Статья "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
статья (2 класс)

Санжиева Оксана Александровна

Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках в начальной школе как инструмент овладения навыками смыслового (осмысленного) чтения

Санжиева Оксана Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Гильбиринская СОШ

Иволгинского района

e-mail: dimaoksana27@mail.ru

конт. телефон: 89834230440

            Современное общество нуждается в людях, которые по всем параметрам отвечают современным требованиям. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить такого выпускника, который мог бы самостоятельно думать, самообразовываться, проявлять инициативу, быть независимым и ответственным, умеющим принимать жизненные решения. Далеко не последнюю роль в решении этой задачи играет чтение и художественная литература, т. к. они являются неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и применения  любого жизненно важного знания, ценностных ориентиров, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. И именно в младших классах, конкретно до 10 лет, формируется отношение человека к книге.

Работая с учениками я пришла к выводу, что именно у младших школьников происходит становление ученика как читателя. Именно формирование коммуникативно-речевого навыка чтения является основой всех остальных речевых умений и от этого же зависит успешность обучения по другим дисциплинам.

            Нам привычно выражение "Техника чтения". Учителя без устали работают над техникой чтения, "гоняются за количеством, а не качеством". И я, будучи молодым специалистом, считала, чем больше слов ребёнок прочтёт, тем лучше. В итоге, я  столкнулась с такой проблемой, как механическое чтение без осмысления, и к тому же чтение сопровождалось речевыми ошибками, о выразительном чтении даже не упоминается.  Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования дало мне пересмотреть свои взгляды, и нацелило меня, как современного учителя, на формирование у школьников системы универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

            Согласно положениям ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе начального общего образования  у учащихся начальной школы:

в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

            Пролистав много литературы, периодики по новым стандартам, мною было принято решение, что работать буду именно над смысловым чтением, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Если ребёнок начинает читать "вдумчиво", у него развивается воображение, учится анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе всех этих операций у ребёнка развивается устная речь, а затем уже и правильная, грамотная письменная речь. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе позволяет создать инструментарий ученика для освоения им навыков осмысленного чтения и, тем самым подготовить учащихся начальных классов к овладению чтением смысловым. Всё это определяется техникой чтения, осмысленностью прочитанного и прослушанного произведения, уверенной ориентацией в мире книг и умением их самостоятельно выбирать, наличием  духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания.

            В этом году у меня 2 класс. Придя в школу, поступив в 1 класс, дети попадают в совершенно новые, непривычные условия, ведь некоторые из них до этого не посещали детского сада и элементарно не представляют, что такое школьная жизнь и для чего вообще нужно учиться. К огромному сожалению, приходится признать тот факт, что дети, поступающие к нам в 1 класс, зачастую очень мало готовы к школе. И тут моя задача- вооружить не просто багажом знаний, но и создать все условия, чтобы эти знания они могли применить в жизни, на практике. И одной из основополагающей является именно читательская компетентность.

            С самого начала учебного года мною была поставлена цель: создать систему работы над формированием УУД для смыслового чтения. Для достижения этой цели были поставлены ряд задач:

1. Изучить и анализировать литературу по этому вопросу

2. Диагностировать уровень развития УУД моих учащихся на момент поступления в 1 класс

3. Выбрать наиболее подходящие методы и приёмы для формирования УУД с учетом их индивидуальных особенностей

4. Тщательно продумать и подобрать текстовый материал.

5. Апробация методов и приемов в реальных условиях (в частности - на уроках литературного чтения)

6. Вывод, обобщение. Целесообразно ли использование данной системы работ для реализации цели?  

            Признаюсь, что в начале было очень сложно. В классе были учащиеся с разными уровнями подготовки. Для решения моих задач недостаточны просто уроки литературного чтения, сюда были включены и внеурочная деятельность, и проектная деятельность, и внешкольная работа, и библиотечная деятельность. Только в совокупности всех этих ветвей можно добиться каких-то результатов.

            Для выявления уровня сформированности УУД были применены методики. Личностные УУД - Действия самоопределения и смыслообразования. Модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина; методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Модификация методики Куна. Задание на норму справедливого распределения. Модификация методики Куна.

