Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.
Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающего и разделительного мягкого знака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 21.78 КБ |
презентация | 783.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве
несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса
общеобразовательной школы.
Автор - составитель
Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК
Петродворцового района « Доверие»
Тема : Дифференциация мягкого знака смягчающего и разделительного
мягкого знака.
Грамматическая : Второй способ обозначения мягкости согласных на
письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.
Лексическая : Фразеологические обороты; зима, зимние забавы.
Цели : развитие фонематического анализа и синтеза слов различной
слоговой структуры;
закреплять умение детей различать на слух твёрдые и мягкие
согласные и обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь;
развивать слуховую память и слуховое восприятие;
прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических
признаках слова;
развивать орфографическую зоркость;
расширять словарный запас за счёт фразиологизмов и глаголов и
прилагательных по теме « ЗИМА».
Оборудование : Мультимедийная установка, презентация Power Point
Ход занятия.
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы проведём с вами очень интересный урок, на котором вы
по - прежнему должны быть очень внимательны и активны. Успехов нам всем.
- Загадки.
- Послушайте и отгадайте, о ком идёт речь :
Сит или купается
Всё не раздевается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. СЛАЙД № 1 (картинка гуся)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной …… СЛАЙД № 2 ( картинка медведя)
Спереди пятачок,
Позади крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка…… СЛАЙД № 3 ( картинка свиньи)
Ей лениться не досуг,
Человеку верный друг.
Вспашет поле, огород,
Груз тяжёлый отвезёт.
Звонко цокают копыта,
Все подковами подбиты.
Нужно к дому поспешать.
Кто же это ? СЛАЙД № 4 ( лошадь)
3.Фонематический анализ.
а) - Посмотрите на картинки СЛАЙД № 5
- Назовите слово, в котором 5 звуков. ( лошадь)
- Какой последний звук в слове ЛОШАДЬ? ( ТЬ)
- А какую букву мы будем писать?
- Почему?
- Как звучит последний звук в слове ЛОШАДЬ, твёрдо или мягко?
- Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова? (буквами Д и Ь)
б) – Назовите слово , которое состоит из 3 – х звуков. (гусь)
- Какой последний звук? (СЬ)
- Как он звучит, твёрдо или мягко?
- Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова? (буквами С и Ь)
В) Назовите слово, в котором 6 звуков. (медведь)
- Какой последний звук в слове МЕДВЕДЬ? (ТЬ)
- А какую букву будем писать?
- Почему?
- Как звучит в слове МЕДВЕДЬ последний звук, твёрдо или мягко?
- Как на письме обозначим мягкость согласного в конце слова? (буквами Д и Ь)
г) Назовите слово, в названии которой звук НЬ находится между И и Я. (свинья)
- Какую букву надо писать перед буквой Я ? ( букву Ь)
- Как называется этот Ь знак? (разделительный)
- Почему в этом слове Ь знак называется разделительным? ( он разделяет мягкий
согласный от гласной 2 – го ряда Я)
4) Закрепление и уточнение темы урока.
- Во всех словах, над которыми мы работали, как звучит согласный, твёрдо или
мягко?
- Как на письме обозначаем мягкость согласного? (буквой Ь)
- Какую букву нужно написать между мягким согласным и гласным 2-го ряда,
чтобы они не сливались при звучании? (разделительный Ь)
- Сегодня мы будем продолжать работу над словами, в которых пишется буква Ь.
5) Работа в тетрадях ( число,месяц)
- Вспомните и запишите сначала слова с разделительным Ь знаком.
- Затем с Ь смягчающим .
- Проверим себя. СЛАЙД № 6.
6) Цветовая мозаика. ( у каждого ученика в тетрадке табличка)
(Если услышите слово с Ь знаком смягчающим, закрашиваете квадратик
зелёным цветом, если с разделительным Ь знаком – красным)
Слова : жильё, льдинка, сосулька, хлопья;
медведь, деревья, коньки, ельник;
ружьё, огоньки, зверьки, вьюга;
метель, веселье, прорубь, зимовье.
