Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
статья на тему
Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде» | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО Кутуева Зульфия Арифулловна
слайд1 Тема «Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа
слайд2 « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».
Автором научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является
известный педагог и психолог, профессор, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете Шалва Александрович Амонашвили .
Ш. А. Амонашвили в «Письмах к дочери» подчёркивает, что гуманное воспитание вовсе не означает, что надо постоянно ласкать и лелеять детей.
Гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребенка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра. Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей, и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье.»
слайд 3 Дети младшего школьного возраста представляют особый мир , открытый для позитивного взаимодействия с окружающей ее действительностью.
Слайд 4, 5 Сохранение целостности и нравственной природы ребенка, становится профессиональным долгом школы. Но ведь именно с этой целью и зарождалась педагогика! Она изначально была направлена на духовное развитие человека, его возрастание до идеального ОБРАЗА («образование»).
Слайд 6,7 Воспитание должно опережать обучение - это аксиома гуманной педагогики, и она понятна нам, пока наш ребенок маленький, но когда он становится школьником, мы начинаем борьбу за успеваемость.
Важным направлением работы педагога является гуманизация отношений семьи и школы, совместная деятельность педагога с родителями.
Слайд 8 На протяжении всей истории человечества ответственной за нравственное гражданское становление личности считалась семья. « Вся наука-из родного дома», так писал о роли семьи епископ Сидоний в 5 в. н.э.
П.Ф. Лесгафт в книге « Семейное воспитание ребёнка и его значение» говорит о том, что до семи лет ребёнком усваиваются традиции и обычаи семьи , что и оставляет неизгладимый след на всём его будущем существовании.
На грани двух эпох возрождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, ведётся обновление образовательной сферы в сторону духовности, гуманизации, поиска систем по развитию личности. Идеи гуманной педагогики сейчас наиболее актуальны. Всем нам хочется жить в обществе благородных и великодушных людей. Единственно верный путь в жизни-утверждение добра и искренности, взаимной заботы и ответственности.
Слайд 9 «Каждое общество имеет ту семью, которую оно заслуживает». Характер общества определяет характер семьи и её воспитательные функции:
в первобытном обществе семья должна была подготовить жизнеспособного члена родового сообщества, способного добывать пищу и жить в данном родовом сообществе;
в античное время семья воспитывала гражданина страны;
в средние века семья готовила ребёнка стать достойным членом той страны, к которой принадлежит сама.
Слайд 10, 11 В новое время семья воспитывает личность, способную организовать свою собственную жизнь. Через семью определялось место личности в обществе. В каждый исторический период общество делало «социальный заказ», и семья выполняла его.
Слайд 12 Работа в рамках эксперимента «Гуманно-личностные модели в образовательном процессе» позволила комплексно осуществлять идеи гуманой педагогики: на открытых занятиях и тематических беседах в «Школе будущего первоклассника», на уроках письменноречевой деятельности; уроках духовной жизни; в диалоге с родителями в форме педагогической мастерской и круглого стола.
Слайд 13 В первом классе на родительских собраниях родители знакомились со спецификой занятий по духовно-нравственному воспитанию, с тематикой кружка « Уроки духовной жизни», во втором классе — с новым факультативным курсом « Уроки письменноречевой деятельности» по авторской методике В.Г.Ниорадзе
слайд 14 В рамках работы кружка « Уроки духовной жизни» были разработаны и проведены занятия с родителями и семейные праздники. Во втором классе, когда дети стали получать первые оценки, был проведён праздник «Первой оценки». Дети разыгрывали сценки, танцевали, рассказывали стихи и пели не только на русском, но и на английском языке, демонстрируя свои первые успехи.
Слайд 15, 16 В конце первого полугодия мы пригласили родителей на итоговое занятие кружка « Уроки духовной жизни». Тема занятия - « Учимся понимать друг друга». Традиционно оно начинается с ритуала приветствие. Своеобразное начало каждого занятия. Дети с учителем садятся, образуя круг, что позволяет видеть глаза собеседника. Данный ритуал позволяет каждому ребёнку стать участником диалога, высказать свою точку зрения и что очень важно - быть услышанным.
