о детях | 3,5 |
28-33 | Сказочная страна | 3 |
34 | Итоговое занятие | 0,5 |
Итого: | 17 |
Содержание занятий.
Россия - край родной. (1ч).
Стихи и рассказы о родине, о красоте родной природы. (В.Жуковский «Там небеса и воды ясны»; А.Апухтин «Русские песни» и другие). Выставка рисунков «Россия – родина моя». Из истории нашей Родины. (К.Ф.Рылеев«Иван Сусанин»).
Стихи и сказки писателей (1ч).
Удивительное путешествие Сибирячка (Знакомство с журналом «Сибирячок»); С.Устинов «Сказки и были о лесных жителях».
Веселые уроки (1ч).
Смешные стихи о школе (стихи А.Барто, Л.Фадеевой,Э.Мошковской, С.Махотина, М.Бородицкой и др.). Конкурс чтецов; Смешные рассказы о школе (Л.Каминский «Знание-сила», В.Голявкин «Тетрадки под дождем», «Вот что интересно», М.Дружинина «Лекарство от контрольной» и другие).
Книги о путешественниках и путешествиях,настоящих и вымышленных (3ч). Д.Свифт «Путешествие Гулливера»; «По следам Гулливера» - литературная игра – путешествие; Великие путешественники (статьи из энциклопедии «Что такое? Кто такой?:Н.М.Пржевальский, Х.Колумб, Ф.Магеллан, Ф.Конюхов, Ф.Нансен, Н.Н.Миклухо-Маклай)
Сказочные человечки (2,5ч).
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»; А.Милн «Винни – Пух»; «Сказочные человечки» -литературная игра.
Русские богатыри (1,5ч).
Былины «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин – царь», Былина «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и другие; «Русские богатыри»- литературная викторина
Рассказы и сказки о детях (3,5ч).
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»; «Кривые зеркала» -литературная игра; Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»; И.Пивоварова «Как меня учили музыке» и другие.
Сказочная страна (3ч).
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»; Сказочные повести Э.Успенского («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»); Р.Киплинг «Сказки» («Откуда взялись броненосцы» и другие).
Итоговое занятие (0,5ч).
Звездный час- литературная игра.
Материальное обеспечение.
Наглядные пособия,учебные пособия и др.
портреты детских поэтов и писателей.
детские книги для чтения.
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера).
аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.
Список литературы:
1. Великие люди – библиотекари: От А до Я / Сост. Е.И. Полтавская; Под.ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 160 с., ил.
3. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2006.-240с.
4. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2007.-256с.
5. Кашурникова Т.М. Основы информационно-биографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.
6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.
7. Левин В.А. Уроки для родителей.- М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.-448 с.
8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001.-160с.
9. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2005.- 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"
Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка...
Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...
Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса
Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....
рабочая программа кружковой работы "Леопольд"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувс...
рабочая программа кружковой работы Театральная студия
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Театральная студия"...