Программа духовно – нравственного воспитания «СемьЯ»
рабочая программа (1 класс)
Программа «СемьЯ» разработана для учащихся 7-8 лет и их семей. Механизм реализации программы основан на технологии квестов. Участниками являются команды, состоящие из учащихся и членов их семьи. Длительность квеста - учебный год. Задания квеста распределены на 7 этапов:
1. Давайте знакомимся.
2. С любовью о близких.
3. Праздники в моей семье.
4. Здоровая Семья – Здоровая Россия.
5. Экологические проблемы, решаемые в семье.
6. «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой».
7. Семейные ценности.
Результаты выполнения заданий отслеживаются в нетрадиционной форме. В классе на стене оформляется панно «Ромашковое поле»: у каждой команды – своя ромашка. На сердцевину ромашки учащийся наклеивает символ своей семьи. После выполнения задания у ромашки появляется новый лепесток с номером выполненного задания. Победитель определяется по количеству лепестков у ромашки. В случае одинакового количества лепестков каждый ученик класса отдает свой голос понравившейся команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно – нравственного воспитания «СемьЯ»
Я, Бухтеева Инна Михайловна, – выпускница средней школы №1, ее учитель, поэтому считаю себя не только частью многолетней истории своей школы, но и ответственной за сохранение ее лучших традиций, созданных здесь когда-то моими коллегами-предшественниками, и за появление того лучшего нового, что появилось за последние годы. Этим новым, я считаю программу духовно - нравственного воспитания «СемьЯ».
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Одна из основных задач в Стратегии: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
В концепции отражен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.
В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Поколение сегодняшних родителей, в связи с нехваткой знаний и компетенций в воспитании детей, загруженностью работой, увлечением гаджетами, сталкиваются со многими трудностями в области воспитания подрастающего поколения. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Для меня важно актуализировать имеющийся положительный опыт и популяризировать лучшие практики родительского просвещения. Успешная работа по родительскому просвещению возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Программа «СемьЯ» направлена на улучшение отношений в семье между детьми и их родителями, повышение качества взаимоотношений с родителями, формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем, развитие педагогической рефлексии родителей, повышение активности родителей в учебно-воспитательном процессе.
Особенность программы «СемьЯ»
Программа духовно-нравственного воспитания «СемьЯ» имеет несколько особенностей.
Программа «СемьЯ» построена с опорой на школьную программу духовно-нравственного воспитания «Гражданин - патриот», ежегодные государственные, православные праздники, а также традиционные школьные мероприятия.
Механизм реализации программы основан на технологии квестов. Технология квестов это - современное и популярное направление интересное для участников. Его отличают соревновательный характер участия, прозрачность результатов прохождения и выполнения заданий.
Участниками квеста являются команды, состоящие из учащихся класса и членов их семьи.
Квест состоит из 7 модулей. Каждый модуль включает несколько заданий общих по тематике. Задания всех модулей не надуманные, а связаны с семьями учащихся их традициями, историей.
7 модулей квеста:
1. Давайте знакомимся.
2. С любовью о близких.
3. Праздники в моей семье.
4. Здоровая Семья – Здоровая Россия.
5. Экологические проблемы, решаемые в семье.
6. «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой».
7. Семейные ценности.
В квесте всего 23 задания. Есть задания с выбором варианта выполнения. Участникам представляется выбор наиболее подходящего для них варианта выполнения задания.
Результаты выполнения заданий отслеживаются в нетрадиционной форме. В классе на стене оформляется панно «Ромашковое поле»: у каждой команды – своя ромашка. На сердцевину ромашки учащийся наклеивает символ своей семьи, представленный в результате выполнения первого задания. После выполнения задания у ромашки появляется новый лепесток с номером выполненного задания. Победитель определяется по количеству лепестков у ромашки. В случае одинакового количества лепестков каждый ученик класса отдает свой голос понравившейся команде. Максимальное количество собранных лепестков ромашки – 23.
Неслучаен и выбор символа для отслеживания результатов выполнения заданий – ромашка. Ромашка символ семьи, любви и верности.
Опыт, приобретенный в ходе прохождения модулей квеста, дети могут использовать в процессе обучения. Участие семей в выполнении заданий модулей способствует активному вовлечению в образовательную деятельность не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек.
Родители принимают активное участие в прохождении квеста (совместно с ребенком выполняют задания), проводят мастер классы, делятся свои опытом, рассказывают о своих профессиях, участвуют в школьных праздниках.
Срок реализации программы и продолжительность квеста – один учебный год.
Цель программы: способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи:
- Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.
- Формирование у учащихся представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
- Предоставление обучающимся и их родителям возможности реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на семейные и общечеловеческие ценности;
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины своего успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Предметные результаты
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Результативность работы (поставить в конец)
Апробация программы проходит в 2018-2019 уч. году во2 классе. Уже можно с уверенностью сказать, что есть положительная динамика.
