Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности
рабочая программа (4 класс) на тему

Темаева Нина Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного компонента. Темы занятий дополняют основное содержание блоков тем, изучаемых в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие обучающимся овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akademiya_dobra.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:



Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» (духовно-нравственное направление) составлена на основе авторских программ внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» С.Н.Ямшиной и «Путешествие в мир экологии» В.А.Самковой (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – Ч.2

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширять и обогащать содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного компонента. Темы занятий дополняют основное содержание блоков тем, изучаемых в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие обучающимся овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.

                   Одной из главных задач школы является формирование у обучающихся общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:        

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2)способствовать воспитанию чувства    коллективизма;                                                          

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и

вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Особенности организации занятий.

 - беседа;

- игровой практикум;

- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

- ситуативная игровая программа.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Обучающийся  получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания .

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, обучающийся начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки обучающегося, получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

 научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;  классифицировать материал по разным основаниям ( определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.):

 научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;

 научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;

 научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

             В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

              Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

                  В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет  научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

                  К 4-ому классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.  Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Необходимое оборудование: памятки для каждого обучающегося, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).  Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки обучающихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)

описывать сюжетную картинку (серию);

оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Тематическое планирование

1 класс

  №

наименование раздела и темы  урока

Коли

чество часов

дата проведения

по плану

по факту

1

Знакомство с «Маркизом Этикетом»

1 ч.

2

Правила поведения в школе

1 ч.

3

Перемена с увлечением

1 ч.

4

Как правильно вести себя за обеденным столом

1 ч.

5

Добрый день. Здравствуйте.

1 ч.

6

Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять.

1 ч.

7

Поговорим о доброте

1 ч.

8

Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать.

1 ч.

9

Этикет мы познавая, дружно, весело играем!

1 ч.

10

Будьте здоровы!

1 ч.

11

По стране вежливых слов

1 ч.

12

Правильно ли мы говорим?

1 ч.

13

Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить.

1 ч.

14

Спеши творить добро людям

1 ч.

15

К вам пришли гости

1 ч.

16

Эстетические хитрости застолья

1 ч.

17

Телефонный этикет

1 ч.

18

Поприветствуем друг друга

1 ч.

19

Как вести себя в общественных местах

1 ч.

20

Гостеприимный хозяин

1 ч.

21

Без друга в жизни туго

1 ч.

22

Можно и не ссориться

1 ч.

23

Порадовать близких – как это просто!

1 ч.

24

Твой труд дома

1 ч.

25

Учись учиться

1 ч.

26

Каждой вещи – своё место

1 ч.

27

Правила поведения на улице

1 ч.

28

Правила поведения на дороге жизни

1 ч.

29

Мой путь от дома до школы

1 ч.

30

Час весёлого настроения

1 ч.

31

Правила безопасности при общении с животными

1 ч.

32

Чудо земли - хлеб

1 ч.

33

Люби книгу

1 ч.

2 класс

№п/п

наименование раздела и темы  урока

Коли

чество часов

дата проведения

по плану

по факту

1

Мы пришли на урок

1 ч.

2

Зачем нужны перемены?

1 ч.

3

Мы в школьной столовой

1 ч.

4

Урок – игра «Школьный этикет»

1 ч.

5

Зачем нужны вежливые слова.

1 ч.

6

Что такое доброжелательность?

1 ч.

7

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1 ч.

8

Мои учителя

1 ч.

9

Думай о других.

1 ч.

10

Сочувствие, как его выразить?

1 ч.

11

Моя семья

1 ч.

12

Моя семья

1 ч.

13

Игра «Правила общения»

1 ч.

14

Что помогает учиться лучше?

1 ч.

15

Как мы трудимся: в школе и дома.

1 ч.

16

Бережливость: каждой вещи своё место.

1 ч.

17

Береги школьные вещи.

1 ч.

18

Что такое трудолюбие?

1 ч.

19

Экскурсия в библиотеку

1 ч.

20

Правила Мойдодыра

1 ч.

21

Правила Мойдодыра

1 ч.

22

Каждой вещи своё место

1 ч.

23

Внешний вид и его культура

1 ч.

24

Практическое занятие «Культура внешнего вида»

1 ч.

25

Внешкольный этикет

1 ч.

26

Правила поведения на улице

1 ч.

27

Правила поведения в транспорте

1 ч.

28

«Спасибо» и «Пожалуйста»

1 ч.

29

Дисциплина

1 ч.

30

В библиотеку: люби книгу

1 ч.

