Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - гражданин России"
рабочая программа (3 класс)

Шокина Ирина Николаевна

Необходимо пониматьначение кдючевых слоа: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России, наши праздники. Уважительно относиться к защитникам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Предметные

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владеть навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • понимать роль и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимать место своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимать особую роль России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Личностные

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Метапредметные

Регулятивные

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Познавательные

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество,
  • гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  •  различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Коммуникативные

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Содержание программы

Содержание

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Раздел I. Я живу в России (8 часов)

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Беседы;

Сообщения;

Встречи с интересными людьми;

Литературно – музыкальные композиции;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;

Показательные выступления;

Праздники;

Интеллектуально-познавательные игры;

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране; Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Заочные путешествия;

Акции благотворительности, милосердия;

Сюжетно - ролевые игры.

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю

Знакомство с праздниками, с правами и обязанностями граждан России, школьников; прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Беседы;

Сообщения;

Литературно – музыкальные композиции;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;

Творческие конкурсы;

Выставки декоративно-прикладного искусства;

Показательные выступления;

Праздники;

Викторины;

Интеллектуально-познавательные игры;

Трудовые дела;

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Заочные путешествия;

Акции благотворительности, милосердия;

музыкальных вечеров;

Сюжетно - ролевые игры.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю

Знакомство с представлениями древних славян, греков библейскими представлениями

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Беседы;

Сообщения;

Встречи с интересными людьми;

Литературно – музыкальные композиции;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;

Сюжетно - ролевые игры.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю.

Знакомство хронологией, исторической картой, календарем, археологией, этнографией, происхождением имен, фамилий.

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.

Раздел IV. Россия и мир (11 часов)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы. Международное сотрудничество.

Россия – моя Родина.

Беседы;

Сообщения;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;

Интеллектуально-познавательные игры;

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране; Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Заочные путешествия;

Акции благотворительности, милосердия;

музыкальный вечер.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. .

Знакомство с «Семь чудес света»: египетскими пирамидами, висячими садами Семирамиды, храмом Артемиды Эфесской, статуей Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолеем, Колосс Родосский, Александрийским маяком. Общечеловеческими проблемами (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Календарно - тематическое планирование

темы п/п

Тема

Кол-во часов

1

От Москвы и до окраин

1

2

Москва – столица России

1

3-4

Россия - многонациональное государство. Народы России

2

5-6

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

2

7

Праздники России

1

8

Гражданин России

1

9

Самое необычное на Земле

1

10

Как настоящее связано с прошлым

1

11-12

Наука о происхождении и становлении человека

2

13-15

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

3

16-17

Библейские представления о происхождении мира и человека.

2

18

Как воскресить прошлое. Археология

1

19

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

1

20-21

Имена и фамилии

2

22

Письменность

1

23

Время и пространство в истории

1

24

Мы все разные

1

25

Чудеса света

1

26-28

Сохранить прекрасное, вечное

3

29-30

Общечеловеческие проблемы.

Сохранить мир

2

31-32

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей и природа

2

33

Обобщающий урок: Россия – моя Родина

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"

Данная   программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России,  способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Программа адаптирована для детей млад...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 3 класс

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс...