Организация внеклассной работы в школе. Самореализация через органы самоуправления
методическая разработка

Шевырева Анна Владимировна

Организация внеклассной работы в школе. Самореализация через органы самоуправления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеклассной работы в школе.

Самореализация через органы самоуправления.

Добрые дела – это часть комплексной системы воспитания по формированию социальной компетенция предполагает:

1) Для младшего школьного возраста – сформированность мотивации достижения требований стандарта образования и продуктивных приёмов учебной работы; знание норм и правил поведения и особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности; адекватная самооценка; социальная уверенность; навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях.

2) Для подростка – ответственность;  эмоциональная устойчивость, самоконтроль; владение продуктивными способами деятельности, взаимодействия и средствами самоорганизации своего поведения; стремление к проявлению себя в социально значимой деятельности; адекватная самооценка; мотивация достижения, умения конструктивного взаимодействия.

3) Для старшеклассников – наличие социального интеллекта; стремление к самореализации в обществе; осмысленность жизни, построение временной перспективы, самоопределение, осознание жизненных целей и собственных резервов социальной компетентности; рефлексия; самоуважение и эго-идентичность; реализация социально значимых ценностей; общительность; ответственность.

1. Самореализация через ученическое самоуправление

  • проведение церемонии выборов органов ученического самоуправления;
  • выпуск информационных вестников органов ученического самоуправления.

Возможные функции деятельности органов ученического самоуправления:

1) Функции самоуправления в начальных классах разрабатываются учителями начальных классов самостоятельно, исходя из условий жизнедеятельности класса.

2) Палата справедливых выбирается из числа лидеров, начиная с 5-го по  8-й классы на полугодие. Руководит палатой заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог. Палата собирается по необходимости, но не реже одного раза в четверть. Она обсуждает планы работы школы (вопросы, касающиеся культурной, досуговой и общественно-значимой деятельности учащихся), намечает стратегические цели и задачи деятельности; обсуждает спорные проблемы: состояние дисциплины, соблюдения прав учащихся, состояние обучения учеников.

3) Совет старшеклассников выбирается из числа реальных лидеров 9-11-х классов. Совет регулирует деятельность старшеклассников, принимает решения дальнейшей учебной деятельности, о состоянии дисциплины.

4) Палата бережливых выбирается из числа учащихся 6-9 классов по желанию. В совет могут войти до 15 человек. Палата может состоять из двух комиссий: сохранности школьного имущества в классах и сохранности имущества в коридорах школы и на школьной территории. Члены палаты один раз в неделю совершают контрольные выходы (проверки) в классы и по школе, обследуют состояние школьной мебели и оборудования, подводят итоги по месяцам, представляют свои рекомендации администрации учебного заведения.

Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная конференция учащихся. Она созывается для решения общешкольных проблем и задач по необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме этого возможны конференции, слёты, «круглые столы» школьников определённой возрастной группы для решения частных проблем. Такие коллективные органы собираются по необходимости, инициаторами их созыва могут быть органы ученического самоуправления, учителя или совет школы.

2. Профилактическая или шефская деятельность

Шефская деятельность среди детей младшего школьного возраста предполагает шефство учеников 3-4-х классов над подготовительной к школе группой детей; 5-6 классов над учениками начальной школы. Можно использовать следующие виды деятельности:

  • проведение мини-бесед по соблюдению техники безопасности, по ознакомлению с требованиями учебных программ и условий обучения на следующей ступени образования, о нравственных вопросах, об экологии, профилактике вредных привычек и личной гигиене и т. д.;
  • организация экспромт-концертов по определённой тематике (устные журналы, литературные гостиные);
  • оказание помощи учителям (воспитателям) при проведении детских праздников, соревнований, мероприятий, экскурсий;
  • оказание помощи учителям или воспитателям в оформлении классных уголков, стенгазет, игровых;
  • организация простейших викторин и конкурсов, спортивных соревнований, индивидуальных занятий с одарёнными детьми (по учебным предметам, музыке, живописи, прикладному и техническому творчеству).

