Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс
классный час (3 класс) на тему
На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций, определяют, какие права ребёнка нарушаются в каждой приведённой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_metodicheskaya_razrabotka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок"
Автор: Морозова Марина Владимировна.
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;
побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.
Методы: беседа, работа в группах.
Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.
Класс: 3
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель(У).Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.
Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают).
2. Вступление.
(На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и веселый.)
У.- Ребята, посмотрите на рисунки. Какое настроение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)
- А какое настроение у вас сейчас? Почему? (Дети объясняют)
- Для чего важно хорошее настроение? (Ответы детей)
- Молодцы!
3. Беседа по теме.
У.Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.
Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?
Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.
Думаю, что наш малыш тоже этого хочет (внимание - на фото ребёнка).
Что необходимо этому малышу, чтобы он вырос и стал умным, здоровым, успешным взрослым человеком?
Дети: Предполагаемые ответы:
любовь, забота, условия для жизни и развития и т.д.
( на доске закрепляются слова рядом с фото ребенка)
- Любовь
- Забота
- Защита
- Хорошие условия
- Образование
У: Все дети имеют право на заботу, любовь…..?
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ?
Этот документ называется Конвенция о правах ребенка. (на доске закрепить лист с текстом:
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ носящий обязательный характер.)
20 ноября 1989 год - принята Конвенция о правах ребенка.
(Информация для учителя: Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Значение Конвенции о правах ребенка состоит в том, что она является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права. )
Тема нашего классного часа «Твои права, ребёнок»
В Статье № 1 Конве́нции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
У: Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ ?
Дети: Для защиты прав детей.
У: Значит, нашему малышу может что-то помешать стать таким человеком, каким он хочет? А что может помешать?
Предполагаемые ответы:
неблагоприятные условия помешают ему выжить;
если не получит образование, он не сможет развиваться;
если ему угрожает опасность, например болезнь, угроза его жизни, т.е. нет защиты;
если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества
(на доске закрепить лист с текстом:
4 важных группы прав в Конвенции
право на выживание (жизнь)
право на участие
право на развитие
право на защиту )
У: Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие. 1.Что необходимо, чтобы выжить?
Право ребенка на жизнь и реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование.
2. Что необходимо детям, чтоб развиваться как людям?
Права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческого существа.
3. Ребенок имеет право на безопасность и защиту?
Права на защиту касаются вредных факторов, от которых должны быть защищены дети – формы дурного обращения, пренебрежения, причинения мучений и т.д.
4. Ребенок имеет право принимать участие в жизни общества?
Дети должны играть важную роль в жизни их сообществ и народов.
У. На что ещё имеют право все дети?
Предполагаемые ответы:
- Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
- Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
- Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
- Дети имеют право на медицинский уход.
- Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
- Дети имеют право на отдых.
- Дети имеют право на бесплатное образование.
- Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.
- Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
- Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
4.Релаксация. Упражнение “Вверх по радуге”.
Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.
5. Групповая работа.
У: О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией?
Дети: О правах детей.
У: Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.
Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.
Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию ,слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы.(раздаются листы с ситуациями) Ситуации.
1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?
2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?
3. 13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?
4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье , кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?
5.Коля часто в школу приходит с синяками. На вопрос учителя говорит- упал, стукнулся. Оказывается, его родители часто бывают пьяные и бьют Колю. Нарушены права Коли? Как он должен поступить?
(Заслушиваются ответы детей, дополнения из других групп)
6. Рефлексия.
Коллективное резюме: «Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?»
У. Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
И помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Спасибо за урок!
Литература.
- Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,
М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- www.krugosvet.ru/enc/.../PRAVA_REBENKA.html
- blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа во 2 классе. Тема. Умей дружить.
Цели.1.Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.3.Содействие ...
Методическая разработка классного часа во 2 классе "Береги своё время и время других". Презентация.
Методическая разработка классного часа во 2 классе, презентация...
Методическая разработка классного часа для 2 класс"Матрёшка", построенная в форме защиты проекта.
Классный час построен в форме защиты информационного проекта. Соответствует требованиям стандартов 2 поколения....
методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".
методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".Пропаганда здорового образа жизни, сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровом...
Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.
Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...
Методическая разработка классного часа в 1 классе "Я здоровье - сберегу, сам себе я - помогу!"
Цель классного часа: подвести детей к определению "здоровье", ЗОЖ.Задачи. Здоровье и его отличие от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь быстро поправить своё здоровье - помоч...
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...