Программа воспитательной работы "Мы будущее Югры"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Мы будущее Югры»
для обучающихся 1 – 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы являются:
- Закон Российской Федерации от 21.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ».
Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Основной идеей программы воспитания и социализации школьников является идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы является:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд заключается в следующем:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Программа воспитательной работы рассчитана на 4 года.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Задачи:
- Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников.
- Развитие познавательной активности и культуры умственного труда
- Воспитание у детей чувства патриотизма, долга, ответственности, бережного отношения к себе, семье, окружающим, природе.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
- Воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
- Развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности различной направленности.
- Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества.
В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:
В основу Программы положены принципы:
- Культуросообразности, предполагающий воспитание личности в конкретном обществе, определенной эпохе, данной культуре. Всякий человек должен быть воспитан в соответствии с условиями жизни своего народа, страны, где он живёт.
- Заинтересованности, предполагающий право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной атмосфере.
- Творчества - ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска сколько на сам процесс творчества.
- Самостоятельности как принцип личного осознания человеком требований не по принуждению, а из стремления лично самосовершенствоваться и делать благо для людей и общества.
- Доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объём информации, который предполагает сочетание полученной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
- Системности. Этот принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы.
- Сознательности и активности. Он направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего при изучении форм поведения и стилей жизни.
Концептуальные основы программы
- технология личностно-ориентированного КТД С.Д. Полякова
- личностно-ориентированная педагогика (Якиманская Н.А.)
- здоровьесберегающие технологии (В.И. Ковалько, В.Г. Яковлева)
- воспитательные технологии, разработанные группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной и др.
- педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
- педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
- гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
- личностно-ориентированная педагогика (Якиманская Н.А.)
- игровые технологии.
- Направления:
- Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
- Добру-дорогу (духовно-нравственное воспитание). Воспитание нравственных чувств и этического сознания).
- Дружная семья (трудовое и семейное воспитание). Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; взаимодействие семьи и школы.
- Школа здоровья (спортивно-оздоровительное) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Окно в природу (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- «Прекрасное рядом с тобой» (эстетическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- С чего начинается Родина? (гражданско-патриотическое воспитание) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основные этапы реализации программы
I. Диагностико - проектировочный
Цель:
создание обстановки готовности коллектива к инновационной деятельности, обеспечение условий для реализации программы развития воспитательного процесса в классе.
Алгоритм действий:
1. Диагностика проблем воспитательного процесса в классе.
2. Выдвижение педагогически общезначимых, обоснованных целей и задач (ориентация на модель личности выпускника начальной школы).
3. Анализ научно-методической литературы по формированию личности учащегося.
4. Ознакомление обучающихся и их родителей с замыслом программы развития воспитательного процесса.
Прогнозируемый результат:
- диагностические результаты выявленных проблем среди учащихся, родителей;
- сформированность представлений об основных направлениях программы развития воспитательного процесса, готовность к осуществлению поставленных задач.
II. Практико – исследовательский
Цель:
апробация и использование новых методик в воспитательном процессе.
Алгоритм действий:
1. Осмысление теоретических основ воспитательной деятельности.
2. Введение новых приемов и методов воспитания учащихся.
3. Создание системы социальной и психолого-педагогической поддержки
личности ребенка.
4. Совершенствование ученического самоуправления.
5.Разработка и апробация диагностического инструментария изучения эффективности воспитательного процесса.
Прогнозируемый результат:
- включение в процесс воспитания наиболее эффективных нововведений.
III. Активизация программы
Цель:
обновление воспитательного процесса посредством осуществления преобразований в воспитательном процессе.
Алгоритм действий:
1. Введение системных преобразований в воспитательном процессе.
2. Разработка технологии отслеживания результативности воспитательного процесса.
Прогнозируемый результат:
сформированность нового качества воспитательного процесса.
IV. Обобщающий
Цель:
объективное оценивание результатов воспитательной деятельности.
Алгоритм действий:
1. Анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.
2. Проведение итогового мониторинга достижений учащихся, их уровня воспитанности.
3. Определение перспектив развития воспитательного процесса.
Прогнозируемый результат:
- удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью класса и результативностью преобразования воспитательного процесса.
Содержание программы
С чего начинается Родина | |
Направление деятельности | Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) |
Ценности | любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. |
Задачи |
- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России; - уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; - начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
|
Виды деятельности | - получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. - ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. - знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина - участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. |
Формы деятельности |
|
Добру - дорогу | |
Направление деятельности | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств и этического сознания) |
Ценности | нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. |
Задачи | создать условия для формирования: - различения хороших и плохих поступков; - знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах; - элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; - почтительного отношения к родителям; - уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
|
Формы деятельности | Формы деятельности:
|
Дружная семья | |
Направление деятельности | Трудовое и семейное воспитание (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; взаимодействие семьи и школы) |
Ценности | трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость |
Задачи | создать условия для формирования - ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества; - уважения к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарных представлений об основных профессиях; - ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; - элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
накоплен
У выпускника начальной школы должна быть сформирована
|
Формы деятельности |
|
Школа здоровья | |
Направление деятельности | Спортивно-оздоровительное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни). |
Ценности | здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. |
Задачи | создать условия для формирования: - ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; - элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); - элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека; - первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Формы деятельности |
|
Окно в природу | |
Направление деятельности | Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ) |
Ценности | жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля |
Задачи | создать условия для формирования: - развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - элементарного опыта природоохранительной деятельности; - бережного отношения к растениям и животным. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
накоплен
У выпускника начальной школы должны быть сформированы: - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. |
Формы деятельности |
|
Прекрасное рядом с тобой | |
Направление деятельности | Эстетическое воспитание (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях). |
Ценности: | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. |
Задачи |
- представления о душевной и физической красоте человека; - умения видеть красоту природы, труда и творчества; - интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; - интереса к занятиям художественным творчеством; - стремления к опрятному внешнему виду; - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости. |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен
|
Формы деятельности |
|
Планируемые результаты.
1 класс
- Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
- Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
- Проявление внутренней позиции ученика.
- Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Проявление внутренней позиции.
- Формирование навыков внутренней позиции.
3 класс
- Формирование нравственных понятий.
- Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
- Накопление опыта нравственного поведения.
- Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
4 класс
- Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
- Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
- Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
- Снижение агрессивности в поведении обучающихся.
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
- Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Модель выпускника начальной школы:
Ценностный потенциал:
- Восприятие ценности семьи в своей жизни.
- Понимание ценности дружбы со сверстниками.
- Авторитет педагога.
- Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
- Доброта.
- Честность.
- Оптимизм.
- Аккуратность.
Познавательный потенциал:
- Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
- Забота о здоровье.
- Умение быстро и осознанно читать.
- Навыки этикета.
- Внимание.
- Воображение.
Творческий потенциал:
- Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.
Коммуникативный потенциал:
- Умение слушать и слышать других.
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Художественный потенциал:
- Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально – песенном, декоративно – прикладном, танцевальном).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальных классах "Шаг в будущее"
С поступлением ребенка в школу изменяется его взаимоотношения с окружающими людьми. Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то т...
Программа воспитательной работы « Вместе в будущее» 5-9 класс
Программа воспитательной работы« Вместе в будущее»5-9 класс...
Программа воспитательной работы 1-4 кл. "Вместе в будущее"
Программа воспитательной работы 1-4 кл. "Вместе в будущее"...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...