курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Курсовая работа для учащихся выпускных курсов отделения Дополнительного образования
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Управления образованием
Специальность «Дополнительное образование»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Методика обучения и воспитания в сфере
дополнительного образования»
На тему: «Развитие эмоциональной сферы личности в дополнительном образовании»
Работа выполнена студентом: Соловьёвой Лидией Александровной
Научный руководитель: Ширинская Роза Михайловна
Ярославль
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………….5
Глава 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ЗНАЧИМОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ....................................................... …………………………………………..9
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................15
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу. Не случайно в последнее время эта область активно изучается современными исследователями (Р. Бак, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, К. Е. Изард и др.) и представляет интерес, как для педагогической практики, так и теории. Однако наблюдения за реальной действительностью показывают, что сегодня само общество приводит личность ребёнка к деструктивным процессам. Социальное расслоение людей, духовная девальвация, недооценка и пересмотр моральных ценностей вызывают негативные отклонения в развитии чувств, эмоций детей. В связи с этим в качестве задач, поставленных обществом перед системой дополнительного образования, выступает развитие их эмоционально-чувственной сферы. Однако для современной системы образования, направленной, прежде всего, на приобретение теоретических знаний, характерно недостаточное внимание к данной проблеме, в результате чего происходит усиление негативных эмоциональных проявлений, отсутствие навыков самопонимания и самовыражения, способности воспринимать прекрасное (Н.Г. Гаранян, Д. Гоулмен, В.И. Петрушин, А.Б. Холмогорова и др.). Благоприятные условия для решения этих задач создаются системой дополнительного образования детей. Многие положения дополнительного образования тесно связаны с принципами гуманистической педагогики и психологии, отстаивающей уникальность и самоценность личности и, как следствие, - необходимость создания оптимальных условий для развития её различных способностей (А.Г. Асмолов, Л.К. Балясная, В. А. Березина, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, И.И. Буева, В.П. Голованов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, А.Я. Журкина, О.Е. Лебедев, М.М. Левина, Р.А. Литвак, Л.Ю. Ляшко, Е.Н. Медынский, Н.Н. Михайлова, СТ. Шацкий и др.). Однако, исследователи отмечают недостаточную разработанность теории в области дополнительного образования, значительный отрыв теории от практики (И.И. Буева, А.К. Бруднов, В.А. Березина и др.)
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, СМ. Каргапольцева, Б.М. Йеменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они очень изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, им свойственна природная активность, эмоциональная открытость. Другая характерная особенность этого возраста -эмоциональная неустойчивость, неумение управлять своими эмоциями, слабое осознание своих и чужих чувств (Е.П. Ильин).
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы.
Проблема развития эмоциональной сферы является актуальной в современной педагогике. Гармонизация процессов формирования и развития личности во многом обусловлена характером становления эмоциональной сферы (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.). В отечественной психологии и педагогике накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский). «Связь между эмоциональной сферой и личностью: с её направленностью, убеждениями, идеалами, запросами особенно тесная и глубокая», - отмечает П.М. Якобсон .
Эмоциональные отношения личности являются важнейшей составной частью мировоззрения человека, его основных жизненных устремлений, а также характеризуют его нравственный облик (Б.И. Додонов, К. Е. Изард, А.Е. Ольшанникова, В.А. Сухомлинский, В.К. Вилюнас и др.).
Это положение является серьезной психологической предпосылкой для педагогического воздействия с целью формирования и развития эмоциональной сферы в структуре личности.
Изучение генезиса человеческих эмоций имеет важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям.
Эмоциональная сфера представляет собой сложную и постоянно изменяющуюся систему субъективных реакций личности на окружающую действительность. Эмоции выступают как отражение действительности (П.М. Якобсон), как индикатор потребностей и вероятность их удовлетворения (П.В. Симонов и др.); человеческая пристрастность является критерием ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); само эмоциональное переживание может выступать как ценность и побудитель деятельности (Б.И. Додонов, В.К. Вилюнас и др.).
Согласно определению, данному в "Психологическом словаре" - эмоции» (от латинского emoveo - волную, потрясаю) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Единой научно разработанной классификации эмоций, которая учитывала бы все аспекты сложного психологического явления, ещё не создано. Попытки разделить эмоции на отдельные группы по какому-либо признаку делались издавна, но большинство предлагаемых классификаций учитывает какую-нибудь одну сторону, один аспект эмоций, не принимая во внимание другие.
