Развитие эмоциональной сферы младших школьников. Опыт работы с детьми «группы риска»
презентация к уроку ( класс) на тему
Презентация на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._moi_emotsii.docx | 25.09 КБ |
moi_emotsii_prezentatsiya.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Абубякирова И.А.
ГБУ ГППЦ Догм, педагог-психолог
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Здравствуйте! Разрешите представить вашему вниманию опыт своей работы с детьми «группы риска» из социально незащищенных семей, с девиантным поведением.
Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. В обучении детей «группы риска» эта проблема приобретает приоритетное значение, так как несформированность эмоциональной сферы, влекущая за собой проблемы саморегуляции, препятствует успешному освоению знаний и получению школьных навыков.
Цель данных упражнений – гармонизация и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих те или иные нарушения здоровья, поведения, социальной адаптации.
Задачи:
1.снять психологические зажимы, «раскрепостить зажатые эмоции» или «укротить расторможенные»;
2. познакомить детей с эмоциями: как показывает практика, дети не осознают ни свои, ни чужие эмоции; если их спросить, какие эмоции они знают, то чаще отвечают: радость, грусть, страх; а сколько их ещё на самом деле существует! – дети либо не осознают их, либо не испытывали;
3. научить распознавать свои и чужие эмоции;
4. научить выражать и правильно управлять своими эмоциями.
Ожидаемый результат: развитие и коррекция эмоциональной сферы школьника - формирование саморегуляции как одной из основных составляющих школьной успешности.
Формы и методы работы: групповые и индивидуальные занятия в тренинговой форме; выполнение упражнений и этюдов, дискуссия, беседа, рефлексия.
Примерный порядок и ход работы:
- Анализ изображений на различных картинках и сопоставление с ними своих эмоций.
2. Анализ интонаций при выражении эмоций.
Когда мы общаемся друг с другом, мы испытываем те или иные эмоции. При этом очень важно обращать внимание на интонацию в процессе коммуникации.
2. 1.Упражнение «Вырази эмоцию одним словом».
Детям раздаются карточки с названиями различных эмоций; каждый участник группы поочереди приветствует всех других участников словом «Здравствуйте» с интонацией соответствующей эмоции, написанной на его карточке. Другие участники отгадывают, какую эмоцию он пытался изобразить.
По окончании «круга», карточки перемешиваются и раздаются снова, с тем, чтобы попыток изобразить различные эмоции было больше.
Раздаточный материал: карточки с названиями эмоций (радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, страх, спокойствие, заинтересованность, уверенность, усталость, волнение).
2.2. Упражнение то же, только с чтением фразы из известного стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?».
По окончании каждого упражнения - рефлексия: насколько легко удавалось угадывать эмоцию по интонации? Что помогало, кроме слов, угадать эмоцию? (жесты, мимика).
В следующем упражнении мы попробуем с помощью жестов общаться так, чтобы нас правильно поняли.
3. Анализ невербальных способов выражения эмоций.
3.1. Упражнение «Испорченный телевизор».
Цель: совершенствование навыков восприятия эмоций, выраженных невербальным способом.
Все участники, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики, жестов или пантомимики. Первый участник, «разбудив» другого, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника упражнения.
Рефлексия (5 минут): ведущий опрашивает всех участников, начиная с последнего, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение смысла, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
4. Психогимнастические упражнения (этюды)
Цель – формирование эмоциональной сферы: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Данные этюды и упражнения позволяют выразить свои эмоции через движение, развивают воображение, позволяют экспериментировать с образом собственного «Я».
1. «Подарок на день рождения» (этюд на выражение радости).
Ребёнку на день рождения подарили подарок, о котором он долго мечтал. Он открывает долгожданную коробку и прыгает от восторга, радуется, улыбается. (есть вариант, когда дети сами выражают эмоции без подсказки)
2. «Баба-Яга» (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку (Иванушку), велела ей (ему) затопить печку, чтобы потом съесть ее (его), а сама уснула. Проснулась, а Аленушки (Иванушки) и нет — сбежал (а). Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3. «Петя, Петя-петушок» (этюд на выражение любопытства).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живёт петушок, и поёт известную песенку, а петушок высовывает голову из окошка, смотрит по сторонам.
