СПЗ несформированность к школе
консультация

Юркова Елена Игоревна

СПЗ 2 несформированность к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spz_2.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2 блока (на основе видео ситуативной педагогической задачи №5)

Анализ педагогической задачи

В данной ситуации ученица первого класса и учитель представлены в явно выраженной форме, родители – в косвенной форме.

Противоречия:

–к поступлению в 1 класс у ребёнка должна быть сформирована готовность к принятию новой социальной позиции школьника, адекватное положительное отношение к школе, желание учиться;

– к поступлению в 1 класс ребёнок должен уметь управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения.

– к 1 классу у детей уже должен быть сформирован познавательный интерес, желание узнавать что-то новое; в данной ситуации прослеживается  нарушение дисциплины  у первоклассницы, что может быть связано с отсутствием мотивации к обучению.

Выделение проблемы, в том числе  для участников интерактива

В данной педагогической ситуации описана одна из наиболее актуальных проблем младшего школьного возраста – недостаточно сформированная готовность к обучению в школе.

Формулировка педагогической цели интерактива

Создать условия для повышения уровня информированности родителей об особенностях формирования у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы.

Формулировка педагогической задачи, в том числе решаемой в рамках взаимодействия с участниками интерактива

Определить и обосновать систему мер/действий, способствующих формированию у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы.

Определить для родителей эффективные способы решения проблемы формирования у первоклассника осознания себя учащимся начальной школы и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки.

Формулировка способов решения педагогической задачи (определение возможных причин) разные аспекты решения указанной проблемы

Решение педагогической задачи по принципу «Здесь и теперь» – оперативные способы реагирования: 

–слова-обращения учителя начальных классов: «Ребята, в нашем классе часто встречается проблема нарушения дисциплины на уроке. Уже на следующей неделе мы начнем с вами проводить классные часы, на которых вы сможете узнать правила поведения в школе, как нужно себя вести на уроках и на переменах».

1 ПРИЧИНА: незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика

Варианты решения педагогической задачи при включении семье:

– родителям необходимо чаще напоминать ребёнку, что он ученик и объяснять ему на конкретных примерах, в чем заключается это новая роль;

– родителям стоит поручать дела для самостоятельного их выполнения ребенком и обязательно отмечать положительные стороны в его действиях.

2 ПРИЧИНА: демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

– обратиться к психологу для выявления причин усиленной потребности учащейся привлекать   к себе   внимание;

– оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении у ребенка каких-либо ошибок в поведении;

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность в учебной и внеучебной деятельности.

Учителю начальных классов необходимо проводить с первоклассниками классные часы, направленные ознакомление правил поведения в школе (на уроках и на перемене).

3 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей

Варианты решения: 

– индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

–максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе, не выражая при этом отрицательных эмоций;

–учить ребенка правилам освоения дисциплины в школе, самоконтролю своих действий.

Этап

Содержание

Приветствие

– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем собрании, которое будет проведено в форме мастер- класса.

–Наша работа будет построена с учётом правил интерактивного взаимодействия (волонтёры поочерёдно называют правила).  

Правила работы:

  1. «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы.
  2. «Уважение и толерантность» при высказываниях.
  3. «Регламент» – бережём наше время, говорим кратко (только лишь основное) и, по существу.
  4. «Инициатива» – каждый предлагает идеи и думает над предложениями коллег – от этого зависит общее решение.

Проблема

– Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащиеся 1 класса нарушают дисциплину на уроке.

–Какую проблему вы выявили? (недостаточный уровень дисциплинированности учащегося на этапе поступления в начальную школу (школьная дисциплина), недостаточно сформированная готовность к обучению в школе.

–Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы.

– Верно. Сегодня наша совместная работа поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня дисциплинированности учащегося 1 класса.

–Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций родителям по решению данной проблемы.

–Я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы.

–Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной при поступлении ребёнка в 1 класс.

–Что же такое готовность к школе?

Готовность к школе – это форсированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

Итак,  говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и  бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
–Главными школьными правилами являются - школьная дисциплина.

Главные школьные правила заключаются в соблюдении школьной дисциплины.

–Что же такое школьная дисциплина?

Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Дисциплинированность – это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем  школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины.

Тема/форма/цель

–Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему собрания – мастер-класса.

Родители называют тему собрания: «Как повысить у учащихся 1 класса уровень готовности к обучению в школе?»

–Уважаемые родители, выскажите свои предположения о цели нашего собрания.

Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы.

– Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в группах.

Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблему с другими родителями, проанализировать возможные способы ее решения, зафиксировать их. Также мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

Причины

– Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг)

Возможные причины:

– избалованность ребенка;

незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика;

–демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания;

–недостаточный контроль со стороны родителей.

Решение

– Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения).

– И чтобы рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом нашей совместной работы является: памятка, рекомендации родителям.

– Я предлагаю Вам в микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в группах анализируют проблему и выделяют варианты решения).

–Предлагаю Вам представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранных вами причин (представление).

1 ПРИЧИНА: незаинтересованность родителей в успешном освоении ребёнком статуса ученика

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

  • родителям необходимо чаще напоминать ребёнку, что он ученик, объясняя при этом новые правила его школьной жизни;
  • поддерживать постоянную связь с учителем начальных классов для уточнения как себя ведет ребенок в школе;
  • родителям стоит поручать дела для самостоятельного их выполнения ребенком и обязательно отмечать положительные стороны.

2 ПРИЧИНА: демонстрация нарушения правил поведения для привлечения к себе внимания

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

– обратиться к психологу для выявления причин усиленной потребности первоклассницы привлекать к себе внимание;

– оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок;

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность;

– учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на ознакомление с правилами поведения в школе (на уроках и на перемене).

3 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей

Варианты решения: 

– индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

–максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе, не выражая при этом отрицательных эмоций;

–учить ребенка правилам сохранения дисциплины в школе, самоконтролю своих действий, в частности в школе.

– Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы?

– Как Вы считаете, какие способы нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточным уровнем готовность к обучению в школе?

– Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

–Что же вы будете делать для повышения уровня готовности к школе ваших детей?

–Благодарю Вас за активность в обсуждении данной проблемы.

–Из представленных способов решения данной проблемы я как учитель начальных классов буду использовать следующие (проведение классных часов на тему «Ты первоклассник», «Школьная дисциплина», на которых продолжу объяснять на конкретных примерах учащимся правила поведения в школе (на уроках и на перемене), правила общения с учителями и одноклассниками; проведение родительских собраний на тему «Готовность к школе»; привлечение к этой работе различных специалистов (педагог-психолог и др.).

 Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы.


Родители называют выбранные ими способы и обосновывают их.

 –Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в решении анализируемой проблемы.  Рекомендации составлены, надеюсь они помогут нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем.

Заключительная часть

– Давайте возвратимся к первой части нашего собрания.

– Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении?

– Достигли ли мы её?

– Проанализируйте свою деятельность в ходе родительского собрания, оцените работу группы.

–Было ли данное собрание полезно для вас?

–В конце нашего собрания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.

  • Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 384 с.
  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 208 с.
  • Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 58-61.

– Уважаемые родители! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг.

– Благодарю вас за активную работу на собрании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающег...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...