Традиционно исследователи выделяют следующие виды эмоциональных процессов у человека: эмоциональный тон ощущений, эмоции (эмоциональные состояния), эмоциональные свойства личности, чувства Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций - «непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению»
Для характеристики эмоционального состояния в литературе часто используются такие понятия, как: эмоциональное переживание, проявление чувств и др. (СЛ. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, В.К. Вилюнас, А.Е. Ольшанникова, Я. Рейковский, К.Е. Изард, Г.М. Бреслав и др.). Исследователь Е.Д. Хомская определяет понятие «эмоциональное состояние» как «...пролонгированное переживание каких-либо эмоций»
Говоря о структуре эмоционального состояния, следует отметить, что многие авторы, рассматривая различные эмоциональные явления, в той или иной мере, указывают на некоторые составляющие элементы эмоционального состояния. Так, С.Л.Рубинштейн указывал, что «во-первых, ...эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, они отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком» . По Л.С. Выготскому, «всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия ... за эмоцией остаётся роль внутреннего организатора нашего поведения» . В исследованиях А.Е. Ольшанниковой приводятся два класса проявлений эмоциональности, один из которых подразумевает качественные характеристики эмоционального переживания, выражающиеся в модальности (удовольствие - радость, неудовольствие - страх, гнев) .
О важной роли эмоциональных состояний в развитии личности, сохранении и укреплении здоровья, общего жизненного тонуса, самочувствия, а также о том, что состояния" направлены на обеспечение активности, избирательности, направленности поведения человека говорит в своей работе В.И.Чирков . Е.П.Ильин считает, что состояния различаются по характеру их влияния на деятельность и могут быть благоприятными (мобилизующими, положительными) и неблагоприятными (деструктивными, отрицательными) для деятельности человека .
Л.Я. Дорфман и Б.А. Вяткин говорят о 4-х мерной структуре эмоциональных состояний (сенсорно - перцептивного уровня), возникающих под влиянием музыки . Авторы включают в состав эмоциональных состояний такие параметры, как модальность (радость-печаль), активность (активность - пассивность), напряжение (напряжение-расслабление), направленность (на объект - на субъект) .
К.Е. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции»: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд . Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес .
Анализ теоретической литературы позволяет утверждать, что эмоциональные свойства личности различаются по эмоциональной возбудимости, глубине, ригидности-лабильности, устойчивости, экспрессивности .
Чувства называют самым высоким уровнем эмоциональной сферы человека. По определению Е.П. Ильина, чувства - «устойчивое пристрастное отношение человека к какому-либо одушевлённому или абстрактному объекту, эмоциональная установка, определяющая готовность человека эмоционально реагировать на те ситуации, в которые попадает объект чувства» .
Согласно общей психологии, известно, что существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических, социальных, практических .
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве . Касаясь природы эстетических эмоций, Л.С. Выготский писал, что они изолируются от царства инстинктов и переносятся в совершенно иную сферу психического . Т.А. Барышева, исследуя проблему эстетического развития личности, отмечает, что художественные способности проявляются в «своеобразном сочетании импрессивной и экспрессивной эмоциональности».
Импрессивную эмоциональность исследователь определяет как повышенную эмоциональную отзывчивость на художественные явления любого уровня (звук, цвет, форма, интонация, целостный образ и т.д.), а экспрессивную эмоциональность как способность к адекватному выражению эмоционального содержания различными средствами .
Глава 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ЗНАЧИМОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.
Дополнительное образование – фабрика мотивации развития личности.
Сфера дополнительного образования по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности обучающихся. Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.
Дополнительное образование характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку связано с реализацией личностных потребностей и жизненных планов. В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых различных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, обучающиеся получают широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни.
Дополнительное образование является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса семьи.
Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общем образовании. Дополнительное образование компенсирует, таким образом, их недостатки или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование реализуется в детско-взрослых сообществах и одновременно формирует их, обеспечивая межпоколенческую солидарность.
В дополнительном образовании происходит консолидация разнообразных социальных групп, дети и подростки учатся конструктивно взаимодействовать с другими людьми, осваивают навыки предотвращения и мирного решения конфликтов.
Дополнительное образование выступает механизмом формирования ценностей, мировоззрения и идентичности подрастающего поколения и направлено на решение таких задач, как:
• формирование личностной зрелости обучающихся: осмысления ими своего места в обществе и своего жизненного пути, обретения самостоятельности и ответственности, адаптивности к переменам, стремления к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию и т.д.;
• обеспечение успешной социализации обучающихся, их подготовка не только к эффективному функционированию в современной социальной среде, но и к активному позитивному преобразованию этой среды в направлении укрепления общественной морали, усиления толерантности, формирования атмосферы социального партнёрства и т.п.;
• формирование нравственного мировоззрения и этического поведения, а также социально-значимого целеполагания молодого поколения – рассмотрения своей персональной социально-профессиональной карьеры в контексте деятельности, направленной на социально-культурное развитие своей страны, обеспечение высокого уровня качества жизни в стране, усиление обороноспособности и международного престижа России.