Постепенно родители из зрителей становились участниками бесед, импровизированных инсценировок, диалогов и просто мудрыми собеседниками. Занятие традиционно закончилось просмотром советского мультфильма. Ностальгическое настроение родителей, возможность вместе с детьми участвовать в обсуждении вопросов, просмотр доброго советского мультфильма, способствовали созданию тёплой и доброй обстановки.
Слайд 17, 18, 19, 20, По окончанию второго полугодия мы вновь пригласили гостей в наш класс. Это был большой семейный праздник под названием «Дети и взрослые-волшебники». В подготовке и проведения праздника принимали участие старшие братишки и сестрёнки: они разучивали с детьми танцы, готовили презентацию «Семейный альбом»; родители вместе с детьми готовили сладости к чаепитию, обменивались рецептами понравившихся блюд. На празднике дети танцевали, инсценировали сказки, вместе с родителями пели, участвовали в конкурсах, «строили» дом для счастливой семьи, показывали домашние «заготовки» номеров художественной самодеятельности, в которых принимали участие от самых маленьких до ставших уже студентами старшие члены семьи и не только родные, но и двоюрные .Участвовали взволнованные папы. Презентация «Странички из семейного альбом» растрогала многих родителей и любимых бабушек. На этом празднике звучало много добрых слов, И ОНИ были своеобразным признанием в любви к самым близким и дорогим людям. Счастливые лица всех присутствующих, которых собрал этот праздник ,были ответом на вопрос, прозвучавший в стихотворении Э.Асадова «Что такое счастье?»
слайд 21, 22 «Рецепты счастья», ромашки как символ любви и верности останутся добрым напоминанием о приятной встрече. Ощущение счастья-это бесценное, что могут подарить только любящие и понимающие друг друга дети и взрослые- ведь дети взрослые, когда они вместе -волшебники!
Такие праздники нужны детям, нужны нам взрослым, педагогам и родителям. Их не может быть много, но они необходимы школе. Такие встречи создают уверенность ребёнка в том, что его любят и о нем заботятся. Только при уверенности ребёнка в любви родителей, окружающих его взрослых можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.
Каждый день нашей жизни возвращает нас в реальность.
Слайд 23 А.С. Макаренко в книге «О воспитании» писал: «Стабильность семей обеспечивается не только материальной поддержкой молодых, но и наличием традиций, опыта в воспитании детей .В традиционной культуре воспитания педагогически полноценной является только трёх-поколенная семья».
Современные бабушки очень активно участвуют в воспитании своих внучат, некоторые из них чаще родителей появляются в школе и даже посещают родительские собрания. Поэтому ещё наша одна задача-использование опыта старшего поколения в организации учебно-воспитательного процесса. О внимании к этому вопросу говорит и то, что в нашем обществе сейчас появляются новые праздники: Международный День пожилого человека
(1 октября), День бабушек и дедушек.
Большая житейская мудрость старшего поколения в сочетании с бескорыстной любовью к внукам оказывает облагораживающее влияние на формирование личности ребёнка. Дети, не умея объяснить своих ощущений, любят бабушек и дедушек не только «за вкусные пирожки или за сказки». По мнению Ш.А.Амонашвили, между детьми, с одной стороны, и бабушками и дедушками, с другой возникает больше взаимопонимания, чем между детьми и их родителями. Это происходит потому, что дедушки и бабушки в общении с ребёнком исходят из близких им интересов и потребностей. Нужно научить детей заботится о бабушках и дедушках, быть внимательными к старым и пожилым людям. Проблема ценности старости и идеалов пожилых становится эталоном психологического климата общества. Какой будет старость, во многом зависит от окружающих близких людей.
В.А. Сухомлинский писал:
« Старость не может быть счастьем. Старость может быть только покоем или бедой. Покоем она становится только тогда, когда её уважают. Бедой её делают забвение и одиночество.» 3
Воспитывать позитивное отношение к старости как к важному этапу в жизни человека необходимо с раннего детства.