31

Экскурсия в школьную библиотеку

1 ч.

32

Практическое занятие «Люби книгу»

1 ч.

33

Практическое занятие «Люби книгу»

1 ч.

34

Итоговое занятие

1 ч.

3 класс

№п/п

наименование раздела и темы  урока

Коли

чество часов

дата проведения

по плану

по факту

1

Здравствуй школа!

1 ч.

2

Дисциплина в школе и классе

1 ч.

3

Поход в школьную библиотеку

1 ч.

4

Твоя школа – творческая работа

1 ч.

5

Твой класс – творческая работа

1 ч.

6

Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе

1 ч.

7

Игра «Школьный этикет»

1 ч.

8

Сопереживание, помощь друзьям

1 ч.

9

Дал слово - держи его.

1 ч.

10

Викторина «Правила общения»

1 ч.

11

Учусь всё делать сам.

1 ч.

12

Диалоги со сверстниками

1 ч.

13

Взаимопомощь в школе

1 ч.

14

Взаимопомощь дома

1 ч.

15

Береги результаты труда

1 ч.

16

Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций

1 ч.

17

Зачем чистить зубы

1 ч.

18

Не хочу мыться

1 ч.

19

Моя причёска

1 ч.

20

Правила личной гигиены

1 ч.

21

Бережное отношение к своей одежде

1 ч.

22

Викторина «Культура внешнего вида»

1 ч.

23

Правила поведения в общественных местах

1 ч.

24

Игра «Мы в магазине игрушек»

1 ч.

25

Бережной отношение к природе

1 ч.

26

Игра « Я в лесу?»

1 ч.

27

Мы дети твои, дорогая Земля – творческая работа

1 ч.

28

Время надо беречь

1 ч.

29

Практическое занятие «Время надо беречь»

1 ч.

30

Слово лечит, слово ранит.

1 ч.

31

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм

1 ч.

32

Труд кормит, а лень портит

1 ч.

33

Организация своего рабочего места

1 ч.

34

Итоговое занятие

1 ч.

4 класс

№п/п

наименование раздела и темы  урока

Коли

чество часов

дата проведения

по плану

по факту

1

Снова в школе.

1 ч.

09.09

2

Как организовать свой труд

1 ч.

16.09

3

Культура внешнего вида

1 ч.

23.09

4

Уход за своими вещами

1 ч.

30.09

5

Будничная и праздничная одежда

1 ч.

07.10

6

Разговор по телефону

1 ч.

14.10

7

Практическое занятие «Разговор по телефону»

1 ч.

21.10

8

Поведение на природе

1 ч.

28.10

9

Викторина «Поведение на природе»

1 ч.

11.11

10

Я пишу письмо

1 ч.

18.11

11

«Я пишу письмо» - творческая работа

1 ч.

25.11

12

Поведение в гостях

1 ч.

02.12

13

Практическое занятие «Поведение в гостях»

1 ч.

09.12

14

Отношение к учителям, одноклассникам, окружающим

1 ч.

16.12

15

Забота о младших

1 ч.

23.12

16

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

1 ч.

13.01

17

Игра «Школьный этикет»

1 ч.

20.01

18

Я дома.

1 ч.

27.01

19

Общение с домочадцами

1 ч.

03.02

20

Игра «Город вежливости»

1 ч.

10.02

21

Культура физического и умственного труда

1 ч.

17.02

22

Золотые руки

1 ч.

24.02

23

Практическое занятие «Золотые руки»

1 ч.

03.03

24

Герои труда

1 ч.

10.03

25

Одежда и осанка

1 ч.

17.03

26

Вежливость и внешний вид

1 ч.

24.03

27

Готовимся к празднику

1 ч.

07.04

28

Практическое занятие «Готовимся к празднику»

1 ч.

14.04

29

Викторина «Культура внешнего вида»

1 ч.

21.04

30

Осваиваем правило «так нельзя»

1 ч.

28.04

31

Практическое занятие «внешкольный этикет»

1 ч.

05.05

32

День рождения. Чем гости отличаются от хозяев

1 ч.

12.05

33

Игра «День рождения»

1 ч.

19.05

34

Отдых летом

1 ч.

26.05

35

Итоговое занятие

1 ч.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Этика: азбука добра"

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов....

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»

Рабочая    программа      курса  внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука добра"

Результаты освоения курса по духовно-нравственному направлению "Азбука-добра"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Дорога добра» в 4 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по   духовно-нравственному направлению    «Дорога добра»в 4  классе...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Добрые дела» 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Добрые дела»  1-4 классы...