Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО
материал ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС»
Чудинова Ирина Аркадьевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №8»
Свое выступление хочу начать со слов Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех».
Именно эти слова лежат в основе моей педагогической деятельности, они мотивируют меня на выстраивания конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. И не случайно сегодня я транслирую опыт работы по теме: «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Это станет возможно, если изменяться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до сотрудничества и партнерства».
Взаимодействие с семьями воспитанников выстраиваю по 4 направлениям. Эти направления одинаково важны.
1-е направление - «Знакомство с семьей» - на данном этапе работы ставлю перед собой следующую цель: изучение особенности семей воспитанников, установление контактов с семьями.
Для реализации данной цели использую следующие формы работы:
*проведение анкетирования среди родителей по темам:
-готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение;
-особенности индивидуального развития и воспитания ребенка в семье;
-изучение запросов родителей и мнения о степени удовлетворенностью работы ДОУ.
Ежегодно двери нашего учреждения открыты для детей, непосещающих ДОУ. Мы тесно сотрудничаем со Школой развития личности, где мы в интересной форме развиваем детей, объединяя усилия родителей и педагогов, создавая единое образовательное пространство. На этом этапе происходит знакомство всех участников образовательного процесса.
2-е направление - «Семейная гостиная»
Семейная гостиная реализует следующие задачи:
-Познакомить родителей с научной психолого- педагогической литературой.
-Донести до родителей, что право и обязанности воспитания их детей принадлежат им самим;
-Воспитать у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости;
-Обучить родителей общению с детьми, разумному выстраиванию отношений с ними.
Родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний. Одни считают, что прочитанной популярной книги достаточно для правильного воспитания детей, другие осознают, что педагогикой не владеют, но спросить у воспитателя совета стесняются или не хотят.
Это можно достигнуть через традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы | Инновационные формы работы |
Консультации | Презентации семьи |
Дни открытых дверей | Работа клуба по интересам «АВБВГДейка» |
Родительские собрания | Ярмарка КОПов |
Семинары - практикумы | Открытая группа в контакте |
Наглядная информация | Вайбер |
Мастер- класс | Творческая мастерская |
Более подробно хочу остановиться на использовании в своей практике инновационных форм работы: это работа в открытой группы «ВКонтакте». Открытая группа – это страничка «ВКонтакте» средней «А» группы «Непоседы». Именно здесь мы размещаем и систематически пополняем материалы по НОД, слова и минусовки песен, которые мы разучиваем с детьми, отражены в рубрике «Пойте вместе с нами», объявления, папки – передвижки, рекомендации по развитию детей дошкольного возраста, на страничке имеется рублика «Советы узких специалистов». В разделе «Игротека» включается множество занимательных и увлекательных заданий, направленных на развитие детей. В разделе «Обратная связь» активно обсуждаются актуальные вопросы, которые возникают у родителей. С сентября 2015 года страничка пополнилась новыми разделами: «Нормативно-правовая база», «Напоминалка», «Конкурсное движение», «Дискуссионный клуб».
Следующая эффективная форма работы - клуб по интересам «АБВГДейка». Основной целью клуба является осуществление полноценного развития каждого ребёнка через вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. В рамках клуба проходят мастер-классы, где родители являются активными участниками, рассказывают о семейном опыте воспитания ребенка, проходит каждая встреча в домашней дружеской обстановке, где родители могут взять на себя роль , как педагога, так и ребёнка. После каждой встречи родители получают буклеты с практическим материалом и интересным домашним заданием.
Внедряем новую форму работы ярмарка краткосрочных образовательных практик. В этом году, где я со своими коллегами презентовала КОПы для детей и их родителей. Основной целью мероприятия являлось совместное принятие решения родителя и ребенка по выбору КОП. Реализуя программу КОП «Бисероплетение», я добилась хороших результатов у детей, и замечательные отзывы со стороны родителей.
