Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол от«_14__»___июня_ 2012 г. №___1_ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР __________Орехова Е.Ю. «__14_»_июня_2012г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета школы Протокол от«_30_»_августа 2012г. № __1_ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «ООШ №15»
Приказ от «_01»_сентября_2012г. № __206______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Боевой Ольги Валентиновны,
учителя начальных классов
второй год обучения
Направление: духовно- нравственное
Возраст: 8 – 9 лет
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Старый Оскол
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для второго года обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России», Дюкаревой О.А, заместителя директора по ВР МБОУ «Озерская СОШ»; Мацневой О.А., учителя начальных классов МБОУ «Озерская СОШ».
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи:
- дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
- способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
- дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
- служение и долг перед Отечеством;
- правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
- долг перед старшими поколениями и семьёй;
- межэтнический мир; доверие к людям.
Направление программы - духовно-нравственное.
Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, библиотека, школьный музей.
Программа «Я – гражданин России» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю. На втором году обучения занятия проводятся 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-9 лет.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, экскурсии, участие в акциях.
Формы и методы работы:
- индивидуальные;
- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
- индивидуально-групповые;
- мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);
- работа в парах, в тройках, в четвёрках;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов.
- беседа;
- рассказ;
- путешествие;
- игра;
- викторина;
- экскурсия;
- конкурс;
- сказка.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).
Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»
учебНО-тематический план
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | ||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Моя Родина – Россия | 5 | 3 | 2 |
2.1 | Народы России | 2 | 2 | |
2.2 | Русские сувениры | 1 | 1 | |
2.3 | Изображение матрёшки | 2 | 2 | |
3. | Наши права и обязанности | 5 | 2 | 3 |
3.1 | Я и семья. На что имею право | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Я и семья. Мои обязанности | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Моя родословная | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.4 | Мир дому моему | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Праздники России | 9 | 2 | 7 |
4.1 | День государственного флага | 1 | 1 | |
4.2 | День пожилых людей | 1 | 1 | |
4.3 | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей | 2 | 2 | |
4.4 | День матери | 1 | 1 | |
4.5 | Конкурс рисунков ко Дню матери | 1 | 1 | |
4.6 | Конкурс чтецов «Стихи о маме» | 1 | 1 | |
4.7 | Праздник Весны и Труда | 1 | 1 | |
4.8 | Конкурс поделок о весне | 1 | 1 | |
5. | Родной край | 5 | 2 | 3 |
5.1 | Достопримечательности родного края Достопримечательности родного края | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края | 3 | 1 | 2 |
6. | Традиции и обычаи русского народа | 9 | 3 | 6 |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 | Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица | 9 | 3 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 13 | 22 |
календарНО-тематическое планирование
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | Примечание | |||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | Дата проведения | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 07.09 | ||
2. | Моя Родина – Россия | 5 | 3 | 2 | ||
2.1 | Народы России Народы России | 2 | 1 1 | 05.10 12.10 | ||
2.2 | Русские сувениры | 1 | 1 | 19.10 | ||
2.3 | Изображение матрёшки Изображение матрёшки | 2 | 1 1 | 26.10 09.11 | ||
3. | Наши права и обязанности | 5 | 2 | 3 | ||
3.1 | Я и семья. На что имею право | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.02 | |
3.2 | Я и семья. Мои обязанности | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.02 | |
3.3 | Моя родословная Моя родословная | 2 | 0,5 | 1,5 | 10.05 17.05 | |
3.4 | Мир дому моему | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.05 | |
4. | Праздники России | 9 | 2 | 7 | ||
4.1 | День государственного флага | 1 | 1 | 15.03 | ||
4.2 | День пожилых людей | 1 | 1 | 14.09 | ||
4.3 | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей | 2 | 2 | 21.09 28.09 | ||
4.4 | День матери | 1 | 1 | 23.11 | ||
4.5 | Конкурс рисунков ко Дню матери | 1 | 1 | 16.11 | ||
4.6 | Конкурс чтецов «Стихи о маме» | 1 | 1 | 01.03 | ||
4.7 | Праздник Весны и Труда | 1 | 1 | 03.05 | ||
4.8 | Конкурс поделок о весне | 1 | 1 | 01.03 | ||
5. | Родной край | 5 | 2 | 3 | ||
5.1 | Достопримечательности родного края Достопримечательности родного края | 2 | 1 | 1 | 22.03 05.04 | |
5.2 | Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края | 3 | 1 | 1 1 | 12.04 19.04 26.04 | |
6. | Традиции и обычаи русского народа | 9 | 3 | 6 | ||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 | Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица | 9 | 3 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 | 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 18.01 25.01 01.02 08.02 | |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 23.05 | ||
Итого: | 35 | 13 | 22 |
Содержание программы
- Введение
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями. Повторение пройденного материала.(07.09)
- Моя Родина – Россия.
Теоретическая часть: Ознакомление с народами России(05.10),городами (12.10), в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами (19.10)
Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки (26.10), (09.11).
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.
- Наши права и обязанности
Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка (15.02), правами детей в семье (22.02), моя родословная(10.05). Обязанности детей и взрослых в семье (22.02). Родословная семьи.
Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная» (17.05), (24.05)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».
- Праздники России
Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага (15.03) День пожилых людей (14.09), День матери (23.11), праздник Весны и Труда (03.05))
Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей (21.09), (28.09) Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери (16.11).. Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» (01.03) Изготовление поделок на тему «Весна» (05.03)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.
- Родной край
Теоретическая часть: Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родного края (22.03), (05.04), знаменитые люди нашего края (12.04)
Практическая работа: встреча со знаменитыми людьми нашего края (19.04), (26.04)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.
- Традиции и обычаи русского народа
Теоретическая часть: Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество» (14.12), «Крещение Господне» (18.01),(25.01) «Масленица» (01.02), «Старый Новый год»28.12)), обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими (30.11) Зимние приметы и пословицы (30.11).
Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.(07.12)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.
- Итоговое заняти
Конкурсная игровая программа «Я – гражданин России». (23.05)
Материально- техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.
Интернет ресурсы
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/
Библиотечный фонд для учителя
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
Периодическая печать
- Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. – Мытищи
- Педагогическое творчество. Газета.– Мытищи
- Педсовет. Газета. – Мытищи
- Школьные игры и конкурсы. Газета. – Мытищи
Библиотечный фонд для учеников
1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4 класс за 2023-2024
Внеурочная деятельность "Орлята России" 1-4 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Название: «Россия-мои горизонты»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Название: «Россия-мои горизонты»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...