Доброта - что солнышко
классный час (2 класс)

Устенко Елена Петровна

Внеурочное занятие в рамках духовно-нравственного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_chto_solnyshko.docx256.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Доброта, что солнышко»

Возрастная группа обучающихся: 8-9 лет

Форма занятия: квест-игра

Пояснительная записка

Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Задания, используемые в ходе мероприятия, способствуют проявлению у воспитанников доброты, порядочности, благородства и освоению новых жизненных ролей.  Воспитательный процесс организован с ориентацией на накопленный жизненный опыт детей, их эмоции, впечатления, на все то, что является основой их развития. При выполнении заданий уделяется внимание формированию навыков самоанализа, рефлексии, приучающих детей к саморегуляции своих действий, поступков и поведения.

Цель:   Формирование этических норм поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.

Задачи:   Сформировать у учащихся представление о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках; дать  учащимся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми; развить практическое  умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, отработать  навыки культуры речи.

Методы обучения: игры, практические действия, беседа, ситуация морального успеха, работа в паре

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор,  раздаточный материал;

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное

Планируемые результаты:

Предметные: в результате занятия у учащихся      

•        будут формироваться  знания о нормах поведения человека в обществе, положительное отношение   к общечеловеческим ценностям общества;

•        учащиеся научатся ориентироваться  в нравственных нормах и правилах;

Личностные:

•        научатся соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

•        научатся давать нравственную оценку добрым  поступкам;

•        формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желания совершать добрые дела;

Метапредметные:

Регулятивные

•        определять тему и цели мероприятия;

•        оценивать свою работу;

•        умение давать оценку своим действиям;  

Коммуникативные  

•        слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться;

•        правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками

Познавательные:  

•        уметь осознанно  и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме;  

•        уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации;  

Список использованной литературы:

1.  Е. Выговская, Ю.Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева Пособие По Проведению Уроков доброты со школьниками младших классов ) [Электронный ресурс]

2. Классные часы: 1-4  класс  /  Авт-сост.Н,Н, Дробинина.-М.: ВАКО, 2010.-224 с.

3. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. –М.: Книголюб, 2006. -88с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: ООО «А ТЕМП»,2013.- 874 с.

 

Ход занятия

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я проведу у вас занятие. Поработаем вместе?

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Чему мы так радуемся каждое утро? Солнце – ведь оно согревает Землю, дарит жизнь и радость на нашей  планете!

Я предлагаю вам выбрать по одному лучику солнышка и занять место за тем столом, где у солнышка  лучики того же цвета.

А что дарит радость людям в нашем мире?  Доброта

Правильно, чтобы дарить  людям радость, надо быть добрым.  В каждом из нас есть маленькое солнышко, которое греет изнутри и согревает самого человека и окружающих.

Догадались?    Это солнышко – …наша … (доброта).                                                                                                                                                        Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.

В каждом ли человеке есть солнышко?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

Легко или трудно быть добрым?

День сегодня необычный.

Удивить хочу я вас

В приключения большие

Мы отправимся сейчас.

Ой, посмотрите, на полянке что-то произошло, давайте прислушаемся, может так узнаем, что случилось.

Здравствуйте мои добрые друзья. Мне  очень нужна ваша помощь. Меня  заколдовала злая волшебница. Забрала солнечные лучики. Колдунья сказала, что меня  могут расколдовать только дружные и добрые ребята. Вас ждут трудные задания, выдержите испытания?

Догадались чьё это послание?

Поможем солнышку вернуть его лучики,  ведь они так нужны всем? После каждого испытания чары над солнышком будут  таять, и к нему будут возвращаться его лучики.

Помните, какими должны быть те, кто сможет помочь солнышку? Добрыми

Первое задание вы найдёте, отгадав загадку

Сидят за ней ученики
Лежат на ней учебники,
Тетради, ручки, карта-
Не просто стол, а   …                                  (парта)

Сл.4 Достаньте из конверта оранжевый листок, прочитайте.                               Что же это за слова ничего не понятно.

Как мы можем прочитать послание солнышка,  поймать солнечного зайчика?

Итак, прочитайте телеграмму сказочного  героя,  угадайте  что это за герой и из какой сказки к нам пришёл.

Какие примеры доброты показывают нам эти герои?                                                                                               Заботу о ближних, любовь к родным, помощь животным, крепкая дружба, ответ на добро добром, взаимопомощь, дружба.

1.  Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка Шарль Перро)

2. Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька, Аленький цветочек Аксаков Сергей Тимофеевич)

5.  Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит, К.И.Чуковский)  

6.  Я  оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда Снежная королева  Г.Х.Андерсен )  

3. Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах  Шарль Перро )

4. Я  помогла  исполнить три заветных желания моих друзей. И спасла целую волшебную страну от Гингемы и Бастинды.    (Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Молодцы, вот вы и расколдовали первый лучик. Встаньте по-одному представителю от команды и верните свой лучик солнышку.

Что же теперь делать, где найти новое задание?

Посмотрите вокруг, у нас в классе повсюду развешены сказочные герои, может они смогут вам помочь. Выберите двух представителей вашей команды, пусть они подойдут к герою, чью телеграмму вы только что искали и поищут следующее задание.

Пока дети ищут, я беседую с оставшимися ребятами.

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? (он совершает добрые дела)

Вот и новое задание. Это шифровка. А чтобы узнать новое задание отгадаем шифр.

