Программа воспитательной работы в начальных классах "Шаг в будущее"
рабочая программа на тему
С поступлением ребенка в школу изменяется его взаимоотношения с окружающими людьми. Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь становится больше деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями. Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, но в то же время они должны носить и познавательный характер и развивать нравственные стороны растущей личности. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую я постаралась отобразить в созданной мною воспитательной системе «Шаг в будущее».
Цели и задачи программы
Цель программы – формирование общекультурных компетенций у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
2. Формировать представления о здоровом образе жизни;
3. Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
4. Обогатить эмоциональный мир детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная программа "Шаг в будущее" | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябухина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МОУ СОШ №4
с. Северное
Александровский район
Воспитательная программа «Шаг в будущее»
Пояснительная записка
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается воспитательная деятельность классного руководителя.
В 6-7 лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности:
- Учебной
- Трудовой
- Игровой
- Общение
С поступлением ребенка в школу изменяется его взаимоотношения с окружающими людьми. Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь становится больше деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями.
Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, но в то же время они должны носить и познавательный характер и развивать нравственные стороны растущей личности. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую я постаралась отобразить в созданной мною воспитательной системе «Шаг в будущее».
Планирование воспитательной работы было построено на следующих принципах:
- Принцип открытости;
- Принцип привлекательности будущего дела;
- Принцип деятельности;
- Принцип свободы участия;
- Принцип обратной связи;
- Принцип сотворчества;
- Принцип успешности;
Для создания сплоченного детского коллектива, способного решать поставленные перед ним задачи, нести ответственность за свои действия и поступки, необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого я использую психолого – педагогические методы изучения личности младшего школьного возраста. Результаты диагностического исследования анализирую со школьным психологом, затем по результатам проводится систематическая коррекционная работа. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и родителям.
При формировании первого класса я знакомлюсь с материалами, которые представляет детский сад, посещаю занятия подготовительной группы при выпуске из детского сада, а так же в нашей школе проводится предшкольная подготовка по субботам и собеседование с будущими первоклассниками, совместно с психологом, родителями и учителем. В ходе собеседования родители присутствуют и участвуют в собеседовании. Так же в рамках осуществления преемственности между детским садом и школой я вместе с воспитателем провела совместный проект «Знакомство со школой».
Таким образом, для создания детского коллектива через систему мероприятий осуществляется мной в процессе воспитательной работы.
МОЁ КРЕДО
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Все трудности неприятия в поведении ребенка преодолевать нравственными средствами.
- Доверяя – не проверять!
- Признать право растущей личности на ошибку и не судить за нее ребенка.
Воспитательная программа «Шаг в будущее»
Актуальность программы
Программа нравственного воспитания «Шаг в будущее» актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Содержание программы «Шаг в будущее» многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:
- Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
- Формирование качеств культуры поведения.
- Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
- Формирования бережного отношения к природе.
- Развитие познавательных интересов детей.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Работа с родителями.
- Диагностические исследования.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога:
- Формирование потребности в здоровом образе жизни;
- Патриотическое воспитание;
- Эстетическое развитие детей;
- Развитие детского коллектива;
- Совместная работа педагога и семьи;
- Экологическое воспитание.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношения к «малой Родине», к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Программа нравственного воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры – путешествия, диспуты.
Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Цели и задачи программы
Цель программы – формирование общекультурных компетенций у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
- Формировать представления о здоровом образе жизни;
- Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
- Обогатить эмоциональный мир детей.
Прогнозируемые результаты программы:
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- Накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
- Формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- Педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
- Тестирование;
- Микроисследования.
Основное содержание программы нравственного воспитания
«Шаг в будущее»
Формы проведения мероприятий:
- Беседа
- Классный час
- Рассказы детей, беседа
- Викторина
- Праздник
- Акция
- Конкурсы рисунков, стихов, сочинений
- Фотовыставки
- Экскурсии
- Спортивные праздники
- Игры
- Игра – путешествие
- Конкурс для всей семьи
- КВН
- Театрализованные представления
- Исследовательская работа
- Диагностические исследования
- Семейные викторины
- Классное самоуправление
ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Основные задачи диагностики в начальной школе:
- определить уровень развития ребенка.
- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
- увидеть норму и отклонение (ориентируюсь на эталон).
- проанализировать полученные факты.
- установить причины изменений.
- выработать план дальнейшей коррекционной работы.
Методы диагностик:
- беседы с родителями, учащимися;
- наблюдение в разнообразных ситуациях;
- опросник;
- проективные тесты;
- анкеты;
- графические и рисуночный тесты;
- сочинения;
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
- «Мой портрет в интерьере»;
- «Десять моих «Я»;
- «Мои любимые вещи»;
- Сказки;
- «Краски»;
- Анкетирование;
ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
- изучение медицинских карт, совместная работа с медработником школы;
- определение темперамента учащихся совместно с психологом;
-изучение семьи, характер общения в семье.
Программа рассчитана на 4 года. Остановимся поподробнее на основных направлениях работы по каждому классу – шагу воспитательной программы «Шаг в будущее».
ПЕРВЫЙ ШАГ – 1 КЛАСС «Я – УЧЕНИК»
ЗАДАЧИ
-обучение учащихся чтению, письму, речи, совершенствование этих умений;
-развитие умения общаться и сотрудничать;
-формирование положительной Я – концепции.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
- «Что значит быть ответственным»
- «Кто я? Какой я?»