- Произошел положительный сдвиг в сплочении семей учащихся ( по результатам анкетирования)
- Родители стали принимать активное участие в жизни класса, школы( участие в классных часах, беседах, школьных мероприятиях)
- Результаты рефлексии
Вопросы анкеты | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
Было интересно | 18 | 1 | 2 |
Испытывали затруднения | 5 | 15 | 1 |
Лучше узнали друг друга | 18 | 1 | 2 |
Отношения в семье изменились в лучшую сторону | 21 | - | - |
Оказывали помощь детям | 20 | 1 | - |
- Показатели рейтинга участия класса в школьных мероприятиях и акциях.
Мероприятие | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
Мастерская Деда Мороза | 5 чел. | 12 чел. |
Акция «Покормите птиц зимой» | 4 чел. | 16 чел. |
Участие в школьной акции «Сытые питомцы» | 8 чел. | 18 чел |
Посещение родительских собраний | 75% | 95% |
Содержание программы «СемьЯ»
1 модуль: Давайте знакомится.
Задание 1. Моя родословная. Изучить генеалогического древо семьи, разработать символ семьи. Провести презентацию символа семьи в классе.
Задание 2. История семьи. Подобрать фотографии из семейного архива. Создать фотоэкскурс в историю семьи учащегося.
Задание 3. Семейные традиции. Презентация в классе одной семейной традиции.
2 модуль: С любовью о близких.
Задание 4. День пожилого человека. Поздравляем всей семьей. Изготовить в классе поздравительную открытку для бабушки и дедушки. Презентация в классе фотоотчета о поздравлении.
Задание 5. День матери. На занятии в классе дети знакомятся с жанром хокку, составляют хокку о маме. На школьном празднике вручить мама поздравительное хокку.
Задание 6. День защитника отечества. Презентация проекта «Мой папа – наш защитник».
Задание 7. 8 марта. Творческая мастерская. Принять участие в изготовлении подарков для милых мам. Подарить подарок маме на классном часе.
Задание 8. Все профессии важны. Презентация «Все профессий важны». Интересные факты о профессиях от наших родителей.
3 этап: Праздники в моей семье
Задание 9. Новый год. Мастерская Деда Мороза. Изготовить новогоднюю игрушку для школьной выставки.
Задание 10. Традиции семьи. Принять участие в фотовыставка «Новый год в кругу семьи»
Задание 11. Рождество. Прогулка по городу. Подготовить фото храмов г. Мценска.
Задание 12. Масленица. (задание с 2 вариантами выполнения)
Вариант 1. Подготовить рассказ о традициях празднования масленицы в семьях участников квеста. Угощение блинами одноклассников.
Вариант 2 Фотовернисаж «Я блинов напеку и блинами угощу».
Задание 13. Светлая пасха – праздник в кругу семьи. (задание с 2 вариантами выполнения)
Вариант 1. Рассказать о семейном походе в храм. Участие в акции «Подари радость».
Вариант 2. Мастер - класс от наших мам «Светлая пасха в кругу семьи». Мамы раскрывают свои секреты.
4 этап: Здоровая Семья – Здоровая Россия.
Задание 14. Семейные выходные. Фотоотчет о выходных днях в кругу семьи.
Задание 15. Спортивный праздник. «Мама, папа, я – спортивная семья». Принять участие в спортивном празднике.
Задание 16. Спорт в моей семье. Мастер - класс от пап «Заряд бодрости с утра и на целый день».
Задание 17. Активный отдых в моей семье. Рассказать о спортивных увлечениях родных. Презентация игр в классе.
5 этап: Экологические проблемы, решаемые в семье.
Задание 18. Час Земли. Рассказ об экокультуре в семье.
Задание 19. О братьях наших меньших. Участие в акции «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для школьной выставки. Размещение изготовленной кормушки вблизи дома и подкормка птиц в зимний период.
Задание 20. Сытые питомцы. Участие в школьной акции «Сытые питомцы» по сбору корма для приюта животных. Подведение итогов лидерами РДШ.
6 этап: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой» (задание с 2 вариантами выполнения)
Задание 21. «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой».
Вариант 1. Поиск и представление информации о фронтовиках.
Вариант 2. Посещение исторических памятников. Чтение стихотворений. Предоставление видео.
7 этап: Семейные ценности.
Задание 22. Семейный кодекс. Составление дома книжки - малышки «Пословицы о семье». Коллективное составление кодекса семейного счастья.
Задание 23. День семьи. Участие в отчетном праздничном концерте. Отчет о соблюдении Кодекса семьи. Подведение итогов. Голосование. Награждение.
На основе содержания программы духовно-нравственного воспитания «СемьЯ» составляется календарно тематическое планирование с ориентацией на календарь событий.
Список литературы
1. Государственная программа " Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы»
2. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей .
3. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18
4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
6. Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программа родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро 2005.
7. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – М.: «Академия развития», 2009
8. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов – на – Дону, 2004
9. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
10. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."
Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Программа духовно-нравственного воспитания "Разные семья-общие ценности"
Актуальность работы по данной программе диктовалась сложившийся в современном обществе ситуацией упадка духовных и семейных ценностей. Базовые семейные ценности -...
Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.
Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...
Программа духовно-нравственного воспитания "Воспитание Человека"
Программа рассчитана на три года.Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям сво...
- Мне нравится (1)