Слово БАБОЧКИ

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-eum9ewlqww4/VgEcktPXzrI/AAAAAAAAG-A/VluSieFRlGQ/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC.jpg

 

Слово БАБОЧКИ

Никто не видел бабочек у нас в классе? (за спинками стульев)

Как вы думаете, почему они не могут полететь?

Колдунья заколдовала их.   Злые слова им не дают подняться к солнышку.  

Какие слова им помогут снова полететь? Обсудите в группе, на какое доброе слово надо заменить каждое слово, которое мешает полететь бабочкам.

Грубость – вежливость,                                  Храбрость – трусливость

Жадность – щедрость                                     Злость – доброта
Грусть – веселье                                                      Горе – счастье
Вражда – дружба                                                     Обман – правда
Ненависть – любовь                                                Лень – труд

Спасибо вам и с этим испытанием мы справились. Выберите следующего представителя в вашей команде, чтобы он вернул ещё один лучик солнышку.

 А как разговаривает добрый человек? Какие слова он использует в речи?

Вы обратили внимание, что у некоторых  бабочек кроме слова была написана ещё и буква? Попробуем составить из этих букв слово, может оно нам подскажет новое испытание.

А чтобы понять в какую клеточку надо поставить букву, внимательно рассмотрите ряд значков и таблицу с буквами, догадайтесь, как понять на каком месте должна находиться буква. Как только буквы нашли свое, место отпустите бабочек летать на полянке.

Слово МАЛЬЧИК

Ч

М

И

К

А

Ь

С

Л

О

  Смотрите-ка и ромашки появились на нашей полянке. Как  красиво стало!

К нам на полянку пришёл мальчик Олег. Его заколдовала ведьма.  Он грустит, потому что не может определить, где хороший, добрый, а где злой, плохой поступок. Нам надо помочь ему, рассеять чары колдуньи. У него в руках три конверта.

Найдите среди рисунков только хорошие поступки и прикрепите их к облачку с мыслями мальчика.

(Покормить птиц, помочь подмести пол, покормить котёнка, почитать книгу, сделать аппликацию, нарисовать рисунок, угостить конфеткой, полить цветочки, дружить, беречь игрушки, уступить место в автобусе, помогать родителям)

Молодцы, мальчик повеселел, а значит мы его расколдовали.

Ещё один лучик стал согревать нашу полянку. Несите скорее новые лучики нашему солнышку.

 А какие добрые дела вы уже делали сегодня или вчера?

 Ребята, мои друзья из  школы прислали мне видео фильм, но кто-то его испортил. Вы не могли бы мне помочь придумать продолжение этого фильма и мы добавим ещё несколько сцен в этот фильм.

А мы ведь знаем чьих рук это дело, волшебницы.

Какое качество постарались показать ребята? доброту

Задание трудное, посовещайтесь в группах, какой кадр вы могли бы добавить в этот фильм. (примеры этих сцен – останови драку, организуйте общую игру, помирись с другом, поделись конфеткой, ухаживай за комнатными растениями)

Дети выходят группами и на счёт 1-2-3 - замри, показывают сценку, остальные называют о каком добром деле она.

 Верните ещё по – одному лучику   солнышку.  

ВОТ И РАЗВЕЯЛИСЬ ЧАРЫ КОЛДУНЬИ. На полянку вернулось солнышко, а с ним и доброта.

  1. Правила доброго человека

Вы подтвердили мою уверенность, что в каждом из вас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает?

Чувствует ли он себя счастливым?  

Продолжите фразу: Я чувствую себя счастливым, когда ……….

Помогаю людям.
Защищаю слабого.
Делюсь   с другом.

Не завидую.

Прощаю ошибки другим.

Совершаю хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Не обижаю  

Делаю добро для близких и друзей.

Не завидую

Не вредничаю

Не грублю.

Ведь вы сейчас составили правила доброго человека.

Закрепим их, а поможет нам игра  «ДА»   или «НЕТ».( отвечайте очень быстро):

— Друга выручим всегда? ( да).

— Врать не будем никогда? ( да).

— В классе списывать ответ? (нет)

— Кинуть камень кошке вслед? (нет).

— Брать в автобусе билет? ( нет).

( Ай, ай, как это нет?)

— Надо брать билет всегда? ( да).

— Не робеть , когда беда? (да).

— Не жалеть рук для труда? (да).

— Рук не мыть, когда обед? (нет).

( Как же не мыть? Мыть надо!)

— Грязь смываем без следа? ( да).

— Солнце друг нам и вода? (да).

— Мы лентяям шлём привет? (нет).

— А тем, кто трудятся всегда? (да).

— Мы поняли, что добро идёт на пользу друзей. семьи, окружающих.

Кто из вас на сегодняшнем занятии обнаружил солнышко внутри себя?

Какие солнышки есть внутри вас, после каких дел они согревают вас самих и окружающих людей?

В каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.

- У вас на столе лежат жёлтые, оранжевые, красные лучики. Оцените своё настроение и  работу на занятии  

Желтые – занятие помогло мне задуматься о себе;

Оранжевые – сегодня я понял, что у меня в душе есть солнышко;

Красные – я уже знаю, какое доброе дело могу сделать сегодня.

Прикрепите на нашу полянку лучик  только одного цвета

Я тоже хочу сделать доброе дело, подарить вам на память о сегодняшнем занятии - солнышки.

Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете.

Благодарю вас мои замечательные, добрые Солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

Урок доброты и поговорим о доброте

Для слушателей БГУ и поговорим о доброте...