Конспект занятия по кружку ИЗО Дымковская расписная глиняная игрушка
план-конспект занятия (3 класс)

Галдина Екатерина Ивановна

Название кружка, автор: Подгорская Т.А., Галдина Е.И. «Русские умельцы»

 

Направление внеурочной деятельности: художественно – эстетическое

 

Форма работы: индивидуальная

 

Тема занятия: Дымковская расписная глиняная игрушка. (Занятие – упражнение)

 

Цель занятия: формирование представлений о Дымковской игрушке,  ее  видах,   традициях  формы и росписи

 

Планируемые результаты:

· Предметные

Знать: особенности Дымковской игрушки

Уметь: различать элементы орнамента

· Личностные

 Проявление интереса и эмоционально – ценностного отношения к народному искусству России.

 

Оборудование, материалы: Презентация наглядные пособия, краски, кисточки, бумага.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

2

Ребята, сегодня нас ждет очень интересное занятие - вы узнаете много нового. Вместе мы перенесемся в прошлое и посетим одну из деревень в нашей большой стране. Как выдумает, что же такого необычного мы там можем найти?

Приветствуют учителя

Отвечают на вопрос

Л: Настрой на продуктивную работу.

Основной

35

Включаем нашу машину времени. Нужно всем закрыть глаза, иначе можно ослепнуть от такого яркого свечения! (звуки двигателя и полета)

 Ребята, где же мы оказались? Мы в деревне Дымково, что находится вблизи города Киров. Некоторые уже знают, чем так гордиться эта деревня, и даже подсказывают. Какая тема нашего занятия? Какие цели поставим?

Деревня уже много лет гордится своим ремеслом. Что такое ремесло?

В этой деревне издавна изготавливаются Дымковские расписные глиняные игрушки. Дымковская глиняная роспись «родилась» в Кирове пять столетий назад, тогда и развернулась на том самом месте активная деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Много лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская глиняная расписная игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни.

Как вы думаете, зачем изготавливали Дымковские игрушки? Для чего? Верно, для украшения своих домов, их обычно ставили на подоконники, что бы все проходящие мимо дома люди, смогли в окно увидеть яркие образы Дымковских игрушек.

Раньше, люди были очень суеверные. Они верили, что существуют  хорошие и плохие духи. Поэтому многие жители деревни ставили игрушки возле окон, так как считалось, что злой дух может залететь через окно, а игрушка играла роль хранителя дома. Например: Индюк символизирует заботливого мужа, достаток в доме, благополучие в семье. Считалось, что Конь оберегает ребенка от злых сил.

Так как в Кирове было много глины, игрушки детям тоже делали из нее. Очень часто можно было увидеть, как дети разыгрывали различные сцены: «дочки – матери», «сражение», «прогулка» и т.д., играя в эти игрушки.

 Немного позже, слава деревни Дымково, стала выходить за пределы Кирова. Со всех концов России в деревню приезжали купцы, путешественники и просто ценили  ремесла. Таки появились на местных базарах и ярмарках знаменитые Глиняные расписные игрушки.

          Так как же их изготавливали? Кто-то уже догадался? Сейчас я покажу вам фрагмент, в котором показывается технология изготовления Дымковских игрушек. Кто сможет кратко пересказать увиденное?

Давайте более подробно обсудим роспись. Кто заметил, какой орнамент располагается на игрушках?

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

А знаете ли вы, что каждый узор символизирует что то?

А какие же цвета присутствуют в росписи? орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Существуют некоторые особенности окраса фигурок:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный
  • Узор на наряде.

У нас осталось немного времени, сейчас я предлагаю попрактиковаться и самим научиться делать такой узор.

Пед. показ

  1. Рисуем большой желтый зеленый  круг и поменьше синий. Будьте внимательны, смотрите, что бы расстояние между кругами было большим, так как каждый круг мы сейчас будем украшать.
  2. Большой желтый круг можем украсить зигзагообразным узором снаружи и небольшим красным кругом внутри - сделать серединку. Зеленый круг можем украсить сеточкой внутри и капельками снаружи. Синий круг мы не будем украшать изнутри, мы сделаем акцент на внешнем украшении. Рисую красный обруч , который можно дополнить разными узорами, например, зигзагом и точкой.
  3. Еще одним традиционным орнаментом является «решетка».