3. Благотворительная деятельность

8 сентября – Международный день грамотности – один из международных дней, отмечаемых в системе ООН:

  1. Организация благотворительной акции «Книга для школы», в ходе которой можно принести (с разрешения родителей) из домашней библиотеки одну прочитанную, но в хорошем состоянии книгу и подарить классной библиотеке.
  2. одарённые ребят могут организовать интеллектуальные викторины, конкурсы в своём классе или для ребят младшего школьного возраста.
  3. отличники могут провести мастер-классы для своих одноклассников, в ходе которых поделятся секретами быстрого усвоения знаний.
  4. организовать встречу «без галстуков» с представителями администрации своей школы и поинтересоваться их секретами карьерного роста.
  5. выпустить стенгазету о достижениях своих одноклассников или учеников школы в учёбе, своих учителей – в системе повышения квалификации, о своих родителях – имеющих ученые звания.
  6. Дать рекомендацию: в кругу семьи организовать семейные беседы о роли образования.

21 сентября – Международный день мира

  1. Беседы для одноклассников или младших школьников о Посланниках мира ООН или лауреатах Нобелевской премии  мира.
  2. Беседы (подготовленные совместно с классным руководителем или учителем истории) в младших классах о необходимости сохранения мира во всём мире, недопущении национальной и этнической розни, толерантном отношении к людям различных национальностей и вероисповедания.
  3. Выпуск красочных стенгазет о мире, положении людей в разных странах, агитплакатов с призывами борьбы за мир.
  4. диспуты о положении людей в регионах военных действий.
  5. Акцию «Дерево мира», в ходе которой высадить на территории пришкольного двора символическое дерево мира.
  6. Шествие к памятным местам (памятникам, мемориалам) в честь погибших в Вов,  в результате других военных конфликтов на территории нашей страны и за рубежом с возложением цветов или цветочной «гирлянды славы».

26 сентября – Европейский день языков (привлечение внимания общественности к важности изучения языка, а также улучшение представления обо всех языках, культивируемых  в Европе)

1) Фестиваль «Языковой город». «Город» - это наша школа, которая на 2 дня должна стать «международным центром», способствующим развитию языковой культуры. Классы, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет психолога, столовая, учительская должны превратиться в определённые уголки всего мира. Но это не только таблички на  кабинетах, но и презентация помещений в виде «парада национальных блюд» (столовая), «Ассамблея ООН»(учительская) и т. д.

2) Деловая игра «Лингвистическая карта – открытые двери». Составление на разных языках символического справочника своего города или карты своей школы.

3) Мини-фестиваль этажа «Языковая улица». Это фестиваль учебных кабинетов, расположенных на одном этаже. Во-первых, проведение парада стенгазет «Загляни в нашу страну». Это выпуск стенгазет, которые помещаются на дверях классов (от начальных до старших классов). Суть газеты – каждый класс выбирает определённую страну и освещает в ней национальные особенности кухни, одежды, традиций и обычаев данной страны. После уроков или на перемене можно организовать экспромт - концерты «уличных музыкантов или театров» с отражением национальных особенностей определённой страны, «Презентация товаров» или «Реклама самых полезных товаров» (на иностранных языках), «Уголок ораторов» - мини-конкурсы стихов и пословиц, поговорок на иностранных языках.

4) Официальные мероприятия: «Языковая выставка» (выставка книг и буклетов о разных странах), мини-конференции по важным темам (редкие языки, преподавание языков, изучение и преподавание иностранных языков в контексте проекта «города-побратимы» и т. д.), дебаты (роль языков на рабочем месте и т. д.), «круглые столы» и пр.

5) «Электронное письмо зарубежному другу» - акция по отправке писем через Интернет; мастер-класс учителей иностранного языка для всех желающих в актовом зале; викторины и конкурсы на знание иностранных языков.

1 октября – Международный день пожилых людей:

  1. Благотворительная акция «С уважением к старшему возрасту» по изготовлению открыток или самоделок-сувениров, и вручение их пожилым людям.

  1. Проведение классных часов с приглашением бабушек и дедушек одноклассников. Можно устроить посиделки «Секреты бабушкиного сундучка», в ходе которых послушать рассказы о секретах семейной кухни, рукоделия, старых обрядах и обычаях.

  1. Оформление стенгазет или буклетов «Жизнь, похожая на подвиг», «Всегда в боевом строю», «Старейшины моей семьи» о жизненному пути и трудовых буднях бабушек и дедушек.