- «Что мне интересно»
- «Твой режим дня»
- «Права и обязанности школьника»
- Самопредставление « Это я»
- «Волшебные слова»
- «Мир, в котором я живу»
- «Копилка добрых дел»
- «День именинника»
- «Папа, мама, я – спортивная семья»
- «Праздник Осени»
- «Масленица»
- Графические и рисуночные тесты
- Диагностика «Краски», «Фотография»
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 1 КЛАССЕ:
- Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
- Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
- Проявление внутренней позиции ученика.
- Выявление потенциальных возможностей школьников.
ВТОРОЙ ШАГ – 2 КЛАСС « Я – ОДНОКЛАССНИК»
ЗАДАЧИ
- развитие общеучебных умений учащихся;
-развитие эмоциональной и волевой сферы;
-сохранение здоровья ребенка;
- развитие умения общаться и сотрудничать;
ФОРМЫ РАБОТЫ
- «О лени и лентяях»
- «Обиды и причины обид»
- «Эгоисты. Кто они такие»
- «Что такое дружба?»
- «Как помочь товарищу, если он попал в беду»
- «Что такое смелость и трусость»
- «Наш класс на перемене»
- «Как мы выполняем свои поручения»
- «Мои семейные обязанности»
- «65 лет Победе»
- «Копилка добрых дел»
- «День именинника»
- «Здоровая семейка»
- «Книжкин праздник»
- «Давайте говорить друг другу комплименты»
- «Зеленая планета»
- «Что у меня на сердце»
- «Мы – патриоты»
- «Мамин день»
- «Семейные праздники»
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВО 2 КЛАССЕ:
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Проявление внутренней позиции.
- Формирование навыков внутренней позиции.
- Формирование нравственных понятий.
ТРЕТИЙ ШАГ – 3 КЛАСС «ДРУЖИТЬ ВСЕГДА, ДРУЖИТЬ ВЕЗДЕ»
ЗАДАЧИ
-формирование важнейших общечеловеческих ценностей;
-развитие эмоционально – волевой сферы;
- развитие умения общаться и сотрудничать;
ФОРМЫ РАБОТЫ
- «Правда и ложь – какие они»
- «О жадности и жадных»
- «Что такое характер»
- «Кого мы называем добрыми»
- «Дружба крепкая …»
- «Я умею, я могу, я хочу»
- «О доброте и милосердии»
- «Я – россиянин»
- «В здоровом теле здоровый дух»
- «Мир вокруг меня. Какой он?»
- «Копилка добрых дел»
- «Хочешь быть здоров – соблюдай режим дня»
- «Русский солдат – умом и силой богат»
- «День именинника»
- «Наши питомцы»
- «Мамин день»
- «Ассоциации»
- Оценка уровня воспитанности учащихся
- «Что значит в жизни похвала»
- Защитники Родины»
- «Самое яркое событие в 3 классе»
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 3 КЛАССЕ:
- Формирование нравственных понятий.
- Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
- Накопление опыта нравственного поведения.
- Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – 4 КЛАСС «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ КЛАССНАЯ СЕМЬЯ»
ЗАДАЧИ
-развитие положительных общечеловеческих качеств личности;
-формирование у детей ответственности за свое здоровье;
-развитие мотивационно – потребностной сферы;
-формирование умения принимать решения, отличать хорошее и плохое;
ФОРМЫ РАБОТЫ
- «О вредных привычках»
- «Учись управлять собой»
- «Спешите делать добрые дела»
- «Что значит быть другом»
- «Друг познается в беде»
- «Услышать сердце человека»
- «Мы – дружный класс»
- «Познай самого себя»
- «Терпение и труд всё перетрут»
- «Как добиться успеха?»
- «Взаимопонимание в классе»
- «Мой дневник достижений»
- «Права ребёнка в новом веке»
- «Вперёд, мальчишки!»
- «День именинника»
- «Мамин день»
- «Земля – наш дом»
- «Твоё здоровье»
- «Десять моих «Я»
- «Помни правила дорожного движения»
- «Опасные и безопасные ситуации»
- «Словесные головоломки»
- Оценка уровня воспитанности
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 4 КЛАССЕ:
- Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
- Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
- Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
- Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Работа с родителями
Задачи:
- Изучение воспитательного потенциала семьи
- Психолого – педагогический всеобуч родителей
- Вовлечение родителей в учебно – воспитательном процесс
- Индивидуальная работа с родителями
Формы работы:
- Лекции
- Дискуссии
- Семейные советы
- Круглый стол
- Устный журнал
- Беседы
- Анкетирование
- Наблюдение
- Микроисследование
Модель выпускника начальной школы
Организация учебного труда: Каждый ученик владеет знаниями, определенными стандартами.
Трудовая деятельность: Находит полезные дела в классе, школе и организовывает товарищей на творческий труд; хорошо трудится без контроля со стороны старших, бережет личное и общественное имущество, осознает значение труда.
Нравственная позиция: Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения.
Познавательная деятельность: Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию (учению).
Здоровье: Умение соблюдать личную гигиену, режим дня. Осознание необходимости быть здоровым и стремление к этому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент воспитательная программа «Шаг в будущее» реализуется на уровне первого шага – 1 класс «Я – ученик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Программа воспитательной работы для начальной школы
Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....
Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"
Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувст...
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...