Регулярное проведение данных форм работы позволило добиться следующих результатов:
- У родителей сформировано представление о многообразии форм, методов, приемов работы с детьми;
- Родители заинтересованы проблемами воспитания;
- У родителей вызвано доверие тому, что происходит в группе.
3-е направление - «Наглядно-информационная работа».
Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство через наглядно-информационные формы в разнообразные виды деятельности.
В приемной группы имеется информационный стенд, на котором размещена информация, представленная по разделам: «Визитка группы», «Чем живет группа», «О наших детях», «Объявления», «Наши достижения», «Стена творчества», «Уголок именинника», «СМС-почта». Более подробно хочу рассказать о работе СМС – почты. Родители могут написать записку, с вопросами касающихся воспитания ребенка. Основная идея в том, что в связи с занятостью, родители могут задать вопрос в письменной форме и указать время, когда они могут связаться с педагогами, чтобы получить ответь на интересующий их вопрос. Достоинство почты в том, что у педагога есть время, чтобы подготовить более полный ответ на заданный вопрос.
В группе создано портфолио группы «Непоседы» - где родители могут познакомиться с жизнью ребенка в детском саду. Это дает возможность родителям быть в курсе дел и видеть достижение и развитие ребёнка.
4-е направление - Совместное творчество родителей и детей
Я выстраиваю свою работу так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а были активными участниками образовательного процесса.
Я вовлекаю родителей в совместное творчество посредством:
- Проведение совместных праздников и развлечений – семейное ШОУ, форму «Большая перемена или будний вечер; Минута Славы, День Самоуправления, Вечер встречи выпускников, «Вот стали мы на год взрослее»;
- Участие в совместных конкурсах, выставках- родители являются участниками конкурсного движения на разных уровнях - семья Пинаевых и Елоховых победители в российском конкурсе презентаций «Наша семья»; в рамках III районной Декады Семьи семья Лепиных заняла 2 место; семья Бычковых и Пинаевых- лауреаты районного конкурса коллажей «Познакомьтесь - это Я»; семья Колчановых – победитель районного конкурса «Пожарная тревога».
- Организация экскурсий, походов, целевых прогулок - на конный двор, в музей ложки - г. Нытва, краеведческий музей г. Очер, п. Сива, на трикотажную фабрику, ЗПИ, в пожарную часть и др.
- Участие в проектной деятельности: проекты «В звуки с играми играем, лучше их запоминаем», «Как прекрасен, этот мир», «Цветочек, наш дружочек», «Родители «ВКонтакте», «Научи меня играть».
В этом учебном году впервые в рамках ДОУ организован конкурс «Лучший родительский комитет», где наши родители принимают активное участие в номинации «Совместные мероприятия с детьми». Создана карта активности для родителей, где педагоги фиксируют участие родителей в разных мероприятиях, это побуждает родителей к более плодотворной и активной деятельности.
Самых активных родителей в конце учебного года мы приглашаем на торжественный прием у заведующей», где Л.В.Кузнецова вручает каждому благодарственное письмо за тесное сотрудничество и активное участие с ДОУ.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А.Сухомлинский)
Список литературы:
- Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2012
- Андреева H.A., Пономарева Л. И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. — Курган, 2004.-64 с.
- Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада— М. : Просвещение, 1989.— 192 с.
- Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями, Волгоград, 2010
- Программа «Детство», В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др., Санкт –Петербург, ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2014
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада (Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.) / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1989.— 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"
Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация развлечений....
План взаимодействия с семьями воспитанников в младшей группе на учебный год
План содержит цель. Все мероприятия расписаны по месяцам ( с сентября по май). Каждая форма работы имеет свою цель. План предлагает разнообразные формы взаимодействия: творческие выставки, творческите...
"Кластерное образование в системе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"
материалы моего выступления...
Опыт работы "Технология взаимодействия с семьями воспитанников - модель педагогического партнерства"
Статья содержит анализ нормативно-правовых документов по проблеме необходимости конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, сформулированы задачи модели, принципы совместной рабо...
План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г. «Детский сад + семья»
План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г.«Детский сад + семья»...