Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Ситникова Светлана Георгиевна

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.

Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающего и разделительного мягкого знака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.78 КБ
Файл презентация783.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве

несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса

общеобразовательной школы.

                                                                                 Автор - составитель

                                                                                  Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК

                                                          Петродворцового района « Доверие»

                                                                                    Ситникова С. Г.                      

                                                                                                 

Тема : Дифференциация мягкого знака смягчающего и разделительного

              мягкого знака.

Грамматическая : Второй способ обозначения мягкости согласных на

                                    письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.

Лексическая :  Фразеологические обороты; зима, зимние забавы.

Цели : развитие фонематического анализа и синтеза слов различной      

              слоговой структуры;

              закреплять умение детей различать на слух твёрдые и мягкие

              согласные и обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь;

              развивать слуховую память и слуховое восприятие;

              прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических

              признаках слова;

              развивать орфографическую зоркость;

               расширять словарный запас за счёт фразиологизмов и глаголов и

               прилагательных по теме « ЗИМА».

Оборудование :  Мультимедийная установка, презентация Power Point

                                          Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы проведём с вами очень интересный урок, на котором вы

 по - прежнему  должны быть очень внимательны и активны. Успехов нам всем.

  1. Загадки.

- Послушайте и отгадайте, о ком идёт речь :

 

 Сит или купается

 Всё не раздевается.

 День и ночь на ножках

 Красные сапожки.                СЛАЙД № 1 (картинка гуся)

 Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной ……           СЛАЙД № 2 ( картинка медведя)

Спереди пятачок,

Позади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка……               СЛАЙД № 3 ( картинка свиньи)

Ей лениться не досуг,

Человеку верный друг.

Вспашет поле, огород,

Груз тяжёлый отвезёт.

Звонко цокают копыта,

Все подковами подбиты.

Нужно к дому поспешать.

                  Кто же это ?               СЛАЙД № 4 ( лошадь)

3.Фонематический анализ.

  а) -  Посмотрите на картинки       СЛАЙД № 5

  -  Назовите слово, в котором 5 звуков.         ( лошадь)

  -  Какой последний звук в слове  ЛОШАДЬ?  ( ТЬ)

  -  А какую букву мы будем писать?

  -  Почему?

  -  Как звучит последний звук в слове ЛОШАДЬ, твёрдо или мягко?

   - Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова?  (буквами Д и Ь)

   б) – Назовите слово , которое состоит из 3 – х звуков. (гусь)

    - Какой последний звук?      (СЬ)

    - Как он звучит, твёрдо или мягко?

    - Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова? (буквами С и Ь)

В) Назовите слово, в котором  6 звуков.   (медведь)

-    Какой последний звук в слове МЕДВЕДЬ?      (ТЬ)

-    А какую букву будем писать?

-    Почему?

-    Как звучит в слове МЕДВЕДЬ последний звук, твёрдо или мягко?

-    Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова? (буквами Д и Ь)

г)  Назовите слово, в названии которой звук  НЬ находится между И и Я. (свинья)

-    Какую букву надо писать перед буквой Я ?           ( букву Ь)

-    Как называется этот Ь знак?       (разделительный)

-    Почему в этом слове Ь знак называется разделительным? ( он разделяет мягкий

      согласный от гласной 2 – го ряда Я)

4) Закрепление и уточнение темы урока.

 -  Во всех словах, над которыми мы работали, как звучит согласный, твёрдо или  

     мягко?

 -   Как на письме обозначаем мягкость согласного? (буквой Ь)

 -   Какую букву нужно написать между мягким согласным и гласным 2-го ряда,

      чтобы они не сливались при звучании? (разделительный Ь)

-    Сегодня мы будем продолжать  работу над словами, в которых пишется буква Ь.

5) Работа в тетрадях ( число,месяц)

  -  Вспомните и запишите сначала слова с разделительным Ь знаком.

  -  Затем с Ь смягчающим .

  -  Проверим себя.    СЛАЙД № 6.

  6) Цветовая мозаика. ( у каждого ученика в тетрадке табличка)

      (Если услышите слово с Ь знаком смягчающим, закрашиваете квадратик

         зелёным  цветом, если с разделительным Ь знаком – красным)

                               

                                 

 

Слова : жильё,  льдинка, сосулька, хлопья;

                 медведь, деревья, коньки, ельник;

                 ружьё, огоньки, зверьки, вьюга;

                 метель, веселье, прорубь, зимовье.  

- Проверим себя. СЛАЙД № 7

7. Работа над фразеологизмами. СЛАЙД № 8

 а) -  Задание : Ребята, прочитайте, пожалуйста, сочетания слов :

                       

                                   Баклуши  бить

                              Витать в облаках

-    Как называются такие сочетания слов?      ( фразеологизмы)

-    Что же такое фразеологизм?          СЛАЙД № 9 ( определение)

-   Можем обойтись без фразеологизмов? ( нет)

-  Почему? ( Без них речь становится беднее)

 - А как вы понимаете  фразеологизм БАКЛУШИ БИТЬ?   ( ничего не делать).

