Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Клепикова Елизавета Григорьевна


Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Цель:  создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной сферы младшего школьника.

Задачи диагностики:
1. Изучение мотивационной сферы младшего школьника.
2.Определить пути развития мотивационной сферы младшего школьника посредством диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ped.diagnostiki.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника


Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Цель:  создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной сферы младшего школьника.

Задачи диагностики:
1. Изучение мотивационной сферы младшего школьника.
2.Определить пути развития мотивационной сферы младшего школьника посредством диагностики.

Сроки проведения: 3 месяца

Методы проведения:
- наблюдение
- беседа (получение информации об особенностях самооценки и оценки обучающихся 4 класса)
-
 Анкета для оценка школьной мотивации Н.Г. Лускановой

План проведения исследования
1. Характеристика  объекта, предмета и цели диагностирования.
2. Структура мотивационной сферы младшего школьника
3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Ход исследования
1. Характеристика  объекта, предмета и цели диагностирования.
В программе педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности мотивационной сферы обучающихся представлена комплексная методика,  позволяющая диагностировать степень сформированности мотивационной сферы младших школьников на основе изучения входящих в нее компонентов.
В соответствие с программой исследования его объектом исследования является мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Время проведения исследования: 3 месяца

2. Структура мотивационной сферы.

Мотивационная сфера характеризуется рядом понятий: В. Г. Асеев включает в понятие мотивации "все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д. " Все эти мотивационные явления В. Г. Асеев объединяет термином "побуждение". Приведем психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения. 

1.Потребности. 
Всякая деятельность начинается с потребностей - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. 

2.Мотив. 
В толковом словаре Ожегова С.И. мотив определяется как побудительная причина, повод к какому-нибудь действию, а мотивировка – это совокупность мотивов, доводов для обоснования чего-нибудь
В психологическом же словаре мотив - это уже материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются Источником побудительной силы мотивов, по А.Н. Леонтьеву, выступают потребности. 
Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания. Коджаспировой Г.М. и Коджаспировым А.Ю. определено и понятие мотивации – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. 
В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, так как именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности. 
Если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. 


3.Цель- это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Чтобы реализовать учебный мотив, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде. Нужно чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены. Учебная цель может оставаться одной и той же, но смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива. 
А.К. Маркова рассматривает мотивацию как психологическую реальность, "которая стоит за положительным отношением школьника к учению" (36, с. 53). Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (37 с.11). Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения. 

3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Учитывая системный характер измеряемого свойства – мотивационной  сферы – была разработана комплексная методика, позволяющая диагностировать степень  сформированности входящих в него компонентов, которая использует следующие диагностические методы.

- наблюдение
- беседа (получают информацию о личности, как уровне их знаний, интересах, мотивах деятельности личности.

- анкета для оценка школьной мотивации Н.Г. Лускановой


Диагностическая методика. Анкетирование.

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой, 1993г ./

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2.  Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

—  чаше хочется остаться дома

—  бывает по-разному

—  иду с радостью

3.  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

—  не знаю

—  остался бы дома

—  пошел бы в школу

4.  Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

—  не нравится

—  бывает по-разному

—  нравится

5.  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

—  не хотел бы

—  не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

—  не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7.  Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

—  не рассказываю

8.  Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

—  точно не знаю

—  хотел бы

—  не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

—  мало

—  много друзей

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

—  нравятся

— не очень

—  не нравятся

 

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

 

№ вопроса

Балл за 1-й ответ

Балл за 2-й ответ

Балл за 3-й ответ

      1

            1

             3

           0

      2

            0

             1

           3

      3

            1

             0

           3

      4

            3

             1

           0

      5

            0

             3

           1

      6

            1

             3

           0

      7

            3

             1

           0

      8

            1

             0

           3

      9

            1

             3

           0

     10

            3

             1

           0

 

        

 

Количество

 баллов

Уровень

Характеристика

Ведущий мотив

25 - 30

баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

20 – 24

балла

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

15 -19

баллов

Положи-

тельное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами

 

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив

№ вопроса

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

балл

1

3

3

3

3

1

0

3

1

3

3

3

1

3

3

3

3

3

0

3

3

3

3

3

3

2

1

3

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

0

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

3

0

3

1

1

3

3

1

1

0

3

0

3

0

1

3

3

3

4

1

3

1

1

0

1

1

3

1

0

3

1

1

0

3

0

0

0

3

1

1

1

1

3

5

3

3

1

1

0

0

3

0

3

0

0

0

1

0

1

3

1

0

3

3

3

1

3

1

6

3

1

3

3

3

0

3

3

3

1

3

3

3

1

3

3

0

0

3

3

3

3

3

3

7

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

3

3

1

3

1

3

3

3

3

3

3

1

3

8

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

3

3

0

1

3

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10

3

3

0

3

3

1

3

3

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Итого (уровень мотивации; ведущий мотив )

26 (высокий; познавательный)

28 (высокий; познавательный)

17 (положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

24 (хорошая школьная мотивация; социальный)

15(положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

11(низкая школьная мотивация; игровой)

26(высокий; познавательный)

20(хорошая школьная мотивация; социальный

16(положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

16(положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

21(хорошая школьная мотивация; социальный

19(положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

22(хорошая школьная мотивация; социальный

16(положительное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; позиционный)

24

(хорошая школьная мотивация; социальный

22(хорошая школьная мотивация; социальный

20(хорошая школьная мотивация; социальный

12

(низкая школьная мотивация; игровой(

28

(высокий; познавательный)

22(хорошая школьная мотивация; социальный)

26(высокий; познавательный)

26(высокий; познавательный)

26(высокий; познавательный)

28

(высокий; познавательный)

Вывод: Проанализировав ответы учащихся, мы пришли к выводу, что 8 учеников класса имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у них преобладает познавательный мотив); 8 учеников класса имеют хорошую школьную мотивацию (социальный мотив); 6 учеников положительно относятся к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами (позиционный мотив); 2 ученика имеют низкую школьную мотивацию (игровой мотив). Это говорит о том, что у учеников класса преобладают познавательный и социальный мотивы и в целом их школьная мотивация на достойном уровне.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО ПОВЫШЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ.

1. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя.

2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях.

3. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению.

4. Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить: Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, 'так и занижение уровня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся...

Статья_Развитие мотивационной сферы младших школьников

В статье представлен опыт работы и практические рекомендации по развитию мотивационной сферы младших школьников....

Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...

Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»

      Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями ...

Текст авторской сказки с методическими разъяснениями "Что я могу" для работы с мотивационной сферой младших школьников

Сказкотерапия является одним из наиболее действенных методов работы с дошкольниками и младшими школьниками. В данной сказке "Что я могу" на примере ситуации. происходящей с главными героями,...

Рабочая программа "Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер младших школьников"

Авторско-составительская программа. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у младших школьников. (2020-2021 учебный год)....