Выступление на педагогическом совете «Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. Задача родителей - научить ребёнка управлять своими эмоциями, в частности гневом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете
«Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»
Подготовила: учитель начальных классов
Лукинова Н.А.
2020 г.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
«Человек обладает способностью любить, и он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…»
Эрих Фромм
Агрессия — (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны?
В росте агрессивности детей всё чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад значителен. Возникает вопрос: запрет боевиков и криминальных фильмов сделает наших детей чуткими и добрыми? Психологи говорят – нет, этого недостаточно. У агрессии сложная природа. Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать её природу и нейтрализовать истоки.
Причин гнева много. Одна из сильнейших – боль. Частыми причинами возникновения гнева является дискомфорт: голод, усталость, стресс. Ограничение физической свободы детей и психологическое ограничение вызывают гнев и протест детей. Любая несправедливость с точки зрения ребёнка или препятствие в достижении цели может являться причиной гнева или подавленности. Гнев может порождаться даже неудовлетворением собой, и тогда гнев и агрессия направляются ребёнком на себя (аутоагрессия). Возникший гнев находит выход в агрессивном поведении (физическом или вербальном), а агрессивное поведение, повторяясь, становиться стойкой чертой личности – агрессивностью.
Есть два понятия агрессивности:
1) агрессивность как стойкая черта личности – это специальное причинение зла другому для достижения своей цели;
2) агрессивное поведение как форма выражения гнева, зачастую ситуативно, не стойко.
Задача родителей - научить ребёнка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.
Управление гневом позволяет в нужный момент дать отпор, сохраняя при этом умеренность чувства гнева и дозированную демонстрацию агрессии. Важно научить детей социально приемлемой форме выражения агрессии (слова вместо драки, использования взгляда вместо рук).
Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребёнка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, сопереживания в ребёнке. Методы воспитания в разные возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребёнок старше, тем замаскированней причина, тем больше родительского труда требует её выявление.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.
Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный и мне все можно») во время игр.
В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:
1. Часто теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.
8. В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.
9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы:
- низкая степень сплоченности семьи; - конфликтность; - недостаточная близость между родителями и ребенком; - неблагоприятные взаимоотношения между детьми; - неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека); - агрессия отца по отношению к матери.
Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Особенности семей агрессивных детей
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу.
2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Формы агрессивного поведения:
Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.
Патологическая агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия.
Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить ее очень сложно. Снижение ее проявлений возможно через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.
Психологическая помощь агрессивным детям
Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах и тем самым разрушается их внутренне «Я», нанося вред личности. Принятое вами правильное отношение к своему ребенку влияет на его адекватное самовосприятие и поступки. Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажите позитивное влияние на проблему, если она уже существует.
Чтобы снизить агрессивность ребёнка в этом возрасте, нужно организовать новый режим с учётом особенностей ребёнка: необходимой и достаточной продолжительностью сна, прогулок, отдыха и нужного времени для занятий. Режим помогает организму ребёнка легче приспособиться к новым условиям (к школе). В режим обязательно должно быть включено игровое или свободное время, причём ребёнок должен знать, что оно увеличится, если на уроке уйдёт много время и сократится, если с уроками он не уложится в отведённый срок. Конечно, в начале ребёнку трудно самому справиться с этой задачей – потребуется помощь и контроль родителей. Но независимых по характеру детей особенно раздражает излишний контроль, и это тоже может вызвать агрессивные реакции – от прямой грубости до прострации ребёнка. Поэтому дозируйте свой контроль, определите время контроля, а со временем это время уменьшать. Это повысит самостоятельность ребёнка, к которой дети этого возраста так стремятся.
Советы родителям
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.
2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них общительности, сочувствия, дружелюбия.
5. Обучать конструктивным способам управления гневом (через активную деятельность, сознательное признание своей обиды и озвучивание своих эмоций партнеру, воздержание от агрессивных высказываний и поступков, прощение, определение причин гнева и работу с ними, поиск компромиссов, дипломатичный диалог с обидчиком и т.д.) и его принятия как естественной, присущей любому человеку эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика вредных привычек в младшем школьном возрасте
Семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни - потребности и умения в самореализации...
«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»
Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1....
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"
В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том, что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...
Проект сценария классного часа к 9 Мая,как способ формирования патриотических чувств у учащихся младшего школьного возраста
В проекте разработаны формы и средства, направленные на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе подготовки и проведения классного часа, посвященного Дню Победы....
Презентация для выступления на РМО "Социокультурные истоки как средство духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста"
Для использования на методических совещаниях...