                                                                   ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ  (мечтать)

 б) ИГРА : « Составь фразеологизм из рассыпанных слов».

                    ЗАДАНИЕ: составь фразеологизм к картинке МЕДВЕДЬ  СЛАЙД № 10

                                        УСЛУГУ, ОКАЗАТЬ, МЕДВЕЖЬЮ

-  Проверь :  Оказать медвежью услугу.

-  Как вы понимаете этот фразеологизм?

- Какой буквой на письме мы отделим буквы  Ж и Я? (буквой разделительный Ь)

- Запишите получившийся фразеологизм.

- А теперь составьте фразеологизмы:  

УХ0, МЕДВЕДЬ, НА, НАСТУПИЛ;

ТРИДЕВЯТЬ, ЗА, ЗЕМЕЛЬ;

ЗЕМЛЮ , ПРОВАЛИТЬСЯ, СКВОЗЬ

- Проверьте себя.    СЛАЙД № 11

- Как вы понимаете :

 - Медведь на ухо наступил?    ( нет музыкального слуха)

- За тридевять земель?     ( очень далеко)

- Сквозь землю провалиться?    ( очень далеко)

в) ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ :

- Один мальчик писал фразеологизмы и допустил ошибки. Давайте поможем ему

  Разобраться, в чём заключается ошибка.

СЛАЙД № 12 :

УС ХОРОШО, А ДВА  ЛУЧШЕ.

КУПИТЬ КИТА В МЕШКЕ.

ТОЛОЧЬ СОДУ В СТУПЕ.

- Проверим : СЛАЙД № 13 :

- УМ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.

-  КУПИТЬ КОТА В МЕШКЕ.

- ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУПЕ.

- Как понимаете?

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

9. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА.

а) Какое слово получится, если соединим звуки :

   вначале Л, потом Ы, потом Ж, потом Ы ;

   вначале К, потом А, потом НЬ, потом КЬ, затем И ;

   вначале ВЬ, потом И, потом СЬ, потом Э, потом ЛЬ,потом Й, затем Э

- О каком времени года напоминают эти слова?   ( о зиме)

б)  Зимой дети любят играть в снежки.  И мы поиграем в игру « Кто дальше забросит

      снежок?»

- Условие : сколь однокоренных слов подберём к моему слову, на столько метров

                      и  брошен снежок.

СЛАЙД №14 : ( с однокоренными словами)

ЗИМА – зимний, зимушка, зимовье зимовать;

КОНЬКИ – конькобежец, конькобежный;

ВЕСЕЛО – весёлый, весельчак, веселье веселить;

В) ИТОГ ИГРЫ :

- В каких словах мы пишем Ь знак для обозначения мягкости согласного?

- Назовите эти слова ( коньки, конькобежец, конькобежный, весельчак, веселить, зимовать)

- В каких словах есть разделительный мягкий знак?    ( веселье. зимовье)

Запишите их в тетрадь в два столбика.

- Проверим. СЛАЙД № 15.

зимовать                        зимовье

веселить                        веселье

коньки

конькобежец

конькобежный

10. ИТОГ УРОКА.

  - Для чего нам нужен мягкий знак? Ведь мы его не произносим, а в слово только вносим.  ( для обозначения

    мягкости согласного звука)

  - Для чего нам нужен разделительный мягкий знак?    ( для разделения мягкого согласного и гласного 2-го ряда)

 

                         

 

    

 -                     

 -  

                                             

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация мягкого знака смягчающего и мягкого знака разделительного Лексическая тема : Фразеологизмы; зима, зимние забавы

Слайд 7

свинья гусь м едведь лошадь

Слайд 9

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов , о боротов, которые легко заменяются одним словом . Например : «Сломя голову» – быстро.

Слайд 10

услугу, оказать, медвежью

Слайд 11

Оказать медвежью услугу .

Слайд 12

Медведь на ухо наступил. За тридевять земель. Сквозь землю провалиться.

Слайд 13

у с хорошо, а два лучше; к упить кита в мешке; т олочь соду в ступе

Слайд 14

Ум хорошо, а два лучше. Купить кота в мешке. Толочь воду в ступе.

Слайд 15

Зима – зимний, зимушка, зимовать, зимовье ; Коньки – конькобежец,конькобежный ; Весело – весёлый, весельчак, веселье

Слайд 16

Зимовать зимовье Коньки веселье Конькобежец весельчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д

     В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....

Индивидуальное занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, буквы ч-щ

Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения пис...

Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т.

Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т....