9 октября - Всемирный день почты:

1) Деловая игра «Почта дружбы». Это форма поздравления. В классе (в школе) изготавливается «почтовый ящик» - оформленная картонная коробка под почтовый ящик. Ящиков может быть несколько. Затем выбирается один или несколько «почтальонов», которые элементами костюма подчёркивают свою принадлежность к почтальону. Все же остальные ребята в течение несколько дней пишут своим друзьям, одноклассникам, учителям добрые письма – приветствия, письма-признания, письма-пожелания. Классным руководителям надо нацелить ребят на то, что они творят доброе дело, значит, и содержание писем должно быть добрым, искренним, без «приколов» и оскорбительных выражений.

2) Акция «Добрая открытка». Ребята поделятся друг с другом реальными адресами своих друзей и родственников, проживающих в других регионах, затем приобретут почтовую открытку, заполнят её любым текстом (поздравлением, стихотворением, пожеланием) и подпишут: «Петров Никита, одноклассник вашего друга Иванова  Андрея» или «Надежда Сидорова, школьная подруга вашей племянницы Савельевой Ольги». Открытки отправятся по адресам родственников и друзей одноклассников.

3) Проведение мини-бесед, классных часов, на которых важно вспомнить об истории развития связи почтового дела в России и за рубежом, подготовить краткие доклады, сделать выставки уникальных конвертов и марок.

4) Акция «Юный филателист». Реальный повод всем филателистам презентовать свои коллекции марок. Учащимся будет интересно услышать удивительные истории об истории марок и филателии в целом.

16 ноября – Международный день, посвящённый терпимости:

1) Фестиваль «Обычаи и традиции мировых религий», в ходе которого предложить ребятам разных национальностей (если такие есть в классном коллективе) подготовить краткие сообщения об особенностях национальных или религиозных обычаев и традиций.

2) Мини-фестиваль «Традиции моей семьи» с приглашением членов семьи. Предполагает задушевную беседу о взаимоотношениях старшего и младшего поколения, хобби, секреты национальной кухни.

3) Пресс-конференции или «круглые столы» по проблемам современного экстремизма, шовинизма и национализма, об особенностях молодёжных течений и увлечений (музыкальных и политических, танцевальных и спортивных).

4) Выпуск стенгазет, памяток о толерантности, культуре и традициях народностей, проживающих в нашем регионе.

20 ноября – Всемирный день ребёнка:

1) Организация любых  праздничных мероприятий для детей и вместе с детьми.

2) Мини-викторины, конкурсы, спортивные соревнования, подготовленные старшеклассниками для ребят младшего школьного возраста.

3) Благотворительные акции  «Нуждающимся детям – мою игрушку».

4) Выпуск стенгазет и плакатов в защиту прав детей во всём  мире.

День Матери – последнее ноябрьское воскресенье:

1) Классные часы, беседы.

2) Благотворительная акция «Открытка маме моего одноклассника», в ходе которой оригинально оформить своими руками поздравительную открытку с надписью «Маме Володи Петрова от его одноклассника» и вручить или передать.

3) Оформить стенгазету «Наши мамы» с фотографиями матерей всех учеников класса.

4) Благотворительная акция «Память» - чествование матерей воинов, погибших при исполнении гражданского долга в рядах Российской армии и в результате военных конфликтов.

3 декабря – Международный день инвалидов (в классах).

12 декабря – День прав человека:

1) Выпуск плакатов или стенгазет о правах человека.

2) Благотворительная акция по изготовлению памяток или буклетов (компьютерная вёрстка) «Подросток и закон», «Правовой статус детей и подростков», «Твои конституционные права».

3) Классные часы , «круглые столы» о соблюдении прав человека в разных странах и конституционных прав граждан нашей страны.

17 февраля – День спонтанного проявления доброты (на уровне классных дел).

21 февраля -  Международный день родного языка

  1. Проведение заседаний «литературных гостиных», библиотечных уроков.
  2. Чествование или поздравление учителей русского и иностранного языков.
  3. Проведение акции «Электронное письмо другу», в ходе которой можно написать письмо своим зарубежным друзьям на их родном языке

«Живая газета»

Сформировать несколько микрогрупп. Каждой микрогруппе за 2-3 дня предлагаются задания: первой – вырезать из старых журналов различные красивые картинки по выбранной теме, второй – фломастерами или гуашью делать надписи в газете, третьей – подобрать статьи или  сочинить самим несколько статей, четвёртой – взять несколько интервью у одноклассников, учащихся школы или учителей по поводу темы стенгазеты.

