Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Ситникова Светлана Георгиевна

 Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект23.47 КБ
Файл приложение к конспекту562.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект урока по коррекции дисграфии на почве

                  несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса

                                                           общеобразовательной школы.

                                                                                    Автор - составитель

                                                                                       Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК

                                                                                       Петродворцового района «Доверие»

                                                                                  Ситникова С. Г.

                                   

                                     

 

                                                                

Тема : Совершенствование  навыка аналитико – синтетической    деятельности. 

Грамматическая : Упражнения в применении правила правописания безударных гласных.

Лексическая :  Лес

Цели : Совершенствование навыков аналитико – синтетической деятельности в процессе упражнений :

в звукобуквенном анализе слов;

слоговом составе слов;

развивать морфологический анализ;

развивать речедвижения и умение проверять по написанию;

развивать умение применять правила и воспитывать орфографическую зоркость;

развивать психические функции;

обогащать и активизировать словарь.

Оборудование : Мультимедийная установка, Power Point

                                            Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания и памяти.

а )     Запомнить и повторить:

На поляне развесистый дуб.

Золотые пуховики украсили веточки вербы.

Плакучие ивы склонились над рекой.

Прекрасное дерево бук идёт на изготовление мебели.

Лёгкий пух тополя покрыл дорожки.

Белоствольные берёзы украшают наш парк.

Вечнозелёные ели радуют наш глаз.

Очень красивы серёжки благородной ольхи.

б) Загадка :

Весной веселит,

Осенью питает,

Летом холодит,

Зимой согревает.             ( Дерево )  СЛАЙД № 2

- Почему ?    ( веселит, питает, холодит, согревает)                      

  1. Звукобуквенный анализ и синтез.

-    Какое слово получится, если соединим  звуки :

Сначала   З, потом У, потом Б ?                 ( ЗУБ)

- Если заменить 1 – й звук на Д, что получится ?           ( ДУБ) СЛАЙД № 3

- Что такое    ЛЁН ?         ( Растение )

- Прибавим одну букву  ( К )     ( Клён )             СЛАЙД № 4

- Соединим  звуки : сначала К , потом Р, затем А, потом Б     ( КРАБ)

1 – й звук ?  ( К )

-  Пара ?   ( Г )

- Заменить К на парный Г , что получится ?    ( ГРАБ ).

- Что это ?      ( Название дерева ).   СЛАЙД № 5

- Геометрическая фигура    КУБ

- Переставьте  звуки    ( БУК )    - (Название дерева)   СЛАЙД № 6

4. Слоговой анализ и синтез ( порядок слогов в слове)

 Как называется устройство для подачи воздуха ?    ( НАСОС )

- Сколько слогов ? ( Два )

- 1 – й слог ?  2 – й ?

Переставьте слоги. Какое слово получилось?     ( СОСНА )  СЛАЙД № 7

- Как называется передняя часть машины ?    ( КАБИНА )    

- Разделите это слово на слоги    ( КА – БИ – НА )

- Назовите  1 – й слог  ( КА )

- Замените его на другой, чтобы получилось название дерева   (РЯБИНА) СЛАЙД № 8

5. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

а)ЗАГАДКА :   Как взялась кума за дело,

                     Завизжала и запела.

                     Ела, ела дуб, дуб

                     Поломала зуб, зуб.      (ПИЛА)

 - Переставьте звуки, получите название дерева.  (ЛИПА)  СЛАЙД № 9

 - Буквы рассыпались: Д,Е,Р,К;  З,В,Я  Поставьте их на место.

 - Что получилось? ( Названия деревьев КЕДР, ВЯЗ )    СЛАЙД № 10

 - В названии какого дерева  букв больше звуков? (ТОПОЛЬ) СЛАЙД № 11 

 - Звук «П» между какими звуками?

б) ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :

1) Записать только гласные:

     БЕРЁЗА     - Какие гласные ?            (е, ё, а)

     ДУБ, ОСИНА ?                                     (у; о, и, а)

     - Восстановить ряд.

    - Следующий ряд : СОСНА, ИВА, РЯБИНА

    - Гласные ?        Восстановите ряд.

2) ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

    (Закрепляем – слогообразующая роль гласных, умение определять количество

                              слогов в слове)

    - Диктуются слова : ОЛЬХА, ЛИСТВЕННИЦА, КАШТАН

    - Дети : о / а ;    и/ е / и / а ;    а/ а

   -  Восстановить ряд.

СЛАЙД № 12 – Что это?    ( ДЕРЕВЬЯ)

                        -  Что общее?   ( СТРОЕНИЕ)

                        - Какие части дерева вы знаете? А сейчас поговорим о некоторых из них

3)  Какое слово получится, если соединим звуки?

     Из слова  ОСТРЫЙ -  2 – й звук

                       СКУЧАТЬ  - 3 -  й звук

                       ОКТЯБРЬ – 2 – й звук

  - Запишите, какое слово получилось.

  - Проверяем             (СУК)

      Из слова БЕЛКА – 4 –й звук

                      РАБОТА – 1 – й звук

                      СОСНЫ – 2 – й звук

                      Лиственница – 7 – й звук

                      Ива – 3 – й звук

-    Запишите. Какое слово получилось?    ( КРОНА)

    Из слова  ВОСК – 1 – й звук

                     СЕТИ  -  2 – й звук

                     КАТОК – 3 – й звук

                     РЕЧКА  -  4 – й звук

                     БЕРЁЗА -  6 – й звук

- Запишите, что получилось.   Проверим     ( ВЕТКА)

6. РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВ.

    Слово  КОРОНА  . Если вы зачеркнёте 2 – ю букву, то будет название общей

                                   части дерева.

    - Какая это часть дерева?   ( КРОНА)          СЛАЙД № 13

    - А какое ещё значение имеет это слово?   ( батарейка, денежка)

- В названии какой части дерева букв больше, чем звуков?  ( КОРЕНЬ)

- Что ещё означает это слово?  ( корень зуба, корень слова)

7. РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ.

На интерактивной доске запись:

а)  ЛЕСНИК

     ПЕРЕЛЕСОК

     ЛЕСНАЯ

     ЛЕСНИЧИЙ

(Выясняется значение слов. Уточняется, чем отличается значение слова ЛЕСНИК

 От слова ЛЕСНИЧИЙ)

 - Что общего во всех этих словах?       ( Корень ЛЕС)

- Почему в словах ЛЕСНИК, ЛЕСНАЯ, ЛЕСНИЧИЙ нужно писать гласную букву Е?)

- (Проверочное слово ПЕРЕЛЕСОК)

б) ВЕРХУШКА

    ПОВЕРХНОСТЬ

    ВЕРХ

    ВЕРШИНА

 - Что общее? ( Корень ВЕРХ. Обращается внимание на чередование  Х- Ш )

 - Правописание этих слов опирается на какое правило?

 - ( Правописание безударных гласных, проверяемых ударением)

  - Что необходимо, чтобы пользоваться этим правилом?

  - 1. Прочитать и записать.

     2. Поставить ударение.

     3. Обозначить безударную гласную.

     4. Отметить корень.

     5. Подобрать проверочное слово.

 

      ИГРА « Кто быстрее и правильнее?» ( 2 команды) ( интерактивная доска)

      К.РА                                               Р.СА

      СТ.ЯТ                                              Л.ТЯТ

      Л.СНИК                                          П. ЛЯНЫ

      СКР. ПЯТ                                        ЗАЦВ . ЛИ

      К. ЧАЛИСЬ                                     ПОС. ДИЛИ

      Ш. ЛЕСТЯТ                                     В. ДНЕЛИСЬ

     ( Проверка. Отмечается лучшая команда)

8. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

    ( Составить предложения, вставляя пропущенные гласные)

 

    а) ЛЕСУ, СТ. ЯЛ, СТАРЫЙ, В, ПЕНЬ;

        - В каком слове пропущена гласная?

        - Какую букву нужно писать?

        - Почему? Докажи.

     б) АВГУСТЕ, С. МЕНА, ПОСП. ВАЮТ, БЕРЁЗЫ, В;

      ( Запись составленных предложений в тетрадях и на доске. Нет ли ошибок? Сверь.)

      в) Запись : ЛЕС ЗИМОЙ СКАЗОЧНО КРАСИВ.

      - Найдите слова с безударной гласной. ( ЗИМОЙ, КРАСИВ)

     -  Проверьте. ( Например ЗИМА – ЗИМНИЙ, ЗИМУШКА; КРАСИВ – ПРЕКРАСЕН, КРАШЕ)

   

     9. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

        ЕЛЬ, СОСНА. Какие это деревья?  ( Хвойные)

     - Почему?     ( Вместо листьев – иголки)

     - Если много растёт сосновых деревьев?       (Сосновый бор)

     - А какое ещё имеет значение слово БОР?     (Зубной) – МНОГОЗНАЧНОЕ слово.

    -  Много берёз?    ( Берёзовая роща)

    - Лес какой?   (Одним словом)   (Дети подбирают : сказочный, волшебный, дремучий,

                                                                                    таинственный, лиственный и т.д.)

    - Частый лес. Как по – другому называется?     (Чаща)  (СЛАЙД № 14)

    - А что мы можем сказать о дереве ВЯЗ?

    - О каком дереве идёт речь в загадке :

                           Весной зелена,

                            Летом загорела,

                            Осенью надела

                            Красные кораллы.         ( РЯБИНА)    СЛАЙД № 15

      - Какую гласную нужно писать в слове РЯБИНА?

