Классный час "Конвенция о правах ребёнка"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конвенция о правах ребёнка
Задачи:
- Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
- Дать представление о правах ребенка.
Оборудование: перечень правил игры для каждого; бумага карандаши для рисования.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Творческое задание
Учитель. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:
- В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
- Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
- Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
- Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
- Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
(Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают.)
Игра «Угадай, какой знак»
Знак № 1
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак №2
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак № 3
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.
Знак № 4
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда
Запрещается!
Знак № 5
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
Физкультминутка
(Работа в парах. Дети должны при помощи мимики и жестов показать одно из выученных прав.)
Игра «От одного до трех»
Каждому участнику дают перечень, состоящий из десяти правил игры, и предлагают выбрать из них три. Игроки должны аргументировать свой выбор. Для этого формируются группы ребят, которые выбрали схожие правила. Каждая группа готовит свои аргументы.
Задание: выберите из предложенных десяти правил три главных, без которых игра не состоится. Расставьте их по значимости. Продумайте аргументы, объясняющие выбор, и попытайтесь найти единомышленников.
Полезные советы:
- Выбирая игру, главное - знать, кто, когда и где в нее будет играть.
- Каждая игра должна соответствовать времени суток и возрасту участников.
- Хорошо подготовленный игровой инвентарь - половина успеха игры.
- Точное объяснение правил поможет избежать конфликтов при подведении итогов игры.
- Самое главное - все рассчитать заранее: как пригласить ребят участвовать в игре, как разделить их на команды, как выбрать водящих, что сказать победителям и проигравшим, что пожелать судьям и болельщикам.
- С жюри не спорят, когда оно компетентно и аргументирует свои решения.
- Делу - время, потехе - час. Каждой игре - свое место и время.
- Ведущий - зеркало игры во всем: в настроении, внешнем виде, в словах и реакциях зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.
- Приз и награда - это возможность сделать человека лучше.
- Любая игра неповторима при соблюдении основных правил.
Обсуждение ситуации
Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)
Психотренинг
Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.
Подведение итогов
Учитель. Что нового вы узнали сегодня? (Дети вспоминают пройденный материал.)
Домашнее задание
Можно предложить учащимся начать писать свою книгу по правам человека, совместно с детьми придумать название книги, например «Мои права», или предложить им придумать свое название. Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?». Дома ученик начнет работу с ней. На первую страницу он приклеит свою фотографию, запишет, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав школьники могут записывать интересные суждения, делать тематические рисунки.
Дополнительный материал
Конвенция о правах ребенка
Миллионы людей ежегодно отмечают Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство - неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.
Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии совета Международной демократической федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые он был проведен в 51 стране мира в 1950 году. В этот день в 1924 году была принята женевская Декларация о правах детей, провозглашающая необходимость специальной защиты прав ребенка. Ежегодно 1 июня проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.
«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, занятие игрой, творчеством и развлечения в соответствии с возрастом ребенка и свободное участие в культурной жизни и искусстве». (Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год, статья 31, пункт 1.)
Конвенция - это правовой документ международного стандарта. Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на выживание, здоровье, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Определяя права детей по различным направлениям, конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его большими полномочиями.
Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.
Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.
Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.
Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жиилище и медицинское обслуживание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права ребёнка - это ваши права"
Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....
Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс
На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций...
Классный час "Герои книг имеют право"("Конвенция о правах ребёнка")
Главный закон детей всего мира...
Классный час "Конвенция о правах ребёнка"
Познакомить детей с декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка...
Классный час: «Права ребёнка – твои права»
Классный час: «Права ребёнка – твои права» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации...
Классный час "О правах ребёнка "
Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о пра...
Классный час о правах ребёнка.
Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации....