Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВЫХЗАНЯТИЙ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1 «А» класс
2015 – 2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: 33 часа, 1 часа в неделю Количество часов по программе:33 часа, 1 часа в неделю | Составитель: учитель начальных классов Э.Р.Филиппова _______________ Э.Р.Филиппова «_______» __________________ 2015 г |
1. Пояснительная записка
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Новизна программы состоит в том, что в ней впервые расширена и углублена художественно – творческая деятельность детей, которая выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Работа кружка «Умелые ручки» является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса.Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь.
Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время. Тема занятий, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей и возможностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - досуговой, прикладной; по форме организации - индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации - долгосрочной.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.
Данная программа направлена на:
– создание условий для развития ребёнка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, корректировать и раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Процесс работы поможет ребёнку познавать окружающий мир, приучит внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, разовьёт сообразительность, глазомер и координацию движения пальцев, чувство ритма, поспособствует формированию плавности и точности движений, научит мыслить и чувствовать, воспитает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
С помощью кручения салфеток или работы с крупой, ребёнок продолжит массировать запястье, подушечки пальцев. А ведь регулярный массаж активных точек большого пальца улучшает кровообращение в области головы.
Деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке своё рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда. Они гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.
Цели: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей.
∙ Сохранить и укрепить нервно-психическое здоровье младших школьников.
∙ Развить мелкую моторику пальцев кистей рук.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
∙ Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
∙ Развить творческие способности детей: обучить приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; o развить зрительно-моторную координацию; o развить мелкую моторику, улучшить речевую функцию, сформировать плавность и точность движений.
Образовательные:
∙ познакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки, показать детям широту их возможного применения.
∙ учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом
Воспитательные:
∙воспитать внимание, усидчивость, самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, сосредоточенность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, формировать навыки сотрудничества;
∙ воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 9 лет.
Срок реализации – 2 года.
2. Виды используемых техник творческих работ.
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных техник.
1. Работа с разными видами бумаги.
В план работы включены такие виды техник:
- Айрис-фолдинг («радужное складывание») – техника складывания бумаги.
- Бумажный туннель.
- Бумагопластика.
- Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.
- Квиллинг - искусство бумагокручения.
- Оригами (киригами; из кругов; модульное).
- Традиционная техника аппликаций (обрывная, геометрическая, фигурная).
- Скрапбукинг.
- Техника скатывания бумаги.
- Нетрадиционная техника аппликаций (использование ваты, пуговиц, бисера, блёсток и др. материалов).
- Коллаж – творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных изображений, природных материалов, тканей и др., наклеенных на бумагу, холст.
Возможна работа в данных техниках:
- Тиснение – механическое выдавливание, создающее изображения на фольге.
- Папье-маше.
- Вырезание (вырубка из бумаги).
- Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной бумаги.
- Декупаж – это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.
- Ассамбляж – техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина.
2. Рисование, роспись, различные видыживописи и создание изображений.
В план работы включены такие виды техник:
- Витраж.
- Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги).
- Граттаж- техника царапанья.
- Мозаика - способ создания изображения из маленьких элементов.
- Пуантилизм – стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре.
- Рисование отпечатками листьев.
- Рисование пластилином.
- Рисование цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками.
Возможна работа в данных техниках:
- Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
- Монотипия. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.
3. Работа с пластилином.
В план работы включены такие виды техник:
- Пластилинография.
- Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов.
- Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
4. Шитьё, вышивка.
В план работы включены такие виды техник:
- Изонить – графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.
- Вышивка (крестом, лентами).
Возможна работа в данных техниках:
- Лоскутное шитьё (пэчворк) - техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
- Валяние шерсти.
- ЦумамиКанзаши. Складывание натурального шелка.
5. Плетение:
В план работы включены такие виды техник:
- Бисероплетение.
- Ганутель – рукоделие, в котором используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер.
- Макраме – техника узелкового плетения.
6. Вязание:
В план работы включены такие виды техник:
- Вязание крючком.
- Простое (европейское) вязание на спицах.