      - Проверим.    ( РЯБЬ)

   

      - РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КОНВЕРТИКАМИ.

      - Задание : сложить из частей картинку.      (Тема : ЛЕС)

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

      Дом. задание : подобрать загадки о деревьях.

     

                 

                           

                 

                 

             

                 

8. Работа над грамматической темой.

     На интерактивной доске  запись :

       

       а) ЛЕСНИК

           ПЕРЕЛЕСОК

           ЛЕСНАЯ

          ЛЕСНИЧИЙ

( Выясняется значение слов. Уточняется, чем отличается значение слова ЛЕСНИК от слова ЛЕСНИЧИЙ )

- Что общего во всех этих словах?     ( корень ЛЕС )

- Почему в словах ЛЕСНИК, ЛЕСНАЯ, ЛЕСНИЧИЙ нужно писать гласную букву Е ? ( проверочное слово ПЕРЕЛЕСОК )

   б)   ВЕРХУШКА

         ПОВЕРХНОСТЬ

         ВЕРХ

         ВЕРШИНА

 - Что общее?    ( корень ВЕРХ. Обращается внимание на чередование Х – Ш )

 - Правописание этих слов опирается на какое правило ? ( Правописание безударных гласных, проверяемых удареним)

-Что необходимо, чтобы пользоваться этим правилом?

1. Прочитать и записать.

2. Поставить ударение.

3. Обозначить безударную гласную.

4. Отметить корень.

5. Подобрать проверочное слово.

    Игра « Кто быстрее  и  правильнее ?»    ( 2 команды)  ( интерактивная доска )

       К. РА                                    Р. СА

       СТ. ЯТ                                  Л. ТЯТ

       Л. СНИК                               П. ЛЯНЫ

      СКР. ПЯТ                               ЗАЦВ. ЛИ

       К. ЧАЛИСЬ                           П. САДИЛИ

      Ш. ЛЕСТЯТ                            В. ДНЕЛИСЬ

  (Проверка. Отмечается лучшая команда)

6. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

     (Составить предложения, вставляя пропущенные гласные)

а) ЛЕСУ, СТ. ЯЛ, СТАРЫЙ, В, ПЕНЬ;

   - В каком слове пропущена гласная?

   - Какую букву нужно написать?

   - Почему?  Докажи.

б)  АВГУСТЕ, С.МЕНА, ПОСП.ВАЮТ, БЕРЁЗЫ, В;

    ( Запись составленных предложений в тетрадях и на доске. Нет ли ошибок? Сверь.)

в) Запись : ЛЕС ЗИМОЙ СКАЗОЧНО КРАСИВ.

    - Найдите слова с безударной гласной.        ( ЗИМОЙ, КРАСИВ )

    - Проверьте. ( Напр. : ЗИМА –ЗИМНИЙ, ЗИМУШКА; КРАСИВ-   ПРЕКРАСЕН, КРАШЕ )

7. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

    ЕЛЬ, СОСНА.      – Какие это деревья?       ( Хвойные)

   А почему ?   ( Вместо листьев иголки)

  - Если много растёт сосновых деревьев?     ( Сосновый бор)

  - А какое ещё значение имеет слово БОР ?      (Зубной)

 - Много берёз ?      ( Берёзовая роща)

- Лес какой?   Одним словом.   ( Дети подбирают : сказочный, волшебный, дремучий,                                               хвойный, загадочный, таинственный, лиственный)

                                                       

- Частый лес. Как по – другому называется?   ( Чаща)       СЛАЙД № 14

- А что мы можем сказать о таком дереве, как ВЯЗ?

- О каком дереве идёт речь в загадке?

                    Весной зелена,

                    Летом загорела,

                    Осенью надела

                    Красные кораллы.   ( Рябина)   СЛАЙД № 15)

 - Какую гласную нужно писать в слове РЯБИНА? Проверим. ( РЯБЬ)

- Работа с индивидуальными конвертиками.

- Сложить из частей картинку. ( Тема : ЛЕС)

8. Итог занятия.

    Дом. задание : выучить загадки о деревьях.

   

       

   

   -  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совешенствование навыка аналитико – синтетической деятельности ЛЕС

Слайд 3

З УБ Д уб

Слайд 4

ЛЁН К ЛЁН

Слайд 5

К РАБ Г РАБ

Слайд 6

К УБ Б УК

Слайд 7

НАСОС СОСНА

Слайд 8

КА – БИ - НА РЯ – БИ - НА

Слайд 9

ПИЛА ЛИПА

Слайд 13

КОРОНА КРОНА

Слайд 14

ЧАЩА

Слайд 15

РЯБИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности фонемного распознавания с учениками 2-го класса общеобразовательной школы.Тема: Дифференциация мягкого знака смягчающег...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...

Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".

Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...