4. «Соленый чай» (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал в чашку две ложки соли, размешал ее и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
5. «Новая девочка» (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
6. «Золушка» (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
7. «Фокус» (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а, когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
8. «Один дома» (этюд на выражение страха).
Мама крошки енота ушла добывать еду, и он остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
6. Упражнение «Походка».
Ведущий предлагает выразить в походке различные состояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; человека с нечистой совестью; гения, получившего Нобелевскую премию; предельно собранного человека; канатоходца и др.
7. Упражнение «Анаграммы» (его очень любят дети) – выполняется в заключение занятия с целью закрепления полученных знаний.
невг (гнев), схарт (страх), стодарь (радость), стугрь (грусть), неволние (волнение)
Заключительное занятие, которое я хочу вам предложить, называется «Автопортрет».
Оно как нельзя лучше соответствует теме формирования эмоциональной сферы ребенка. В данном занятии проявляется сформированность пространственного восприятия, образа схемы человеческого лица, образа «Я» и эмоционального состояния; психолог многое может увидеть в автопортрете, и в том числе готовность или неготовность ребенка к учебной деятельности.
1. Педагог предлагает рассмотреть детям репродукции автопортретов великих художников. Объясняет, чем автопортрет отличается от обычного портрета. Напоминает, что автопортреты должны быть узнаваемы – люди на них такие, какие они есть на самом деле.
2. Задачи:
- развитие пространственного воображения, концентрация внимания
- развитие мелкой моторики и крупной (усидчивости)
- формирование и развитие представлений о цвете, форме, рельефе, плоскости, объёме, фактуре
- формирование саморегуляции
3. Ход работы (предлагаем выполнить свой автопортрет):
3. 1. Слепить шарик телесного цвета (можно взять розовый пластилин, прибавить белый и жёлтый).
3.2. На небольшом картоне (6х9 см) в центре поместить шарик и нажать на него, формируя овал. Из пластилинового овала пальцем «нарисовать» шею. Можно передать узнаваемый овал лица (круглое, худое, заострённое и пр.); цвет волос и форму причёски. Не забыть плечи, видимую часть туловища.
3.3. Попробуем отразить особенности внешнего вида, характера, настроения!
Психологи знают, что по автопортрету достоверно сказать о настроении человека сложно; например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п. На нашем занятии детям предлагается обязательно показать в автопортрете свою одежду. Также пластилином заполняется и весь фон. Таким образом, выбранная учеником цветовая палитра, сочетание цветов, выражение лица могут больше сказать психологу о настроении ребенка и его эмоциональном состоянии.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что данный опыт показался вам интересным и значимым.
Использованная литература:
1. Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов /
А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
3. Раттер М. "Помощь трудным детям". М., 1987.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоции- это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру . С помощью эмоций индивид устанавливает связь между происходящими событиями и своими потребностями. (С.Л.Рубинштейн)
эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.
Важно уметь осознавать собственные эмоции и управлять ими
У пражнение « В ырази эмоцию одной фразой» Цель: подчеркнуть значение интонации в процессе коммуникации
- С кажи-ка, дядя, ведь недаром М осква, спаленная пожаром, французу отдана?
У пражнение « И спорченный телевизор» Цель : совершенствование навыков восприятия эмоций
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,правильно их выражать ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ЭТЮДЫ)
« П одарок на день рождения»
« Б аба я га»
« П етя, п етя- петушок» « о дин дома»
« П осле работы»
« у ра, пятёрка!»
« Г роза»
Отгадайте зашифрованные эмоции НЕВГ СХАРТ СТОДАРЬ СТУГРЬ НЕВОЛНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Улыбайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние коррекционно-развивающих занятий на эмоциональную сферу младших школьников
Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы...
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...
"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...
Программа развития эмоциональной сферы младших школьников
Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека....
Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
Курсовая работа для учащихся выпускных курсов отделения Дополнительного образования...