Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"
статья (2 класс) по теме
Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классного руководителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника» во втором классе. |
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. |
В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. |
Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося; |
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. |
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). |
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.». |
Основные принципы организации внеурочной деятельности: -учёт возрастных особенностей; -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -связь теории с практикой; -доступность и наглядность; -включение в активную жизненную позицию; |
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития Личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) |
Виды внеурочной деятельности : · Познавательная · Игровая · Трудовая (производственная) деятельность · Досугово-развлекательная деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Туристско-краеведческая деятельность · Художественное творчество · Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) · Проблемно-ценностное общение Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. |
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Аудиторных занятий не должно быть более 50% |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов—приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
Мною реализуется ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника», которая составлена на основе внеурочной программы досугового общения школьников «Культура домашнего праздника», авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов
I. Пояснительная записка
Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досугово - развлекательной деятельности. На достижение подобного качества нацелена данная программа. В данной программе предметом досугового общения выступают праздничные события, межличностные отношения, творчество.
Помимо принципа диалогичности данная внеурочная программа досугового общения основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.
Цель: научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками.
Задачи:
- познакомить с народными семейными традициями проведения домашних праздников;
- разучить различные виды игр;
- познакомить с правилами этикета;
- научить создавать украшения, приглашения, призы, костюмы собственного изготовления.
Хотя данную программу рекомендуется проводить на основе праздника Дня именинников, я отказалась от этого, так как в этом наборе данная традиция «не прижилась».
Решили провести 4 праздника: Осенний, Добрая зима, Праздник бабушек и дедушек, Здравствуй, лето!
Данные праздники не только интересны как ученикам, так и родителям, но и прекрасно вписываются в планирование воспитательной работы школы, в конкурсные программы.
В рамках Осеннего праздника:
- конкурс стихов в прозе (на основе учебного материала по литературному чтению);
- участие в интеллектуальном всероссийском конкурсе «Интеллект-экспресс»(г.Обнинск), Два ученика стали лауреатами;
- конкурс чтецов (стихи об осени);
- выставка рисунков;
- школьный конкурс «Осенняя катавасия»
- создание приглашений;
- праздник для родителей и детей (выступления ребят, театральные постановки, конкурсы).
Добрая зима:
- презентация семейных новогодних традиций;
- участие в областном фестивале «Вифлеемская звезда» (художественные работы и театрализованная постановка – лауреаты фестиваля);
- праздник в классе «Новых год для всех!»
Праздник бабушек и дедушек
- презентация проектов «Моя семья», «Моя родословная»; «Мой прадед»
- участие в конкурсе патриотической песни;
- составление классной презентации «Письмо бабушке»;
- праздник для бабушек и дедушек.
Здравствуй, лето!
- тематическое родительское собрание совместно с учащимися «Прощай, второй!»;
- интеллектуальный конкурс «Задание на лето» (г.Обнинск)
- соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
- пикник.
Таким образом часы внеурочной деятельности (программа прилагается) помогли мне в раскрытии творческого и интеллектуального потенциала учащихся; в организации внеклассной работы как классного руководителя, в организации работы с родителями.
И воспитательные результаты внеурочной деятельности достигли второго и третьего уровня (см. таблицу)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г.о. Тольятти
Рассмотрена Методическим объединение учителей «_____»_____2012 г | Согласовано заместителем директора по УВР «___»______ 2012г. | Утверждаю Директор школы ____________ В.Г. Решетова «____»__________2012г |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Культура домашнего праздника»
составлена на основе внеурочной программы досугового общения школьников «Культура домашнего праздника», авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, программа модифицирована по количеству часов:
2 часа в неделю, 68 часов в год
Составитель учитель начальных классов
Возраст участников 2 класс А.А.Маскайкина
Срок реализации программы 1 год
г. Тольятти
2012 год
- Пояснительная записка
Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досугово - развлекательной деятельности. На достижение подобного качества нацелена данная программа.
Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников, то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Диалогическое общение предполагает активность всех участников, при этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участника.
Первый атрибут диалога - свобода его участников. Собеседники в диалоге свободны от внешних, внеличностных целей.
Равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга – второй атрибут межличностного диалога.
Третий атрибут – личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания.
Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и школьником. Диалогическое общение – совместное обсуждение ситуации, при этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Помимо принципа диалогичности данная внеурочная программа досугового общения основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.
Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с нормами тех или иных национальных культур.
