Текст авторской сказки с методическими разъяснениями "Что я могу" для работы с мотивационной сферой младших школьников
книга (1 класс)

Воробьева Анастасия Александровна

Сказкотерапия является одним из наиболее действенных методов работы с дошкольниками и младшими школьниками. В данной сказке "Что я могу" на примере ситуации. происходящей с главными героями, разбирается разница мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи. Приводятся понятные примеры для переноса в свою жизнь и применения к собственному поведению младших школьников. После текста сказки даются психологические опоры и расшифровка заложенных смыслов для обсуждения с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Было самое обычное  утро. Осень подходила к концу и маленькие лужицы на дорожке начали покрываться хрупкой корочкой льда.  Нум выглянул из окошка, обрадовался  появившемуся солнышку, быстро оделся и вышел на улицу.

- Какое чудесное утро! Солнышко светит! – радостно сказал он сам себе и бодро зашагал по дорожке.  Нум шел, разглядывал траву, покрытую инеем,

-   Трава словно хрустальная –

 разглядывал облака в небе

– Облака словно легкие перышки, розовые и оранжевые – Как же красиво и чудесно бывает даже поздней осенью! - Нум шел,  и на душе у него было так радостно, что хотелось подпрыгивать, подпрыгивать и взлетать.

Прыг, прыг, скок…….Бух – под ногой вдруг оказалась замерзшая лужица и Нум,  поскользнувшись растянулся на дорожке – Ой, ой, ой – вот и попрыгал. Нос ободрал, локоть ушиб – так больно, да еще и штанину порвал. Нет, не надо было мне прыгать, видно правильно прыгать я совсем не умею. Ведь те,  кто правильно прыгают, так не падают.

 Нуму стало  очень грустно и обидно за себя, он посмотрел вдаль, где виднелись домики его друзей и сказал себе – нет так далеко я сейчас не пойду, вернусь обратно домой, подумаю обо всем, а потом видно будет.

Дома  Нум, посмотрел на свой распухший нос – Дааа вот царапина, так царапина –

Повесил на стульчик рваные брючки – Вот так дырка, - целый вечер зашивать буду –

Потрогал свой ушибленный локоть – Больно, посижу ка я дома, пока не заживет. Все-таки не правильно я прыгал, раз так упал.

На следующий день, Нум вышел из домика с пластырем на носу и заплаткой на брюках, утро опять было морозным и солнечным, но настроение у Нума было уже не таким радостным

Снова прошел он мимо присыпанной снегом травки – Ах какая травка подумал Нум - Снова над его головой плыли розовые облачка  – Какие красивые подумал Нум  –  и снова вдруг захотелось прыгать – немного попрыгаю  - Подумал Нум - Так хочется - но тут же взглянул на заплатку на брюках, потрогал свой нос и пробормотал – нет, не буду, не умею я правильно прыгать, не умею,  не могу, лучше пойду тихонечко, так вернее будет.

Вот так, потихонечку,  Нум пришел к Росу, а Рос в это время радостно скакал возле своего домика, кувыркался в свежевыпавшем снегу и делал стойку на голове.

- Нум, давай со мной прыгать в снегу , это так весело, - воскликнул Рос.

Нум коснулся своего  поцарапанного  носа  и пробормотал -  Видишь ли Рос, я не умею правильно прыгать, я падаю, так что я пожалуй просто постою рядом и посмотрю как у тебя хорошо получается это делать.

- Ну,  как хочешь - крикнул Рос и начал подпрыгивать еще выше.

Рос напрыгался, отдышался и сказал Нуму – А пойдем на горку, снега насыпало за ночь видимо-невидимо, возьмем мои санки и будем кататься!

- Пойдем - ответил Нум, и они, взяв санки Роса, отправились на горку.

Горка оказалась высокая, гладкая, вся сплошь из сверкающего белоснежного снега. На горке они встретили Каю и Лэю, те весело катались вниз, а потом наперегонки бежали наверх.