Слайд 23 С данными идеями и убеждениями мы подошли к разработке проекта «МиГ» (Милосердие и гуманизм).
Миг – это мгновение, короткий промежуток времени. Наша жизнь по сравнению с вечностью – это тоже миг, за который нужно успеть сделать что-то важное и полезное.
Цель проекта: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, оказание реальной помощи одиноким ветеранам и пожилым людям; воспитание позитивного отношения к старости как важному этапу в жизни человека.
Слайд 24, 25. Срок реализации проекта-2 года.
Проект реализуется через два взаимосвязанных блока.
I .Воспитательный блок.
Цель: Формирование у учащихся общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов.
Воспитание уважения к людям старшего поколения, воспитание культуры общения с представителями разных возрастных групп.
Слайд 26 II. Практический блок.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в общении с претарелыми людьми, помощь в ведении домашних дел (влажная уборка помещения, покупка продуктов , чтение газет и книг, беседы с , встречи двух поколений, литературно-музыкальные вечера, проведение экскурсий погороду).
Слайд 27 Примерный план мероприятий, разработанный на 2012-2013 учебный год.
- Изготовление подарков для престарелых людей к праздникам «День пожилого человека», Новому году, 23 февраля, 8 Марта, всемирному дню бабушек и дедушек.
- Посещение «Дома милосердия» с концертной программой.
- Тематические встречи и вечера
- «Загадки бабушкиного сундука»
- « В гостях Марьи-искусницы» (изготовление поделок с бабушками)
- Чаепитие «Бабушкины оладушки»
- «Музыкальная шкатулка» (Разучивание народных песен с бабушками).
- Коллективная экскурсия в краеведческий музей.
Слайд 28, 29, 30, 31, 32, 33
( немного о празднике для бабушек)
По последним данным отдела статистики, население города быстро стареет. Некоторые пожилые люди не имеют родственников, проживающих в городе. Многие престарелые люди нуждаются в уходе. Кроме того, людям данного возраста необходимо общение, они остро переживают отсутствие собеседника, впадают в депрессивные состояния, от этого ухудшается качество их жизни.
слайд 34, 35 Кирдяшкина Галина Ивановна
слайд 36 Захаренко Полина Дмитриевна
слайд 37,38,39, 40,41, 42, Участие ребёнка в проекте при правильной организации работы, будет способствовать воспитанию нравственных качеств: ответственности заботливости, уважения к людям.
Многие впечатления детских лет не влияют непосредственно на ребёнка в данный момент, а дадут о себе знать через месяцы и даже годы.
Заложенная в детстве матрица из образов, задаст в будущем направление всей жизни взрослого человека.У ребёнка должен быть сформирован внутренний стержень, который помог бы ему делать правильный выбор в соответствии с моральной нормой. Стержень этот- отношение к другим людям.
Любить и понимать ребёнка, помогая ему проявлять активную жизненную позицию -это неприложный закон успешного воспитания.
Романтично и интересно можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.
Любить детей необходимо - это бесспорно. Но как это делать? И какими качествами необходимо обладать нам, взрослым, чтобы ребенок принял нашу любовь?
Слайд 43 В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно-в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. Уроки духовной жизни // Три ключа, Вып. 1999
- Макаренко А.С. О воспитании (сост. и автор вступ. статьи В.С. Холемендин).—М.: Политиздат, 1988
- Воспитательные возможности семьи. Сб. науч. тр. / АПН СССР НИИ
Общей педагогики / Под ред. А.М.Низовой. М.,1981
4.Н.В.Мельникова.Семья:дети-отношения-родители.Шадринск, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
Материал для выступления о толерантном взаимодействии семьи и школы...
Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г
Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....
"Ценностные приоритеты патриотического воспитания детей в современной образовательной среде"
Материал для сообщений на МО...
"Ценностные приоритеты патриотического воспитания детей в современной образовательной среде"
Материал для сообщений на МО...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»
Основные принципы реализации проекта:непрерывность как механизм полноты и целостности образования ...
Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»
1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...
Доклад. Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды
Доклад об опыте работы учителя начальных классов в образовательной среде в дистаннционной форме....