Она так же может быть очень яркой. Рисуем сначала основные цветовые  полоски, затем потоньше рисуем дополнительные и заполняем решетку красивыми узорами – точками, капельками и т.д.

Мы разобрали основной орнамент Дымковской игрушки.

Сегодня и всегда я буду оценивать ваши работы по определенным критериям:

  1. Соответствие тематике
  2. Законченность
  3. Ритмичность в изображении элементов
  4. Соответствие цветовой гамме
  5. Удачное композиционное решение
  6. Соблюдена техника выполнения элементов росписи

Сейчас проверьте, все ли у вас лежит на партах? Краски, бумага, кисти, баночка с водой. Можете приступить  к выполнению узора. Если будут вопросы – поднимите руку, я подойду.

Закрывают глаза и «переносятся в прошлое»

В деревне Дымково

«Дымковская расписная глиняная игрушка»

1. познакомиться с особенностями игрушки.

2. Научиться рисовать элементы росписи.

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

для украшения своих домов, что бы дети играли

Основные этапы: лепка, сушка, обжиг, побелка и роспись.

орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги

Волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: зеленый, синий, желтый, красный, малиновый, оранжевый.

Самостоятельно выполняют задание под музыку.

П: выделение известной информации и структурирование знаний.

Р: целеполагание

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Заключительный

8

Кто хочет, может выставить свои работы на показ, давайте  обсудим.

Что такое ремесло?

Каким ремеслом гордиться дымковская деревня?

Зачем она нужна?

Кто перескажет этапы лепки?

Какие традиционные цвета и узоры?

Вы большие молодцы! Перед вами лестница успеха. Оцените свою деятельность.

Всем спасибо, можете убирать рабочие места.

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

Дымковской расписной глиняной игрушкой.

Для украшения, от злых духов  и для игры.

Основные этапы: лепка, сушка, обжиг, побелка и роспись.

Орнамент: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: зеленый, синий, желтый, красный, малиновый, оранжевый.

К: умение полно и точно выражать своё мнение.

Р: Оценка собственной практической работы

Дата:                                                                                                                                    Учитель: Ларина М.Г.

Школа: №8 (г.Комсомольск на Амуре)                                                                Студент: Галдина Екатерина

Класс: 3а                                                                                                                             Методист: Подгорская Т.А.

Кабинет:

Технологическая карта внеурочного занятия

Название кружка, автор: Подгорская Т.А., Галдина Е.И. «Русские умельцы»

Направление внеурочной деятельности: художественно – эстетическое

Форма работы: индивидуальная

Тема занятия: Дымковская расписная глиняная игрушка. (Занятие – упражнение)

Цель занятия: формирование представлений о Дымковской игрушке,  ее  видах,   традициях  формы и росписи

Планируемые результаты:

· Предметные

Знать: особенности Дымковской игрушки

Уметь: различать элементы орнамента

· Личностные

 Проявление интереса и эмоционально – ценностного отношения к народному искусству России.

Оборудование, материалы: Презентация наглядные пособия, краски, кисточки, бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия экологического кружка. Тема "Кактусы"

Цели  занятия: расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естес...

Конспект занятия в кружке "В мире игр".Кубанские игры.

Занятие по внеурочной деятельности в кружке "В мире игр"...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

[Занятие 1] Конспект занятия математического кружка + презентация

Ход мероприятияУчитель.Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Математики. Для проведения игры-соревнования вам потребуется смекалка, находчивость и быстрота.Класс делится на 3 кома...

Конспект занятия по кружку ИЗО "Дымковская расписная глиняная игрушка."

Название кружка, автор: Подгорская Т.А., Галдина Е.И. «Русские умельцы» Направление внеурочной деятельности: художественно – эстетическое Форма работы: индивидуальная...

Конспект занятия по кружку ИЗО "Дымковская расписная глиняная игрушка."

Название кружка, автор: Подгорская Т.А., Галдина Е.И. «Русские умельцы» Направление внеурочной деятельности: художественно – эстетическое Форма работы: индивидуальная...