Через дополнительное образование система образования расширяет свои социальные функции до формирования нового образа цивилизованного человечества на основе философии «всемирного обучающегося общества», базирующегося на самообразовании, информационных и интерактивных технологиях.
При этом в условиях роста открытости пространства социализации подрастающего поколения, в том числе глобального характера образования (включающего сегодня Интернет и медиа) встает вопрос о конкуренции государств и корпораций за то, каким будет этот «образ», за инструменты влияния на сознание, идентичность и траектории социализации детей и молодежи. Характерно, что сегодня ведущие корпорации за рубежом создают собственные сети дополнительного образования. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования являются вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.
На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, развития социокультурного потенциала территории.
Позиционирование дополнительного образования как инструмента и даже самостоятельного направления социально-экономического развития и социального управления требует точного определения его места и задач в каждом из основных типов социально-экономической и социокультурной ситуации современной России.
В общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:
• «пространство для саморазвития и самореализации»;
• «механизм развития человеческого потенциала»,
• «среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны»,
• «среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифтов»;
• «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»;
• «инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего»;
• «сфера эффективных частных инвестиций».
Выводы:
Эмоциональное развитие представляет собой сложный закономерный процесс качественных изменений личности в контексте её социализации и предполагает умение понимать и выражать своё эмоциональное состояние, определять эмоциональное состояние другого, способность к проявлению эстетических эмоций, к эмпатии, сбалансированность эмоций. Актуальность проблемы влияния дополнительного образования на развитие эмоциональной сферы обусловлена современной парадигмой образования, направленной на личностно- ориентированное развитие. Установлено, что дополнительное образование есть целостная многокомпонентная социально-педагогическая система учебно- воспитательной деятельности и творчества, осуществляемых на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей, которая позволяет создать оптимальные условия для развития различных способностей личности школьников, в том числе её эмоционального развития.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Заключение:
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.
Эмоциональность имеет сложную структуру . К ее основным компонентам относятся:
эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражимость. К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия — социальные события, общение, окружающих людей.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности .
В свою очередь одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для данной личности, может определить как бы новый период в ее жизни и наложить на весь ее облик новый отпечаток.
Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей. Существенное значение в воспитании эмоций имеет также совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания повышение общего уровня развития и его широты.
Если стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо. Желательно, чтобы деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была эмоциональна, мобилизовала нашу энергию, но эмоции не должны превращаться в основной регулятор нашей деятельности. Признание их основным регулятором в конечном счете оказывается более или менее утонченной формой старой гедонической теории, согласно которой высший закон, определяющий человеческое поведение, сводится к тому, что человек всегда стремится к наслаждению или удовольствию, к приятному и избегает неприятного. Это утверждение не соответствует не только элитарной морали, но и фактам действительности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями .
Список используемой литературы
Додонов Б. И. «В мире эмоций»; Киев; 1987 год.
Изард К. Е. «Эмоции человека»; Москва;1980 год.
Изард К.Е. Психология эмоций. СПб., 1999.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001
Ковалев А.Г. Психология. М.. Просвещение, 1966
Ладанов И. Д. «Управление стрессом»; Москва; 1989 год.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Никольская и. М., Грановская Р. М. «Психологическая защита у детей", С. - П. Изд. «Речь», 2001
Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание.- М, 1983.-С.
Рубинштейн С. Л. Собрание сочинений: В 6 т.- М .: Уч педгиз,1946.-Т.2.—С.297.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000
Хухлаева О. В., "Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки." – М.: Генезис, 2006
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.,1996.
Интернет- ресурсы:
22. http://coma.su/content/view/102/30/
23. http://cons-help.com/69/
24.Copyright © 2008 WEBcommunity
25. http://www.4medic.ru/page-id-521.html
26. http://reihorn.narod.ru/emocion.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние коррекционно-развивающих занятий на эмоциональную сферу младших школьников
Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы...
Развитие эмоциональной сферы младших школьников. Опыт работы с детьми «группы риска»
Презентация на данную тему....
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные р...
"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...
Программа развития эмоциональной сферы младших школьников
Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека....
Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"
Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"...