Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"
статья (4 класс) на тему
Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «Хозяин своего Я». Цель: просветительская – познакомить родителей с недостатками проявления воли у детей, со сводом правил по преодолению этих недостатков; практическая - учить детей владеть собой, своим поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Muhametova_L_A_statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «Хозяин своего Я». Цель: просветительская – познакомить родителей с недостатками проявления воли у детей, со сводом правил по преодолению этих недостатков; практическая - учить детей владеть собой, своим поведением.
Мухаметова Л. А.
учитель начальных классов
Иванова К. А.
учитель начальных классов
Яфанова С. Ю.
Педагог – психолог
Ключевые слова: волевая сфера, лекторий для родителей, эмоциональные состояния, поведенческий тренинг.
Лекторий для родителей «Недостатки воли у детей».
Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный – так, как хочется. Воля составляет одну из важных черт характера. Люди не рождаются с сильной волей или слабой, воспитание воли доступно каждому и воспитывать волю нужно не на любых случаях, а постоянно. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает у человека привычку выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.
Недостаток, присущий детской воле, а именно отсутствие настойчивости в проведении задуманного, нежелание бороться с встретившимися препятствиями, легкий отказ от намеченной цели и обращение к другой. Ребенок мечется из в стороны в сторону в своих желаниях и действиях, у него так много желаний. Недостаточная глубина душевных интересов, соединенная с их разнообразием, побуждает ребенка постоянно перескакивать с одного на другое и мчаться с равною энергией и быстротой в самые разные стороны.
В развитой же воле не замечается таких явлений, развитая воля характеризуется настойчивостью в преследовании намеченной цели, единством стремлений.
Дети гораздо больше руководятся в своих действиях чувствованиями, чем идеями, более ближайшими, хотя бы и маленькими, удовольствиями и неприятностями, чем большими наслаждениями и страданиями, но предстоящими в более или менее отдаленном будущем.Дети в своих действиях придерживаются правила: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Близкое, хотя бы и маленькое, удовольствие в их глазах значительнее большого, но отдаленного, которое когда-то будет и которое представляется им чем-то неясным, непонятным и малопривлекательным. Ребенок больше живет впечатлениями на органы внешних чувств, ощущениями и чувствованиями, чем идеями. Поэтому дети мало поддаются доводам рассудка, их трудно убедить самыми справедливыми доказательствами, но зато им вполне доступен язык чувствований; затрагивая сердце ребенка, его способность испытывать удовольствия и неприятности, мы легко склоним его к поступкам в известном направлении.
У детей встречаются различные виды недостатка воли: например, безволие и видимая противоположность ему – упрямство.
Вот сообщение одной учительницы о двух девочках, которых она знала не один год.
«Мои ученицы воспитаны интеллигентными родителями, которые посвятили себя делу воспитания своих дочерей. С раннего возраста развивали они в них все человеческие способности и добродетели, развивали спокойно, систематично, с большим тактом, любовью и уменьем, и добились того, что их дети могут считаться образцово воспитанными детьми. Всякий учитель, всякое учебное заведение будут в высшей степени благодарны родителям за таких учениц. Они хорошо подготовлены, чтобы воспринять всякую школьную науку, а об их нравственных качествах нечего и говорить. За уроками сидят образцово, учатся понятливо, прилежно, внимательно. Они необыкновенно послушны, вежливы, ласковы, услужливы.
Но у них есть один ужасный недостаток: полное отсутствие своей воли, полная неспособность к самостоятельности. Вся их жизнь с пеленок была послушание и исполнение своих обязанностей, и эти добродетели им ничего не стоят, к ним они подготовлены искусной рукой. Им никогда в голову не придет не выучить урока, сделать что-нибудь по-своему, высказать противоречие или упрямство. У них все идет как по маслу. Я никогда не замечала у них увлечения игрой или чем другим до самозабвения или до забвения чьих-либо приказаний, тотчас они оставляют самую интересную игру, если кто позовет их. …У них нет ничего своего, личного, все их духовное богатство вложено в них их родителями и учителями; им поэтому нечего отстаивать, оберегать. Их воля, их личный произвол бездействуют. Все что они делают, делают по привычке, по шаблону, по заранее придуманной для них программе; сравнение и критика в их действиях совершенно отсутствуют».
Учительница прибавляет, что ее ученицы в высшей степени милые, привлекательные девочки, но тем не менее возникает вопрос, как будут они жить на свете, в этом мире отстаивания и борьбы, без самостоятельности и воли, без желания постоять за себя, без каких-либо орудий борьбы.«Что-то очень большое и очень нужное пропущено в их воспитании». Да, пропущено очень большое и очень важное, не замечен слон… Пропущена воля девочек, их собственная личность и деятельность. Родительский ум, родительская воля вложены в девочек и управляют ими, а своего у них ничего и нет. И все это произведено родителями по великой родительской любви к детям, для доставления им счастья. Бедные родители и еще более бедные и несчастные дети!
