Опыт работы "Технология взаимодействия с семьями воспитанников - модель педагогического партнерства"
статья
Статья содержит анализ нормативно-правовых документов по проблеме необходимости конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, сформулированы задачи модели, принципы совместной работы, раскрыты направления модели педагогического партнерства. Перечислены конкретные мероприятия и формы сорудничества с семьями воспитанников ДОУ на конкретной возрастной группе. В конце стать имеется список используемой литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Технология взаимодействия с семьями воспитанников – модель педагогического партнерства»
Неоспорим тот факт, что для обеспечение гармоничного полноценного развития личности ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
29 декабря 1995 года Государственная дума утверждает Семейный кодекс РФ за
№ 223-ФЗ, в котором в разделе 4, главы 10,11,12 , статьи с 47 по 79 прописаны права и обязанностям родителей и детей.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родители несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44, п.1). Однако современные родители часто испытывают трудности в воспитании ребенка, допускают типичные ошибки. Как показывает практика, педагоги дошкольных организаций должны осуществлять взаимодействие с родителями с целью их систематического просвещения и формирования педагогической компетентности.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной. Сегодня сам воспитатель должен уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения». Так прописано в Приказе министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».
Грамотное выстраивание отношений между ДОО и семьей позволит добиться максимальной пользы для эмоционального, физического и социального благополучия ребенка на ступени раннего и дошкольного детства.
Поэтому возникла необходимость выстроить модель педагогического партнерства ДОУ и семьи с целью обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка:
- Эмоциональное благополучие – это результат процесса гармонизации детско-родительских отношений.
- Физическое благополучие - результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи.
- Социальное благополучие – это социально- нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности.
Данная модель предложена Прищепой С.С. – это книга входит в учебно-методический комплект комплексной программой «От рождения до школы», по которой наш детский сад и работает.
Чтобы модель педагогического партнерства с семьями была бы эффективной, в ее основу заложены две группы принципов:
- общие принципы партнерства детского сада и семьи;
- принципы, используемые при планировании и организации взаимодействия с семьей. В полном объеме расшифровка принципов представлена на слайде.
К первой группе принципов относятся:
- принцип сотрудничества (общение на «равных», доверительное отношение, безоценочный стиль отношений);
- принцип открытости (свободный доступ родителей в детский сад с целью ознакомления с деятельностью ребенка в условиях ДОУ, вовлечение родителей в педагогический процесс);
- принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания);
- принцип вариативности содержания, форм и методов образования родителей.
Ко второй группе принципов относятся:
- принцип систематичности и последовательности (совместные формы работы педагогов с родителями планируются и организуются в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду);
- принцип активности (участие коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей, личная заинтересованность родителей);
- принцип сознательности (осознание общих целей, интересов и форм взаимного сотрудничества, способствующих развитию гармоничного и здорового ребенка);
- принцип актуальности (ориентация на актуальные проблемы, влияющие на укрепление здоровья детей, учет запросов и пожеланий родителей);
- принцип индивидуального подхода (индивидуальный подход к каждому ребенку и семье, учитывающий интересы и способности ребенка, структурные и психологические особенности каждой семьи).
Цель нашей технологии: создание модели педагогического партнерства семьи и ДОУ в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.
Поставленная цель решается через следующие задачи :
- совершенствовать совместную работу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды,;
- создать в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- •привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе и области через включение их в конкурсное движение.
Исходя из задач были выбраны три направления партнерства:
- «Совершенствуем развивающую предметно-пространственную среду вместе»
- «Развиваем конструктивное взаимодействие с семьями путем совместных мероприятий, охватывая пять образовательных областей»
- «Раскрываем и развиваем творческие способности семей воспитанников через участие в конкурсном движении на разных уровнях»
Цель первого направления – это создание комфортных развивающих условий в виде пространственной предметной среды, а именно внешней – территории ДОУ, а также внутренней – группы для обеспечения эмоционального и физического благополучия детей.
Я организую следующие мероприятия:
- родители изготавливают пособия, игры, оборудование, которые способствуют самореализации ребёнка в разных видах деятельности: бизиборды, лэтбуки, макеты, игровые модули, физкультурный инвентарь.
