Основные направления взаимодействия семьи и школы в вопросах укрепления здоровья детей
статья ( класс) на тему
Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Школа никогда не сможет добиться положительных результатов в данном вопросе без поддержки семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_po_ohrane_i_ukrepleniyu_zdorovya_mladshih_shkolnikov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с семьей
по охране и укреплению здоровья младших школьников
Ухарских Татьяна Викторовна
МАОУ СОШ №1 ст. Выселки
учитель начальных классов
МО Выселковский район
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Школа никогда не сможет добиться положительных результатов в данном вопросе без поддержки семьи. А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил: “…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям”.
«При хорошо организованном взаимодействии школа и семья становятся реальными партнерами в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья младших школьников, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи»[1].
Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья младшего школьника, которое представляет собой единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов взаимодействия школы и семьи.
По данным академика РАМН Ю.П.Лисицина среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится «примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Образ жизни младшего школьника – это 40% времени проводимого в школе, 30% дома и 30% на улице и в учреждениях дополнительного образования »[2]. Необходимо в полной мере использовать время, которое ребенок проводит в школе.
Планируя работу с семьей по охране и укреплению здоровья обучающихся, считаю необходимым определить приоритетные вопросы деятельности.
- Изучение особенностей семейного дошкольного и школьного воспитания.
- Педагогическое и психологическое сопровождение семьи по вопросам воспитания.
- Содействие в повышении мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни.
- Организация воспитательной работы класса с привлечением родителей.
Взаимодействие школы и семьи по охране и укреплению здоровья школьников проводится поэтапно.
Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Этап 2. Проведение социально-педагогической и психологической диагностики. Обработка результатов. Установление вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы.
Этап 3. Выбор форм и методов работы с семьей.
Этап 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс классного коллектива.
Необходимо отметить тот факт, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями или они их не имеют. Таким образом, семья должна пройти все этапы формирования здорового образа жизни: от осознания проблемы негативного воздействия на здоровье ребенка до реализации полученной подготовки на практике.
Наиболее эффективными способами взаимодействия школы и семьи являются следующие направления:
- образовательное;
- диагностическое;
- информационно-просветительское;
- спортивно – оздоровительное;
- профилактическое.
Образовательное.
Александр Нилл (шотландский педагог) в статье “О воспитании детей” размышляет: “…Может быть, удастся спасти изуродованных детей, распространяя знания среди родителей? Нет, знания сами по себе не помогают, если только родители не готовы эмоционально получать эти знания и у них есть внутренние силы на основе этих новых знаний действовать самостоятельно”.
Цель – способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.
Формы реализации данного направления:
- открытый урок, Дни открытых дверей;
- семейные олимпиады;
- урок - соревнование между детьми и родителями;
- викторины;
- творческие лаборатории родителей
- обучающие тренинги.
В течение года проводим четыре тренинга совместно с психологами:
- тренинг сензитивности (межличностной чувствительности), направленный на формирование у родителей способности к эмпатии (переживанию детских эмоций) и развитие социальной адаптации;
- тренинг разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей), целью которого является выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях;
- тренинг активного слушания, связанный с формированием у родителей навыков активного слушания; (что так необходимо детям, чтобы их услышали);
- тренинг эффективности поощрения и наказания, нацеленный на формирование у родителей уважительного отношения к ребенку, умения видеть в нем личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.
Информационно-просветительское.
Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.
Цель – создание единого информационного пространства для эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей.
- Информационные стенды.
- Оформление выставок творческих работ.
- Родительские семинары, конференции, индивидуальные беседы с родителями.
Не секрет, что родительские собрания посещает все меньше и меньше родителей. Причин много, но одна из них – недостаточно времени для посещения собрания. Так появились:
- Тематические электронные интерактивные плакаты (общение через электронную почту).
- Электронное письмо родителям («Листок успеха обучающегося», в котором отражаем не только успехи и проблемы в обучении, но и вопросы воспитания, социализации, психологии и т.д.)
- Родительский форум.
- Онлайн - конференции.
Спортивно – оздоровительное.
Цель – формирование идеологии здорового образа жизни, через взаимодействие школы, семьи и социума. Сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных коллективных дел родителей, детей, школы.
- Туристические походы с родителями (начинали с 1-1,5 часовых экскурсий в природу).
- «Дни Здоровья» совместно с родителями.
- Соревнования «Мама, папа, я – здоровая семья».
- Конкурс «Лучший спортивный класс школы».
- Декада «За здоровый образ жизни»
В планах создание семейного физкультурно-оздоровительного клуба.
Хорошо налаженное и организованное эффективное сотрудничество семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.
Список литературы
1.Подласый И.П.: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец.психологии/ И.П. Подласый – 3-е изд., стер. – М.: Aкадемия, 1999.–394 с.
2. Макарова В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В.И. Макарова, Г.Н.Дегтева, Н.В. Афанасенкова // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.
3. Юсупова Н.П.Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Н.П. Юсупова, Е.Ю. Плетнева // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Взаимодействие семьи и учреждения в вопросах речевого развития детей.
Методический материал выступления ....
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Взаимодействие семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка
Формы взаимодействия семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка...
Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...
Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания
Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине. Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите свое...