СПЗ несформированность к школе
консультация
Предварительный просмотр:
Задание 2 блока (на основе видео ситуативной педагогической задачи №5)
Анализ педагогической задачи | В данной ситуации ученица первого класса и учитель представлены в явно выраженной форме, родители – в косвенной форме. Противоречия: –к поступлению в 1 класс у ребёнка должна быть сформирована готовность к принятию новой социальной позиции школьника, адекватное положительное отношение к школе, желание учиться; – к поступлению в 1 класс ребёнок должен уметь управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения. – к 1 классу у детей уже должен быть сформирован познавательный интерес, желание узнавать что-то новое; в данной ситуации прослеживается нарушение дисциплины у первоклассницы, что может быть связано с отсутствием мотивации к обучению. |
Выделение проблемы, в том числе для участников интерактива | В данной педагогической ситуации описана одна из наиболее актуальных проблем младшего школьного возраста – недостаточно сформированная готовность к обучению в школе. |
Формулировка педагогической цели интерактива | Создать условия для повышения уровня информированности родителей об особенностях формирования у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы. |
Формулировка педагогической задачи, в том числе решаемой в рамках взаимодействия с участниками интерактива | Определить и обосновать систему мер/действий, способствующих формированию у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы. Определить для родителей эффективные способы решения проблемы формирования у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки. |
Формулировка способов решения педагогической задачи (определение возможных причин) разные аспекты решения указанной проблемы | Решение педагогической задачи по принципу «Здесь и теперь» – оперативные способы реагирования: –слова-обращения учителя начальных классов: «Ребята, в нашем классе часто встречается проблема нарушения дисциплины на уроке. Уже на следующей неделе мы начнем с вами проводить классные часы, на которых вы сможете узнать правила поведения в школе, как нужно себя вести на уроках и на переменах». 1 ПРИЧИНА: незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика Варианты решения педагогической задачи при включении семье: – родителям необходимо чаще напоминать ребёнку, что он ученик и объяснять ему на конкретных примерах, в чем заключается это новая роль; – родителям стоит поручать дела для самостоятельного их выполнения ребенком и обязательно отмечать положительные стороны в его действиях. 2 ПРИЧИНА: демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: – обратиться к психологу для выявления причин усиленной потребности учащейся привлекать к себе внимание; – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении у ребенка каких-либо ошибок в поведении; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность в учебной и внеучебной деятельности. Учителю начальных классов необходимо проводить с первоклассниками классные часы, направленные ознакомление правил поведения в школе (на уроках и на перемене). 3 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей Варианты решения: – индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; –максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе, не выражая при этом отрицательных эмоций; –учить ребенка правилам освоения дисциплины в школе, самоконтролю своих действий. |
Этап | Содержание |
Приветствие | – Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем собрании, которое будет проведено в форме мастер- класса. –Наша работа будет построена с учётом правил интерактивного взаимодействия (волонтёры поочерёдно называют правила). Правила работы:
|
Проблема | – Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащиеся 1 класса нарушают дисциплину на уроке. –Какую проблему вы выявили? (недостаточный уровень дисциплинированности учащегося на этапе поступления в начальную школу (школьная дисциплина), недостаточно сформированная готовность к обучению в школе. –Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы. – Верно. Сегодня наша совместная работа поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня дисциплинированности учащегося 1 класса. –Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций родителям по решению данной проблемы. –Я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы. –Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной при поступлении ребёнка в 1 класс. –Что же такое готовность к школе? –Готовность к школе – это форсированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Главные школьные правила заключаются в соблюдении школьной дисциплины. –Что же такое школьная дисциплина? Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. |
Тема/форма/цель | –Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему собрания – мастер-класса. Родители называют тему собрания: «Как повысить у учащихся 1 класса уровень готовности к обучению в школе?» –Уважаемые родители, выскажите свои предположения о цели нашего собрания. Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы. – Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в группах. Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблему с другими родителями, проанализировать возможные способы ее решения, зафиксировать их. Также мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы. |
Причины | – Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг) Возможные причины: – избалованность ребенка; –незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика; –демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания; –недостаточный контроль со стороны родителей. |
Решение | – Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения). – И чтобы рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом нашей совместной работы является: памятка, рекомендации родителям. – Я предлагаю Вам в микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в группах анализируют проблему и выделяют варианты решения). –Предлагаю Вам представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранных вами причин (представление). 1 ПРИЧИНА: незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:
2 ПРИЧИНА: демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: – обратиться к психологу для выявления причин усиленной потребности первоклассницы привлекать к себе внимание; – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность; – учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на ознакомление с правилами поведения в школе (на уроках и на перемене). 3 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей Варианты решения: – индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; –максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе, не выражая при этом отрицательных эмоций; –учить ребенка правилам сохранения дисциплины в школе, самоконтролю своих действий, в частности в школе. – Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы? – Как Вы считаете, какие способы нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточным уровнем готовность к обучению в школе? – Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы. –Что же вы будете делать для повышения уровня готовности к школе ваших детей? –Благодарю Вас за активность в обсуждении данной проблемы. –Из представленных способов решения данной проблемы я как учитель начальных классов буду использовать следующие (проведение классных часов на тему «Ты первоклассник», «Школьная дисциплина», на которых продолжу объяснять на конкретных примерах учащимся правила поведения в школе (на уроках и на перемене), правила общения с учителями и одноклассниками; проведение родительских собраний на тему «Готовность к школе»; привлечение к этой работе различных специалистов (педагог-психолог и др.). Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы.
–Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в решении анализируемой проблемы. Рекомендации составлены, надеюсь они помогут нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем. |
Заключительная часть | – Давайте возвратимся к первой части нашего собрания. – Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении? – Достигли ли мы её? – Проанализируйте свою деятельность в ходе родительского собрания, оцените работу группы. –Было ли данное собрание полезно для вас? –В конце нашего собрания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.
– Уважаемые родители! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. – Благодарю вас за активную работу на собрании! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....
Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающег...
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).
Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...