- Проверим себя. СЛАЙД № 7
7. Работа над фразеологизмами. СЛАЙД № 8
а) - Задание : Ребята, прочитайте, пожалуйста, сочетания слов :
Баклуши бить
Витать в облаках
- Как называются такие сочетания слов? ( фразеологизмы)
- Что же такое фразеологизм? СЛАЙД № 9 ( определение)
- Можем обойтись без фразеологизмов? ( нет)
- Почему? ( Без них речь становится беднее)
- А как вы понимаете фразеологизм БАКЛУШИ БИТЬ? ( ничего не делать).
ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ (мечтать)
б) ИГРА : « Составь фразеологизм из рассыпанных слов».
ЗАДАНИЕ: составь фразеологизм к картинке МЕДВЕДЬ СЛАЙД № 10
УСЛУГУ, ОКАЗАТЬ, МЕДВЕЖЬЮ
- Проверь : Оказать медвежью услугу.
- Как вы понимаете этот фразеологизм?
- Какой буквой на письме мы отделим буквы Ж и Я? (буквой разделительный Ь)
- Запишите получившийся фразеологизм.
- А теперь составьте фразеологизмы:
УХ0, МЕДВЕДЬ, НА, НАСТУПИЛ;
ТРИДЕВЯТЬ, ЗА, ЗЕМЕЛЬ;
ЗЕМЛЮ , ПРОВАЛИТЬСЯ, СКВОЗЬ
- Проверьте себя. СЛАЙД № 11
- Как вы понимаете :
- Медведь на ухо наступил? ( нет музыкального слуха)
- За тридевять земель? ( очень далеко)
- Сквозь землю провалиться? ( очень далеко)
в) ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ :
- Один мальчик писал фразеологизмы и допустил ошибки. Давайте поможем ему
Разобраться, в чём заключается ошибка.
СЛАЙД № 12 :
УС ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.
КУПИТЬ КИТА В МЕШКЕ.
ТОЛОЧЬ СОДУ В СТУПЕ.
- Проверим : СЛАЙД № 13 :
- УМ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.
- КУПИТЬ КОТА В МЕШКЕ.
- ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУПЕ.
- Как понимаете?
8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
9. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА.
а) Какое слово получится, если соединим звуки :
вначале Л, потом Ы, потом Ж, потом Ы ;
вначале К, потом А, потом НЬ, потом КЬ, затем И ;
вначале ВЬ, потом И, потом СЬ, потом Э, потом ЛЬ,потом Й, затем Э
- О каком времени года напоминают эти слова? ( о зиме)
б) Зимой дети любят играть в снежки. И мы поиграем в игру « Кто дальше забросит
снежок?»
- Условие : сколь однокоренных слов подберём к моему слову, на столько метров
и брошен снежок.
СЛАЙД №14 : ( с однокоренными словами)
ЗИМА – зимний, зимушка, зимовье зимовать;
КОНЬКИ – конькобежец, конькобежный;
ВЕСЕЛО – весёлый, весельчак, веселье веселить;
В) ИТОГ ИГРЫ :
- В каких словах мы пишем Ь знак для обозначения мягкости согласного?
- Назовите эти слова ( коньки, конькобежец, конькобежный, весельчак, веселить, зимовать)
- В каких словах есть разделительный мягкий знак? ( веселье. зимовье)
Запишите их в тетрадь в два столбика.
- Проверим. СЛАЙД № 15.
зимовать зимовье
веселить веселье
коньки
конькобежец
конькобежный
10. ИТОГ УРОКА.
- Для чего нам нужен мягкий знак? Ведь мы его не произносим, а в слово только вносим. ( для обозначения
мягкости согласного звука)
- Для чего нам нужен разделительный мягкий знак? ( для разделения мягкого согласного и гласного 2-го ряда)
-
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
свинья гусь м едведь лошадь
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов , о боротов, которые легко заменяются одним словом . Например : «Сломя голову» – быстро.
услугу, оказать, медвежью
Оказать медвежью услугу .
Медведь на ухо наступил. За тридевять земель. Сквозь землю провалиться.
у с хорошо, а два лучше; к упить кита в мешке; т олочь соду в ступе
Ум хорошо, а два лучше. Купить кота в мешке. Толочь воду в ступе.
Зима – зимний, зимушка, зимовать, зимовье ; Коньки – конькобежец,конькобежный ; Весело – весёлый, весельчак, веселье
Зимовать зимовье Коньки веселье Конькобежец весельчак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...
Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Индивидуальное занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, буквы ч-щ
Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения пис...
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т.
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т....