- Привлекаю к совместным с родителями трудовым акциям на участке и в группе: весенние и осенние субботники, в мае – подготовка участка к летнему оздоровительному периоду; генеральная уборка в группе перед началом учебного года. В мае 2019 года наша группа заняла третье место в экологической акции ДОУ «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»
Цель второго направления «Совместные мероприятия» – развитие конструктивного взаимодействия для гармонизации детско-родительских отношений, для приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи, для обеспечения социально – нравственного развития ребенка.
Я предлагаю следующие формы взаимодействия:
это тематические выставки – творческие и фотовыставки; это выпуск фотогазет; это совместные традиционные праздники, на которых и родители, и дети активные участники, и мамы и папы вместе со своим ребенком весь праздник играет, соревнуется, поет; это участие в проектной деятельности; это мастер-классы по изготовлению разных поделок и коллективных творческих работ; это просвещение родителей через газету «Лучик»; это взаимодействие с социумом.
Три раза в год – декада пожилого человека, декада инвалидов и накануне Дня Победы наши дети выступают с поздравительными концертами. Без родителей это невозможно – они обеспечивают доставку своих детей в санаторий, помогают в изготовлении костюмов. Своим активным участием обеспечивают связь поколений.
В детском саду есть Мини-музей ДОУ «Наш любимый город». Для его пополнения мои родители вместе с детьми дома делали макеты известных архитектурных зданий, собирали тематические папки с информацией краеведческого характера, приносили фотографии, где они с семьями бывали в городе.
Наш педагог-психолог и инструктор по физической культуре нашего сада организуют с нашими семьями физкультурно-оздоровительные развлечения ко Дню Матери, к Новому году, на Масленицу, ко Дню семьи в форме детско-родительского клуба «Подсолнух» как в ДОУ, так и на дворовых территориях. В детском саду мы объединяем мам и пап, бабушек и дедушек, сестер и братьев наших воспитанников в один интересный, полезный досуг по интересам. Все танцуют, соревнуются, играют в подвижные игры, общаются – так все члены одной дружной семьи лучше узнают друг друга.
Все мероприятия с родителями позволяют решать образовательные задачи пяти образовательных областей.
Цель третьего направления «Конкурсное движение» : раскрытие потенциала семей, транслирование достижений – творческих, спортивных, познавательных, а также распространение лучшего опыта семейного воспитания.
- Городской конкурс «Театральные таланты»
- Городской творческий конкурс «Мурзилки»
- Городской фестиваль семейного творчества «Крепка семья- крепка Россия», номинация «Растим чемпионов»
- Всероссийская акция «Лыжня России»
- Городская физкультурно-оздоровительная акция к Всемирному дню матери «вода +движение = здоровое поколение»
- Городские творческие выставки- конкурсы «Осенний калейдоскоп», «Зимушка – зима», «Весенние фантазии», «Пасха Красная»
- Городской конкурс рукотворной книги.
- Городские фестивали: «Солнышко в ладошке», «Пасхальный колокольчик»
- Областной творческий конкурс «Азбука безопасности»
- Городской спортивный фестиваль «Сильные, смелые, ловкие».
- Городские родительские чтения «Как любить ребенка».
Цель: способствовать распростанению позитивного семейного опыта на муниципальном уровне.
Очень важно не только выстроить, но и сохранить на протяжении четырех лет крепкие доброжелательные партнерские взаимоотношения с родителями наших воспитанников. Для грамотного взаимодействия я использую следующую методическую литературу:
Основная книга – это «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016.
Дополнительная:
- «Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников»/ под ред. С.С. Прищепы, и Т.С. Шатверян, М., ТЦ «Сфера», 2013.
- «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»/ автор-составитель Н.М. Сертакова, Волгоград, «Учитель»,2015.
- «Взаимодействие с родителями в детском саду», М., «Айрис-Пресс», 2009. Автор Прохорова Г.А
- «Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС»/ авторы-составители А.Я. Ветохина, Л.Ю. Крылова и др., Волгоград, «Учитель», 2016
Называть не надо:
1. «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика – Синтез», 2016..
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – Москва: Проспект, 2013.
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"
Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация развлечений....
План взаимодействия с семьями воспитанников в младшей группе на учебный год
План содержит цель. Все мероприятия расписаны по месяцам ( с сентября по май). Каждая форма работы имеет свою цель. План предлагает разнообразные формы взаимодействия: творческие выставки, творческите...
План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г. «Детский сад + семья»
План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г.«Детский сад + семья»...
Обновление подходов к содержанию и организации взаимодействия ДОО и семьи на основе социального партнерства
Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собст...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов образовательного учреждения с родителями.Ключевые ...