3. Тематическое планирование первого года занятий
№ темы | Раздел | Кол-во часов |
Всего | ||
1 | Работа с разными видами бумаги. | 26 |
2 | Рисование, роспись, различные виды живописи и создание изображений. | 3 |
3 | Работа с пластилином. | 4 |
Итого | 33 |
4. Поурочное планирование первого года занятий
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Требуемые материалы |
Вводное занятие. Рисование на тему «Мой портрет». | Альбом для рисования, цветные карандаши. | ||
Оформление классного уголка. Коллаж «Осенняя фоторамка». | Ватман, засушенные листья, шишки, клей, фотографии класса. | ||
Обрывная аппликация «Осеннее дерево» (пробное занятие). | Альбом для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, клей. | ||
Обрывная аппликация «Осенние цветы» (оснавная работа). | Белый или цветной картон, цветная бумага, клей. | ||
Знакомство с техникой ассамбляж. Аппликация «Кошка». | Цветная бумага, трафареты деталей кошки, цветной или белый картон, клей, ножницы. | ||
Аппликация из ваты «Барашек Бяша». | Трафарет барашка, акварельные краски, медицинская вата, клей. | ||
Рисование пластилином «Яблоко». | Трафарет яблока, пластилин. | ||
Пластилинография«Сова». | Шаблон для рельефа, пластилин. | ||
Аппликация из кругов «Рыбка». | Трафарет рыбки, цветная бумага, ножницы, клей. | ||
Аппликация «Еловые ветки». | Цветная бумага, ножницы, клей, ватман. | ||
Панно из цветной бумаги «Ёлочка». | |||
Новогодняя гирлянда. | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
Ёлочное украшение в технике пластилинографии. | Белый и цветной картон, пластилин, атласная лента. | ||
Ёлочное украшение в технике оригами. | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
Новогодние снежинки в технике вырезания. | Цветная бумага, белые салфетки, ножницы, клей. | ||
Новогодняя открытка в технике торцевания. | Белый и цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы. | ||
Аппликация «Снеговик». | Цветной картон, цветная бумага, медицинская вата, клей. | ||
Аппликация в технике скатывания «Зимний пейзаж». | Шаблон, акварельные краски, кисточка, белый картон, цветная и белая бумага. | ||
Работа с пластилином «Лесные жители». | Пластилин. | ||
Рисование пластилином «Сказочная птица». | Цветной или белый картон, пластилин.. | ||
Аппликация в технике обрыва «Открытка к 23 февраля». | Шаблоны, белый и цветной картон, цветная бумага, акварельные краски, кисть, клей. | ||
Аппликация в технике скатывания «Мимоза для мамы». | Шаблоны, белый и цветной картон, цветная бумага, акварельные краски, кисть, клей | ||
Масленичная неделя. Аппликация «Масленица» в технике бумагопластика. | Шаблоны, белый и цветной картон, цветная бумага, акварельные краски, кисть, клей. | ||
Нетрадиционная техника аппликации «Блинчик из пшена». | Шаблоны, белый и цветной картон, пшено, клей. | ||
Аппликация в технике модульного оригами «Ваза с нарциссами». | Цветной и белый картон, цветная бумага. | ||
Панно из пуговиц «Воздушный шар» | Цветной и белый картон, цветные пуговицы, клей. | ||
Панно из пуговиц «Слоник». | Цветной и белый картон, цветные пуговицы, клей. | ||
Пасха. Раскрашивание яиц. | Заготовка в форме столового яйца, цветная бумага, гуашевые краски, кисть, клей, наклейки. | ||
Декупаж«Гвоздика». | Цветной и белый картон, салфетки, клей, ножницы. | ||
Квиллинг «Бабочка» (пробная работа). | Узкие цветные полоски, цветной и белый картон, клей. | ||
Квиллинг «Жар-птица» (основная работа). | Узкие цветные полоски, цветной и белый картон, клей. | ||
Основы скрапбукинга. Фотоальбом «Первый класс». | Бумага для скрапбукинга, декоративные наклейки, стразы, пуговицы, вырубка из бумаги, клей, ножницы, 2 кольца. | ||
Основы скрапбукинга. Фотоальбом «Первый класс». | Бумага для скрапбукинга, декоративные наклейки, стразы, пуговицы, вырубка из бумаги, клей, ножницы, 2 кольца. |
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Умелые ручки»на первом году занятий
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
∙интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
∙познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
∙адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
∙внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
∙выраженной познавательной мотивации;
∙устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙планировать свои действия;
∙адекватно воспринимать оценку учителя;
∙различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
∙проявлять познавательную инициативу;
∙самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
∙допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
∙формулировать собственное мнение и позицию;
∙договариваться, приходить к общему решению;
∙соблюдать корректность в высказываниях.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙задавать вопросы по существу;
∙учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
∙контролировать действия партнёра;
∙учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
∙владеть монологической и диалогической формой речи;
∙осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙высказываться в устной форме;
∙анализировать объекты, выделять главное;
∙проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
∙устанавливать причинно-следственные связи;
∙строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
∙осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
∙высказываться в письменной форме;
∙осуществлять синтез (целое из частей);
∙осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
∙развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
∙расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
∙познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
∙использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
∙познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
∙совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
∙оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
∙достичь оптимального для каждого уровня развития;
∙сформировать навыки работы с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Публикуемый материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,список литературы.Данный материал будет интересен учителям ,работающим по ФГОСам внеурочной деятельности обуча...
Рабочая программа курса «Умелые ручки» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Умелые ручки»для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Программа кружка "Умелые ручки" расчитана на детей в возрасте от 7 лет. Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка "Умелые ручки" учащиеся занимаются изготовлением игрушек, аппликаций из бума...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Умелые ручки" (декоративно- прикладное творчество). Программа расчитана на 1 год обучения для 1 класса....
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художес...