Но случается, что система подавления личности вызывает совершенно противоположный недостаток в развитии детской воли, именно упрямство. Коса находит на камень, попытка взрослого чрезмерно расширить свое влияние на маленькую личность встречает в последней полное недоверие и сопротивление. Живому, сильному, здоровому ребенку или весьма нервному, чуткому трудно абсолютно подчиняться, отказаться от своей воли и сделаться простым орудием другого; он неизбежно бунтует. Но ребенку очень трудно в каждый данный момент правильно решить, что он справедливо желает и на чем настаивает и чего несправедливо. Упорное стеснение детской личности взрослыми вызывает упрямство и в детях, так что дети, упрямясь, нередко платят взрослым лишь тою же монетою. Не следует упускать из вида и то, что взгляды и понятия детей и взрослых о том, что справедливо и что несправедливо, часто расходятся вследствие неодинакового развития, и доказать детям, что они поступают в таком-то случае несправедливо, настаивая на своем решении, подчас бывает затруднительно. Нравственные кодексы детей и взрослых неодинаковы; у детей свои заповеди, далеко не вполне совпадающие с заповедями взрослых.
Развитие воли – огромный труд, подчас непосильный для ребенка. Но рядом есть мама и папа и другие взрослые, готовые придти на помощь. Первоначально регуляция поведения и контроль осуществляется именно взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем ребенок сам научается в соответствии с образцами контролировать действие. Выработка качеств (сила воли, выдержка, настойчивость, ответственность, обязательность) не ограничивается каким-то определенным возрастом, а рассчитана на достаточно длительный период становления личности.
Свод правил:
- Учись управлять собой.
- Не жди, когда тебе укажут, прикажут, дадут задание – будь сам инициативен, действуй по собственному желанию.
- Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказать.
- Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.
- Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4х классов.
Хозяин своего «Я»
Цель занятия: учить владеть собой, своим поведением.
- Приветствие. Упражнение «Подари улыбку».
Цель: Установление контакта, улучшение эмоционального состояния.
Дети повторяют за взрослым слова и движения, стоя в кругу: «Улыбнусь правой ручке (поворот головы вправо). Улыбнусь левой ручке (поворот головы влево). Улыбнусь правому ушку (дотрагиваются до правого уха). Улыбнусь левому ушку (дотрагиваются до левого уха). Улыбнусь правому дружку (улыбается, протягивает руку вправо). Улыбнусь левому дружку (улыбается, протягивает руку влево). Солнцу улыбнусь (руки вверх). С друзьями обнимусь (все обнимаются)».
- Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о наших «хочу» и « не хочу» то есть о наших желаниях. Какие желания у вас на данный момент.
Упражнение «Я хочу………..».
Поговорим о ваших желаниях. Среди них были фантастические, смешные, реальные, невыполнимые, но все желанные. Что требуется для их осуществления?
Дети: деньги, помощь взрослых, усилия со своей стороны и т.д.
Учитель: Для осуществления многих желаний приходится проявлять настойчивость, усилия со своей стороны, то есть силу воли. Приходилось ли вам проявлять силу воли, расскажите об этом.
Дети: рассказывают свои истории из жизни или прочитанного произведения.
Упражнение «Я не хочу……»
Учитель: Я бы все ваши «не хочу» разделила на две группы: не хочешь и не делай этого, не хочешь, а делать надо. Какие из названных вами не желаний вы бы отнесли к первой группе, а какие ко второй? Где вам потребуется усилие воли?
Дайте совет, что делать…….
- Не хочу делать уроки, как себя заставить;
- Не хочу убирать постель (мыть посуду, читать книгу и т.д.), как себя заставить;
- Попросите совета « Не хочу……………Как себя заставить?»
- Практическая часть
Цель: учить управлять своим эмоциональным состоянием.
1. Ребята, я в воздухе нарисую кончиком карандаша какую – нибудь букву. Вы должны отгадать букву, но угадав, не закричать сразу ответ, а преодолеть свое «хочу выкрикнуть» и, дождавшись команды, прошептать ответ.
Хотелось ли вам выкрикнуть букву? Как вам удалось себя сдерживать?
Когда мы преодолеваем определенные трудности, проявляем свой характер и свою силу воли?
2.Прослушайте стихотворение «Очень, очень вкусный пирог»
Почему мальчик не смог встретить гостей так, как задумывал? Какие советы вы можете ему дать?
Дети: Заняться каким - нибудь делом, почитать книгу, посмотреть фильм, отвлечь мысли от этого пирога и т.д.
3.Учитель: От «хочу» до «могу» часто очень длинный и трудный путь, его можно представить в виде лестницы.
Хочу и всё получается
Хочу и иногда получается
Хочу и учусь делать
Хочу, но пока не получается
Хочу что-то сделать
Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень.
Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
О быть настойчивым
О быть решительным
О не расстраиваться при неудаче, ошибке
О не торопиться
О не ждать быстрого результата
О верить в успех
О верить в то, что всему можно научиться
О поддерживать друзей в трудную минуту
О не унывать
О не сдаваться
О не пасовать перед неудачей или трудностями
О не стесняться попросить помощи
О не бросать начатое дело
- Поведенческий тренинг
Игра «Воздушные шарики»
Правила игры. Представь себе, что в одном из воздушных шаров собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а во втором — всё вредное, что мешает ему расти здоровым, приводит к болезням, заставляет волноваться.
Напиши в одном из шаров все полезные привычки и «хорошие» черты характера, а во втором — вредные привычки и «плохие» черты характера. Нарисуй и раскрась шары
- Подведение итога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...
статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, которые должен знать воспитатель ГПД
Доклад...
Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...
Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребе...
Мастер-класс по теме: « Формирование волевой сферы младшего школьника»
laquo; Все победы начинаются с побед над самим собой» Л. М. Леонова Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...