21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации:

1) Выпуск стенгазет по проблемам расовой дискриминации, о положении молодёжи различных национальностей в нашей стране.

2) Организация диспутов, классных часов и бесед о толерантности, о проблемах националистических молодёжных группировок.

3) Презентации проектов по проблемам преодоления расовой дискриминации, национальной и религиозной розни.

4) Проведение «круглых столов», классных часов: «А кто со мной рядом?», «Как научиться жить в мире?» с приглашением ребят разных национальностей, обучающихся в данном учебном заведении.

5) Благотворительная акция «Открытка другу» («Сувенир другу», в ходе которой обменяться открытками, музыкальными дисками, сувенирами с учащимися школы (одноклассниками) разных национальностей.

22 марта – Всемирный день водных ресурсов:

1) Защита рефератов или презентация экологических проектов по сохранению водных ресурсов в нашем регионе (анализ состояния питьевой воды, причин загрязнения и пути решения проблемы), на которую пригласить сотрудников муниципальных служб жизнеобеспечения, экологии и санитарии.

2) Благотворительная акция «Капля жизни» - экономия воды в школе.

3) Конкурс плакатов по проблемам охраны и сохранения водных ресурсов.

7 апреля – Всемирный день здоровья

1) Организация старшеклассниками профилактического лектория среди учащихся начальных классов – это серия мини-бесед для младших школьников по профилактике вредных привычек.

2) Проведение различных спортивных соревнований, конкурсов, эстафет среди ровесников и ребят младших классов.

3) Организация встреч с медицинскими работниками, классных часов по пропаганде профессий медицинских работников.

4) Выпуск стенгазет по пропаганде здорового образа жизни, о состоянии заболеваемости среди учащихся.

5) Проведение благотворительной акции «Открытка нашему врачу» с целью поздравления работников здравоохранения на рабочем месте.

23 апреля – Всемирный день книг и авторского права:

1) Благотворительная акция «Книжкина больница» с целью посильного ремонта книг в классных библиотеках.

2) Организация праздника «Книжкины именины» с приглашением библиотекарей, продавцов магазинов детской книги, авторов детских стихов и рассказов. В ходе праздника можно прослушать литературные композиции, интересные рассказы об истории книг и их авторов, узнать новинки мира детской литературы.

3) Организация экскурсий в издательства и типографии с целью ознакомления с процессом изготовления  печатной продукции и поздравления сотрудников этих организаций.

4) Проведение «литературных гостиных», «устных журналов», фольклорных праздников с целью пропаганды литературного наследия нашего народа.

5) Организация фестиваля юных журналистов – чествование лауреатов олимпиад школьников по русскому языку и литературе; конкурсов литературных эссе и сочинений, юных поэтов и прозаиков; презентация юными авторами своих публикаций и книг.

9 мая – День Победы

1) Благотворительные акции «Открытка ветерану», «Помоги ветерану» с целью оказания посильной помощи и поздравления пожилых людей, ветеранов войны и тыла, боевых действий.

2) Проведение литературно-музыкальных композиций; конкурс сочинений и эссе «Письмо с фронта», плакатов.

3) Проведение трудовых десантов по уборке территории памятных мест, связанных с Вов.

15 мая – Международный день семьи.

Для семей одноклассников:

1) Проведение классных часов с приглашением родителей. Обменяться рассказами о секретах домашней кухни, семейных реликвиях, формах организации семейного досуга.

2) Организация благотворительных акций «Многодетная семья» с целью поздравления членов многодетных семей.

3) Спортивные фестивали, соревнования, конкурсы: «Папа, мама, я – спортивная (дружная) семья», «Делай как мы, делай лучше нас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"

Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классно...

Организация внеклассной работы по кубановедению на основе модульной технологии

Целью проекта является привитие любви, интереса  к своей малой родине Кубани, к своему народу, православным традициям и  обычаям...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Организация внеклассной работ по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку...

Здоровьесбережение обучающихся как одно из направлений организации внеклассной работы в рамках реализации ФГОС нового поколения

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье- сберегающего обучения....

Организация внеклассной работы по математике

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы ра...

План организации внеклассной работы

СодержаниеI.Цель и задачи работы классного руководителя.II.Анализ воспитательной работы за предшествующий период.III. Сведения об обучающихся.IV. Характеристика классного коллектива.V. План воспитател...