Познавательные УУД: Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска). Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).

Регулятивные УУД:  Выкладывание узора из кубиков. Проба на внимание (поиск различий в изображениях).

Коммуникативные УУД: .«Левая и правая стороны» (Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

            Анализ показал, что у 85% учащихся низкий уровень познавательных, регулятивных УУД, 15% - средний уровень. Коммуникативные и личностные УУД - 63% - низкий уровень, 37% - средний уровень. Высокий уровень никто не показал.

            Педагог должен научить детей владеть учебными понятиями, находить способ решения проблемы, планировать и контролировать свои учебные действия, уметь сотрудничать и много другое. То есть, формировать личность способную к дальнейшему самоопределению и самореализации. Хотелось бы остановиться на некоторых приёмах и методах формирования УУД на уроках чтения.

                Приём «Ромашка Блума».

            В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

            Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума».

            Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

7. Приём «Угадай вопрос».

            Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. 

Познавательные:

-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

 Регулятивные:

- умение адекватно оценивать себя и других.

8. Приём «Шесть шляп» (Эдвард Де Боно).

            На стадии рефлексии можно предложить использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

            Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание.

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.
  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

- Наденьте шляпы и выполните задания.

Регулятивные:

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

image-  учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

            Возможности и ресурсы, используемые для решения обозначенной цели, достаточно разнообразны и разноплановы. Были проведены 2 проектные деятельности: "Буквоград" и "Живая Азбука", из библиотечной деятельности - это экскурсия в сельскую библиотеку, выставка книг "Моя первая книжка", конкурс рисунков "Мой любимый сказочный герой"; из внешкольной деятельности - участие класса в международной олимпиаде по чтению и русскому языку "Ёж", где ребята показали неплохие результаты.

            Представленная деятельность является долгосрочной, её реализация осуществляется на протяжении всего периода обучения детей в начальной школе, и на данный момент находится в стадии разработки. Полное формирование универсальных учебных действий школьников не происходит одномоментно, УУД формируются постепенно и поэтапно. Поэтому мною данная работа будет проводиться регулярно, систематически до окончания моих первоклассников начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках в начальной школе как инструмент овладения навыками смыслового (осмысленного) чтения

Санжиева Оксана Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Гильбиринская СОШ

Иволгинского района

e-mail: dimaoksana27@mail.ru

конт. телефон: 89834230440

        Современное общество нуждается в людях, которые по всем параметрам отвечают современным требованиям. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить такого выпускника, который мог бы самостоятельно думать, самообразовываться, проявлять инициативу, быть независимым и ответственным, умеющим принимать жизненные решения. Далеко не последнюю роль в решении этой задачи играет чтение и художественная литература, т. к. они являются неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и применения  любого жизненно важного знания, ценностных ориентиров, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. И именно в младших классах, конкретно до 10 лет, формируется отношение человека к книге.

Работая с учениками я пришла к выводу, что именно у младших школьников происходит становление ученика как читателя. Именно формирование коммуникативно-речевого навыка чтения является основой всех остальных речевых умений и от этого же зависит успешность обучения по другим дисциплинам.

        Нам привычно выражение "Техника чтения". Учителя без устали работают над техникой чтения, "гоняются за количеством, а не качеством". И я, будучи молодым специалистом, считала, чем больше слов ребёнок прочтёт, тем лучше. В итоге, я  столкнулась с такой проблемой, как механическое чтение без осмысления, и к тому же чтение сопровождалось речевыми ошибками, о выразительном чтении даже не упоминается.  Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования дало мне пересмотреть свои взгляды, и нацелило меня, как современного учителя, на формирование у школьников системы универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

        Согласно положениям ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе начального общего образования  у учащихся начальной школы:

в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

        Пролистав много литературы, периодики по новым стандартам, мною было принято решение, что работать буду именно над смысловым чтением, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Если ребёнок начинает читать "вдумчиво", у него развивается воображение, учится анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе всех этих операций у ребёнка развивается устная речь, а затем уже и правильная, грамотная письменная речь. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе позволяет создать инструментарий ученика для освоения им навыков осмысленного чтения и, тем самым подготовить учащихся начальных классов к овладению чтением смысловым. Всё это определяется техникой чтения, осмысленностью прочитанного и прослушанного произведения, уверенной ориентацией в мире книг и умением их самостоятельно выбирать, наличием  духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания.

