Выступление на педагогическом совете "Воспитание в семье, как основа духовно-нравственного развития личности школьника"
учебно-методический материал (3 класс)

материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete.docx 20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

Воспитание в семье как основа духовно-нравственного развития личности школьника

 Духовно-нравственное воспитание– это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

 Задачи духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-формировать самодисциплину;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

- деградация морально-нравственной среды;

- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

- наличие огромного количества негативного контента в СМИ ( жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:

  1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности.
  3. организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач. 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется

  • Во время образовательного процесса (особенно на уроках литературного чтения, окружающего мира)
  • Во внеурочной деятельности ( например программа «Школа вежливых наук», «Я - гражданин», «Азбука Смоленского края»)
  • В воспитательной работе, которая осуществляется по воспитательным планам

Полноценное воспитание школьника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Но, зачастую, воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Хотя, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в школе и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. В классе необходимо создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, сотрудничать. Это выходит на первый план в 1 классе, когда у детей начинает формироваться коллектив. Здесь уделялось значительное время формированию правильных межличностных взаимоотношений, основанных на уважении, доброте, вежливости, взаимопомощи. (классные часы «Наш класс - единая команда», «Правила вежливости», «Уроки толерантности», беседы-размышления «О заботливом отношении к людям») Когда родители поддерживают педагога, работа проходит успешно, т.е. беседы проводятся и дома с детьми.

Актуальной задачей является воспитание у детей нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Недооценка родителями важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Дети, у которых к началу обучения в школе не была развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Позднее это приводит к неуспеваемости, недисциплинированности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка к труду. В семье нравственный смысл труда особенно нагляден для ребенка. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, разнообразны, а необходимость их выполнения очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для семьи: любовь к родителям, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей..

Однако, многие родители испытывают проблемы в общении с детьми. Одна из основных причин кризиса в семье видится в подмене семейных ценностей.  приоритетным для родителей становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег, а иногда и перекладывание своей ответственности за воспитание и развитие ребенка на школу и педагога (вы школа – вы и учите) Духовно- нравственному воспитанию детей не придается значения.

Например, мама занята работой, зарабатыванием денег, отец не участвует в воспитании, у ребенка не развивается самодисциплина, внешний вид не соответствует требованиям, ребенок не участвует в большинстве мероприятий, часто опаздывает, потому что в семье не помогают, не уделяют внимания развитию самодисциплины, организованности, уважению к другим людям,  в результате к концу 3 класса мы видим , что у такого ученика преобладает ненормативная лексика, часто возникают конфликтные ситуации, он груб со взрослыми и уже и родители перестают быть авторитетом для этого ученика, он предоставлен сам себе, и ищет этот пример (авторитет) либо в интернете, либо на улице.

И противоположный пример: активное участие в различных воспитательных мероприятиях  в школе, родители всячески помогают ребенку проявить и показать себя, заинтересованы в советах педагога и у ребенка возрастает интерес ко всему, что происходит в школе. Такие дети сами предлагают свое участие во многих мероприятиях, у них развито чувство ответственности за свои поступки.

Воспитать духовно гармоничную личность можно только совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей (их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. и например, сколько бы педагог ни говорил о нравственности, если в семье это не заложено, то и мы натыкаемся на стену непонимания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

 Работу с родителями необходимо построить по направлениям:

  1. информационно-аналитическое.

на данном уровне ведется информирование родителей о жизнедеятельности образовательного учреждения, а также диагностическая работа, которая включает в себя изучение семьи (состав семьи, сфера занятости, образовательный уровень, социальный статус родителей) и диагностику интересов, способностей и возможностей родителей.

            2.  Организационное. Данный уровень предполагает привлечение родителей к управлению образовательным учреждением и образовательного процесса (создание управленческого совета, организация деятельности родительского комитета), участие родителей  обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.

          3.  Управленческое. Данный уровень предполагает участие родителей обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений,  в формировании уклада школьной жизни.

   Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...