- Смотри как здорово - обрадовался Рос - Давай кататься! - Он сел на санки и  быстро скатился вниз с горы

- Теперь твоя очередь, Нум!  – бери  сани

- Рос -  пробормотал Нум -  вчера я узнал, что не умею правильно прыгать -  я очень хотел прыгать, но упал,  расцарапал нос и порвал брюки – кто правильно прыгает, не падает так! А сейчас я подумал,  а вдруг я не умею правильно катиться с горы, вон она какая высокая. Я ведь тоже могу упасть, если буду катиться неправильно и будет опять больно, я опять могу порвать свою одежду или поцарапать нос.

- Но ведь ты же еще не знаешь наверняка, вдруг именно ты умеешь катиться с горы самым правильным – преправильным образом! Надо попробовать!

- Нет,  Рос, если прыгать правильно не получается, то с горы катиться тем более не получиться, я лучше здесь постою и посмотрю на тебя и девочек, как вам весело.

- Но тогда не будет весело тебе!

- Пожалуй, но не будет и больно.

- Как хочешь, сказал Рос, -  я буду кататься, хоть и не знаю как именно будет правильно, и конечно, если бы катался и ты мне было бы еще веселее.

На следующее утро Кая облетела домики своих друзей и позвала их к себе в гости

-  Друзья – сказала Кая – вчера во время прогулки, я увидела чудесную  ель на окраине леса, она высокая и вся осыпана блестящими коричневыми шишками.  Давайте пойдем  и наберем этих шишек, чтобы сделать из них чудесные поделки и украшения для дома – мы можем раскрасить их красками, смастерить из них гирлянды – и Кая мечтательно зажмурила глаза, представляя себе как можно украсить шишками домик каждого из друзей.

- Пойдем, конечно -  радостно отозвались все!

Ель действительно оказалась высокой

- Даже слишком  высокая, -  вздохнул Нум, поглядев наверх  - А шишки и правда   очень красивые.

Друзья принялись собирать шишки  в корзиночки.  Рос, Кая и Лэя взлетели и стали рвать шишки прямо с веток -  Нум в это время с важным видом ходил под елью и собирал шишки с земли

 – Нум , давай с нами, чем выше ветка, тем красивее шишки – кричали девочки, а Рос добавил – Посмотри – на землю упали только старые и корявые.

Нум с сомнением посмотрел наверх и сказал – Хорошо – но только до нижних веток, я не уверен, что умею правильно высоко взлетать.

Скоро корзиночки друзей были доверху полны блестящих красивых шишек, и они решили лететь домой.

-Домой – воскликнул  Рос – пить чай и считать шишки –

- Ах - сказала Кая – а на самом верху, наверно,  остались самые красивейшие шишечки.

- Домой, домой - проговорила Лэя -  Корзинки полные, а носы холодные, будем греться, и придумывать какие поделки завтра мастерить.

Друзья тронулись в обратный путь, впереди шел в припрыжку Рос,  за ним шла, помахивая корзинкой Лэя, дальше Нум.  Нум чуть задержался,  и вдруг услышал,  как откуда-то сверху донеслось

- Ой, ой, ой, помогите, я застряла!

- Кая! -  Испуганно закричал Нум -  где ты?

- Я здесь на самом верху, зацепилась за ветку! Мне страшно!

- Ах, Кая, держись! – я лечу к тебе!

Нум летел наверх, пробираясь сквозь  ветви, колючие иголки оцарапали ему крыло, ком снега свалился прямо за шиворот – но он не обращал на это внимания.

- Кая, вот где ты - Воскликнул он, помогая девочке освободиться от цепких еловых веток

- Как ты тут оказалась?

- Я не удержалась и решила посмотреть,  какие шишки растут на самой верхушке ели…  - Кая покраснела и опустила глаза

Они спустились вниз, к этому моменту к ним подбежали  Рос и Лэя

- А как же ты, Нум, ты же говорил, что не умеешь правильно взлетать высоко?

- Точно, не умею – ответил Нум, улыбаясь,   – крыло, вот, поцарапал и снега насыпалось за шиворот, но это все ерунда! Мне так радостно, так радостно, что с тобой Кая, все в порядке, так радостно, что совсем не больно и не холодно – и он засмеялся звонко, звонко. Вслед за ним стали смеяться  остальные ребята.

- Да - сказал Нум - Вот совсем ни капельки не страшно было взлететь не правильно, куда страшнее не взлететь совсем.

- Друзья не бойтесь ошибиться  в каком-нибудь деле, пробуйте, пытайтесь, и радость  от совершенного  будет куда сильнее, чем досада от ошибки.

Страх потерпеть неудачу — это, возможно, самая большая сила, которая держит людей позади своих возможностей. В мире где царит неуверенность, сомнения, неудача  может произойти с каждым. Это дает  понимание того, отчего  такое количество  людей склонны быть осторожными и избегать риска.

Но будучи осторожным мы также подвергаем себя риску. Если мы не осмеливаемся  терпеть неудачу, наш успех будет иметь очень низкий уровень. Многие люди недооценивают свои способности  и достоинства, и это  приводит к отказу от ценных возможностей. На протяжении нашей истории,  возможность ошибаться часто и много становилась, в последствии, началом захватывающих успехов людей.

Следующие стратегии помогут вам начать рисковать и получить вознаграждение в будущем, таким образом вы сможете побороть страх неудачи.

1. Учитывайте цену упущенных возможностей

Наибольшим риском в этом случае является потеря пользы, которая происходит вследствие избегания очень рискованных, а значит очень хорошо вознаграждаемых возможностей. Суть в том, что без риска вы не сможете использовать в своих интересах любую возможность. Вы можете жить тихой и размеренной счастливой жизнью, но вы вряд ли создадите что-то новое и вряд ли оставите свой отпечаток в этом мире.

2. Исследуйте альтернативы

Незнание — это главный источник страха. Когда вы не знаете, с чем имеете дело, потенциальные последствия кажутся более плохими, чем являются на самом деле. Примите силу избавления от страха, распознав их. Исследуйте все потенциальные последствия (и плохие, и хорошие), таким образом, вы будете четко представлять себе риск неудачи и пользу успешного окончания дела. Анализ таких последствий поможет вам видеть сквозь страх неудач и принимать логические решения.

3. Осознайте выгоды неудачи

Жизнь — это серия экспериментов. Чем чаще вы их повторяете, тем лучше у вас это получается. Каждая неудача — это испытание нового опыта и возможность для роста. Даже если неудача касается вашего финансового состояния, выгоды от новых знаний могут с легкостью перевесить потери.

4. Создайте план непредвиденных обстоятельств

Другим способом преодоления страха неудачи является снижение вреда ее вероятных последствий. Ограничьте свой риск, создав план непредвиденных обстоятельств. Даже если ваша первая альтернатива оказалась неудачной, вы можете сохранить статус-кво с надежным резервным планом. Смелость потерпеть неудачу не означает, что вы рискуете потерять все. Если вы будете управлять риском разумно, вы можете получить выгоды от очень рискованных возможностей, оставляя себя в безопасном положении.

6. Начните действовать

Наилучшим способом снижения страха и развития уверенности является усиление привычки действовать. Как только вы начнете действовать, вы станете накапливать опыт и знания. Самым сложным всегда будет делать что-то в первый раз. Это как прыгнуть в озеро с крутого обрыва — после того, как вы сделаете это однажды, вы поймете, что вода не причиняет вам вреда, и каждый следующий раз это будет делать еще легче. Начните с маленьких шагов и укрепите свою уверенность, пока страх неудачи поддается управлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"

Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «...

Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".

Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....

Статья_Развитие мотивационной сферы младших школьников

В статье представлен опыт работы и практические рекомендации по развитию мотивационной сферы младших школьников....

Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника

Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.Цель:  создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной...

курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования

Курсовая работа для учащихся  выпускных курсов отделения Дополнительного образования...