        В этом году у меня 2 класс. Придя в школу, поступив в 1 класс, дети попадают в совершенно новые, непривычные условия, ведь некоторые из них до этого не посещали детского сада и элементарно не представляют, что такое школьная жизнь и для чего вообще нужно учиться. К огромному сожалению, приходится признать тот факт, что дети, поступающие к нам в 1 класс, зачастую очень мало готовы к школе. И тут моя задача- вооружить не просто багажом знаний, но и создать все условия, чтобы эти знания они могли применить в жизни, на практике. И одной из основополагающей является именно читательская компетентность.

        С самого начала учебного года мною была поставлена цель: создать систему работы над формированием УУД для смыслового чтения. Для достижения этой цели были поставлены ряд задач:

1. Изучить и анализировать литературу по этому вопросу

2. Диагностировать уровень развития УУД моих учащихся на момент поступления в 1 класс

3. Выбрать наиболее подходящие методы и приёмы для формирования УУД с учетом их индивидуальных особенностей

4. Тщательно продумать и подобрать текстовый материал.

5. Апробация методов и приемов в реальных условиях (в частности - на уроках литературного чтения)

6. Вывод, обобщение. Целесообразно ли использование данной системы работ для реализации цели?  

        Признаюсь, что в начале было очень сложно. В классе были учащиеся с разными уровнями подготовки. Для решения моих задач недостаточны просто уроки литературного чтения, сюда были включены и внеурочная деятельность, и проектная деятельность, и внешкольная работа, и библиотечная деятельность. Только в совокупности всех этих ветвей можно добиться каких-то результатов.

        Для выявления уровня сформированности УУД были применены методики. Личностные УУД - Действия самоопределения и смыслообразования. Модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина; методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Модификация методики Куна. Задание на норму справедливого распределения. Модификация методики Куна.

Познавательные УУД: Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска). Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).

Регулятивные УУД:  Выкладывание узора из кубиков. Проба на внимание (поиск различий в изображениях).

Коммуникативные УУД: .«Левая и правая стороны» (Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

        Анализ показал, что у 85% учащихся низкий уровень познавательных, регулятивных УУД, 15% - средний уровень. Коммуникативные и личностные УУД - 63% - низкий уровень, 37% - средний уровень. Высокий уровень никто не показал.

        Педагог должен научить детей владеть учебными понятиями, находить способ решения проблемы, планировать и контролировать свои учебные действия, уметь сотрудничать и много другое. То есть, формировать личность способную к дальнейшему самоопределению и самореализации. Хотелось бы остановиться на некоторых приёмах и методах формирования УУД на уроках чтения.

        Приём «Ромашка Блума».

           В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

           Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума».

            Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

7. Приём «Угадай вопрос».

        Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.  

Познавательные:

-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

 Регулятивные:

- умение адекватно оценивать себя и других.

8. Приём «Шесть шляп» (Эдвард Де Боно).

        На стадии рефлексии можно предложить использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

        Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание.

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.
  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

- Наденьте шляпы и выполните задания.

Регулятивные:

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-  учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

        Возможности и ресурсы, используемые для решения обозначенной цели, достаточно разнообразны и разноплановы. Были проведены 2 проектные деятельности: "Буквоград" и "Живая Азбука", из библиотечной деятельности - это экскурсия в сельскую библиотеку, выставка книг "Моя первая книжка", конкурс рисунков "Мой любимый сказочный герой"; из внешкольной деятельности - участие класса в международной олимпиаде по чтению и русскому языку "Ёж", где ребята показали неплохие результаты.

        Представленная деятельность является долгосрочной, её реализация осуществляется на протяжении всего периода обучения детей в начальной школе, и на данный момент находится в стадии разработки. Полное формирование универсальных учебных действий школьников не происходит одномоментно, УУД формируются постепенно и поэтапно. Поэтому мною данная работа будет проводиться регулярно, систематически до окончания моих первоклассников начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...