Коллективность означает, что досугово - развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и даёт опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию деятельности педагога на подготовку школьника к самостоятельному проектному действию («замысел-реализация-рефлексия»). В логике действия данного принципа программа предусматривает социальные проекты школьников. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как: коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная компетентность, конвенциональность.
Цель: научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками.
Задачи:
- познакомить с народными традициями проведения домашних праздников (в том числе и с семейными);
- разучить различные виды игр;
- познакомить с правилами этикета;
- научить создавать украшения, приглашения, призы, костюмы собственного изготовления;
- совместно проектировать организацию домашнего праздника на примере дня именинников.
В данной программе предметом досугового общения выступают праздничные события, межличностные отношения, творчество.
Программа нацелена на освоение младшими школьниками (8-10 лет) культуры домашнего праздника, досугового общения в домашней обстановке.
Программа рассчитана на один учебный год.
- Учебно – тематический план
№ | Темы занятий | Теория | Прак- тика | Всего кол.-во часов |
1 | Организация домашнего праздника | 2 | 2 | 4 |
2 | Приглашения, украшения, призы | 2 | 3 | 5 |
3 | Игры на празднике | 2 | 4 | 6 |
4 | Народные домашние игры | 2 | 4 | 6 |
5 | Народные игры во дворе и на улице | 2 | 7 | 9 |
6 | Другие праздничные развлечения | 2 | 7 | 9 |
7 | Праздничные блюда и напитки | 2 | 4 | 6 |
8 | Создание праздничных костюмов | 2 | 7 | 9 |
9 | Когда вечер на исходе | 2 | - | 2 |
10 | Организация тематического дня рождения | 2 | 10 | 12 |
Итого | 20 | 48 | 68 |
III. Содержание
- Организация домашнего праздника
Выбор темы праздника. Лучшее время для праздника. Подготовка к празднику. Меры предосторожности. Детальный план праздничного вечера.
- Приглашения, украшения, призы
Виды приглашений. Как сделать приглашение своими руками. Как украсить квартиру. Придумываем призы.
- Игры на празднике
Шарады. Ребусы. Игры-эстафеты. Игры на бумаге.
- Народные домашние игры
Блошки. Бирюльки. Фанты. Чепуха. Жмурки. Каламбур.
- Народные игры во дворе и на улице
Салки. Бег на бочонках. На ходулях. Бой петухов. Водоносы. Борьба на кушаках. Перетягивание каната. Колобок. Хоровод.
- Другие праздничные развлечения
Рисование. Лепка. Работа с трафаретами. Игрушечное тесто. Вырезание фигурок. Пение. Танцы.
- Праздничные блюда и напитки
Подготовка. Рецепты. Тематическое блюдо. Этикет за столом.
- Создание праздничных костюмов
Виды костюмов. Материал для костюмов. Инструменты. Техника изготовления костюма. Костюм быстрого приготовления.
- Когда вечер на исходе
Как лучше завершить праздник. Прощание с гостями. Уборка.
- Организация тематического дня рождения
День рождение как событие. Празднование дня рождения в каком-либо стиле.
- Планируемые результаты
Воспитательные результаты досугового общения школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия; овладение способами рефлексии, усвоение представлений о самопрезентации, об организации собственной частной жизни, быта; освоение способов взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного проекта. Учащийся осваивает способы выявления интересов потенциального партнёра, исследования интересов аудитории, информирования, презентации.
- Методическое обеспечение
Методы и приёмы организации деятельности: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый, сотворчество, мотивационный, метод проектов; просмотр видеофильмов, беседа, использование художественного слова, сочинительство, самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для создания украшений, приглашений и т.п.
Материально-технические ресурсы:
- помещение;
- фото-, видео-, мультимедиааппаратура;
- компьютерная техника, програмное обеспечение.
VI. Литература
- Д.В. Григорьев Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей, М.: Просвещение, 2011
- М. Дюнн всё о детской вечеринке/ М.Дюнн.- М., 1995.
- Г.Н. Тубельская Детские праздники в семье/ Г.Н.Тубельская. – М., 2000.
- С.А. Шмаков Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому/ С.А.Шмаков.-М., 2001.
- С.А.Шмаков Её величество - игра / С.А.Шмаков.-М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассно...
Организация внеклассной работы по кубановедению на основе модульной технологии
Целью проекта является привитие любви, интереса к своей малой родине Кубани, к своему народу, православным традициям и обычаям...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Организация внеклассной работ по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку...
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)
Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...
"Организация воспитательной работы на основе мероприятий и проектов РДШ"
Участие в добровольческой ( волонтерской деятельности)...