Сотрудничество как основной способ взаимодействия детей и взрослых.
учебно-методический материал

Ярцева Людмила Николаевна

Доклад, в котором я представляю свой опыт по сотрудничеству взрослых и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Ярцева Л.Н., воспитатель  

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

На современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Изучение этого понятия актуально, так как во взаимодействии происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей, от способа взаимодействия зависит результат воспитательного процесса. Воспитатель взаимодействует с ребенком в различных социальных и педагогических ситуациях.

Чтобы разобраться в этом, обратимся к сущности понятия «взаимодействие». Под взаимодействием понимается совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния.

Существуют различные виды взаимодействия: - социальное, межличностное, педагогическое, конфликтное и др. Сегодня нами будет рассмотрено понятие педагогического взаимодействия. В педагогическом энциклопедическом словаре «педагогическое взаимодействие» определяется как процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие - это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактического, воспитательного и социально-педагогического взаимодействия. Под содержанием взаимодействия понимается обмен между субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер.

Взаимодействие - это диалог воспитателей и воспитуемых, и воспитуемых между собой. Содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют. В процессе взаимодействия каждый из участников занимает определенную позицию. Существует три позиции во взаимодействии.

  1. Взаимодействие на равных - оптимальный вариант, когда воля одного человека сопрягается с волей другого. Признание человека, как во взрослом, так и в ребенке, взаимное уважение личности субъектных сторон.
  2. Взаимодействие с позиции «сверху» - когда один подавляет волю другого, это административное давление на ребенка, как на маленького и неопытного человека.
  3. Взаимодействие с позиции «снизу» - человек подчиняется воле другого, это преклонение перед природой детства и боязнь вмешаться в процесс развития ребенка.

Любое взаимодействие людей между собой подразумевает общение и совместную деятельность. Процесс педагогического взаимодействия также состоит из двух частей: педагогического общения и совместной деятельности педагогического содержания.

В педагогической деятельности выделяют два основных способа взаимодействия: воздействие и сотрудничество.

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принимать, т.е. быть воспитуемым. Такие отношения ставят воспитанника в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано воспитателем. Педагогическое

воздействие предполагает подчинение интересам одной стороны без учета интересов другой. Следовательно, воздействие не позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей.

Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором воспитатель и воспитанник содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движение к определенной цели.

Принципиальными характеристиками сотрудничества является равенство в общении и партнерство в совместной деятельности. Равенство в общении обеспечивается,

во-первых, взаимным уважением личности участников общения, а во-вторых диалектическим принципом самого процесса общения обучая и развивая воспитанников, сам воспитатель обучается и развивается с помощью своих воспитанников.

Партнерство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, и в совместной деятельности учитываются интересы всех участников.

Мы рассматриваем взаимодействие как сотрудничество, выделяя при этом следующие признаки такого взаимодействия:

и равноправное, субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности; 7 взаимное уважение к личности участников взаимодействия; . обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности; исобственная активность ребенка в достижении целей, самостоятельность его выбора;

. возникновение оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности. Позиция взрослого будет оптимальна, если он является соучастником, а не занимает позиции руководителя.

Наиболее распространённой и эффективной формой сотрудничества и совместной деятельности воспитателя с детьми являются коллективные творческие дела (КТД).

Коллективно - творческие дела можно классифицировать по их содержанию :

  • Общественно-политические - способствуют обогащению общественно- политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения,

-Трудовые - способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей.

  • Познавательные - способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира.
  • Экологические - способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края.
  • Спортивные - способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность.

-Досуговые - особые игры, детские забавы, затеи -действенная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации. -Художественные - способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка.

  • Нравственные - просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.
  • Работа с активом - способствует освоению сферы организаторской работы, развивает лидерские качества.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Организация КТД предусматривает шесть стадий (И.П. Иванов). Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, воспитатели устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить воспитанников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах: что лучше сделать? с кем вместе? для кого? когда? Воспитатели — равноправные участники диалога с детьми.

Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает воспитатель. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые воспитанники увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет еще умения преодолевать трудности. Здесь велика роль воспитателя, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, воспитатель по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях воспитатель подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано микорогруппами. Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Воспитатель по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД можег осуществляться и с помощью других средств, опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций. Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились.

Воспитателю все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все воспитанники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе воспитателей, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. Если задача поставлена воспитателем, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микрогрупп для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей детей или по случайному принципу ( с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда воспитанники в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи. Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микрогруппа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Коллективно - творческое дело получается по-настоящему, когда:

  • дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
  • дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями;

-дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения;

  • воспитатель активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник;
  • форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в группе, детском доме;

-хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется визуальное, музыкальное оформление, специально готовится помещение и т.п.;

  • каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания;

Но не всегда воспитатель может уделить достаточно времени и внимания одновременно каждому воспитаннику, предоставить возможность для реализации его индивидуального интереса и потребностей. Поэтому возникает необходимость организации других форм педагогического взаимодействия и сотрудничества. Такими формами, организуемыми воспитателями, стали клубы.

Существует много определений понятия «клуб», но самое емкое, на мой взгляд, дано в Энциклопедическом словаре, где клуб трактуется как «общественная организация добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для развлечений и отдыха».

Клубы в детском доме - это особая форма дополнительного образования и организации досуга детей. Клубы помогают использовать весь творческий потенциал взрослых и детей. Клуб - явление многофункциональное, его особенность во взаимосвязи всех функций:

  • реализация потребности ребенка в общении;
  • осуществление обмена формами организации свободного времени ребенка;
  • творческая, интеллектуальная, организационная и другая самореализация ребенка;
  • совершенствование знаний и умений ребенка в выбранном виде деятельности;

Рассмотрим наиболее часто используемые в детских домах варианты организации клубного пространства:

  1. Клуб представляет собой цикл занятий, объединенных одной темой. Выбирая один клуб, воспитанник занимается в нем постоянно в течение всего времени работы.
  2. Занятия в клубе объединены общей тематикой, но каждая встреча представляв собой самостоятельное занятие. Воспитанник каждый раз выбирает клуб.
  3. Клуб - одно занятие, на котором воспитанник получает необходимую информацию, знания и т.д.

В зависимости от тематики занятий клубы могут называться мастер-классом, мастерской, студией и т.д. Занятия клубов могут разрабатывать и проводить не только воспитатели, но и воспитанники.

Как педагогическая технология сотрудничество воспитателей и детей может быть использована также при подготовке и проведении различных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Взаимодействие детей и взрослых

Как организовать совместную деятельность с учащимися и их родителями, проведение "Декады семьи"...

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Материал для выступления о толерантном взаимодействии семьи и школы...

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»...

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Основные направления взаимодействия семьи и школы в вопросах укрепления здоровья детей

Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, ...

Выступление на педагогическом совете «Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Основные аспекты взаимодействия родителей и педагогов в воспитании детей.

Грамотное взаимодействие школы и семьи - это неотьемлемая и важная составляющая часть всей воспитательной работы, напрвленной на становление взрослой и самостоятельной личности каждого человека с граж...