ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья (1 класс)

Орехова Юлия Николаевна

Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов  образовательного  учреждения  с  родителями.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество, традиционные и инновационные формы работы с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astahov_statya.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Сабина Е.Н., Орехова Ю.Н.

МБОУ  « Школа  № 160 »

Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов  образовательного  учреждения  с  родителями.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество, традиционные и инновационные формы работы с родителями.

DESIGNING A MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH THE FAMILIES OF STUDENTS

Sabina E. N., Orehova U. N.

IN the state budgetary educational institution "SCHOOL №160»

Annotation. This article proposes the author's structural and functional model of interaction between teachers of school educational institutions with parents.

Key words: pedagogical interaction, pre-school educational institution, the parent.

Современная молодая семья обладает довольно высоким уровнем информационной компетентности, но относительно низким уровнем компетентности психолого – педагогической. Современному учителю необходимо научиться взаимодействовать с семьей на доступном ей языке с помощью современных средств коммуникации. Данное взаимодействие приведет к возрастанию уровня сотрудничества с семьей для достижения общих целей в обучении, развитии и воспитании детей. Результативность данной деятельности несомненно возрастет, если предварительно тщательно ознакомиться с теоретической моделью данного взаимодействия. Существует множество определений данной модели.

Д. А. Белухин педагогическое взаимодействие определяет, как «взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности» [2, с. 27].

В работах педагога Е.П. Арнаутовой говорится о специфике педагогической позиции по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. По мнению Е.П. Арнаутовой, педагог выступает в двух лицах - внимательным и тактичным собеседником и официальным лицом. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Педагоги часто относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению автора, образовательное учреждение только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда оно является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно знакомиться с деятельностью ребенка в стенах школы, со стилем общения учителя с детьми, включаться в жизнь класса и школы [1, с. 67].

В.Н. Ибрагимова считает, что педагогическое взаимодействие  педагогического коллектива с родителями  включает в себя изучение семей воспитанников,  проведение работы по повышению правовой и психолого - педагогической культуры родителей,  создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий [3, с. 58].

В ходе критического анализа теоретических моделей социально - педагогического взаимодействия с родителями, на базе нашей школы МБОУ «Школа № 160» Ленинского района г. Нижнего Новгорода была создана авторская структурно - функциональная модель, предложенная творческой инициативной группой педагогов начальных классов - новаторов нашего ОУ.

 При проектировании сотрудничества с родителями складываются два направления:

- работа, направленная на помощь родителям учеников в деле воспитания и образования детей

- работа, направленная на стимулирование в оказании разумной помощи ОУ семьями воспитанников.

Перед педагогическим коллективом МБОУ «Школа № 160» г. Н.Новгорода была поставлена цель: создать условия для разработки новых подходов к взаимодействию ОУ с семьями воспитанников- учеников начальной школы.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

-  объединить совместные усилия ОУ и семьи по вопросам развития, обучения и воспитания школьников

-  ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями

- создать условия для организации дополнительных образовательных услуг

- повысить качество системы управления ОУ.

Планируемые  результаты:

-  тщательно изучены особенности каждой семьи;

-  выбрана общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ОУ;

-  у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;

-  у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

-  организованы дополнительные образовательные услуги, повышающие качество образования учащихся ОУ.

Принципы построения модели взаимодействия:

-  единство целей и задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

-системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания  ребенка в ОУ;

-взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов.     Нам показался интересным педагогический опыт взаимодействия с семьями Центра медико - психолого – социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга. На базе данного центра  был разработан и внедрен проект «Школа успешного родительства». Проект предполагал оказание всесторонней педагогической помощи родителям в ходе:

- адаптации при переходе из детского сада в школу;

-повышения уровня родительской компетенции;

-развития у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

-формирования культуры общения в преодолении сложившихся стереотипов воспитания.

Данный проект помог нам в разработке собственной структурно – функциональной модели взаимодействия с семьями учащихся. Данная модель условно состоит из трех блоков:

-информационно – аналитический

-практический

-контрольно – оценочный.

Таблица 1

Ээтап работы

Задачи

Формы проведения

Методы проведения

Сроки

Информационно – аналитический блок

Подготовительный

-Определение характера воспитания в семье, типичные затруднения в воспитании

-выявление уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания

Неделя гостеприимства

Анкетирование, опросы, беседы

Ежегодно начало сентября

Практический блок

Организационный

Получение информации для последующей разработки содержания, форм и методов работы

Формирование банка данных

Обработка результатов анкет, опросников

Постоянно

Привлечение родительского внимания к вопросам образования и воспитания ребенка в стенах ОУ

Формирование установки на сотрудничество ОУ с семьей

-Беседы

-Лекции

-дискуссии, круглые столы

-советы психолога

Постоянно

Просветительская деятельность среди родителей

-Работа педагогов по повышению психолого – педагогической компетентности родителей в рамках работы «Школы для родителей»

Тренинги,

консультации,

родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной формах)

Постоянно

Практический

Активизация родителей в целях более тесного сотрудничества

-Совместное обогащение развивающей предметно – пространственной среды ОУ

-совместная деятельность по схеме «педагог – ребенок», «педагог – родитель»,

«родитель – ребенок»

Праздники, развлечения,

экскурсии, походы,

конкурсы, выставки,

акции

Постоянно

Формирование положительного имиджа школы в сознании родителей

Создание условий для внедрения плана работы с семьей

Беседы,

консультации,

информационные стенды,

сайт школы

Постоянно

Повышение уровня профессионализма по взаимодействию с семьями

Работа с педагогами

-курсовая подготовка,

-вебинары, семинары

-обмен положительным опытом с ОУ района , города, области

Постоянно

Контрольно – оценочный этап

Подведение итогов

Выявление уровня компетентности учителей начальных классов по организации взаимодействия школы и семьи

Анализ эффективности работы с последующей коррекцией

Анкетирование

-опрос

-беседы

-наблюдения

-отчеты

-страничка «Отзывы»,

 На сайте школы

Постоянно

-Оценка качества эффективного взаимодействия по вопросам семьи и школы

-Обобщение и распространение опыта взаимодействия школы семьи

-издание информационной газеты

1 раз в квартал

Школа в наше время должна находиться в постоянном режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, стремительно реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы государства и родителей. В зависимости от этого должны постоянно совершенствоваться направления и формы работы образовательного учреждения с семьями.

Стремление педагогов образовательного учреждения к совершенствованию форм  общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное взаимодействие дает импульс к построению сотрудничества с семьей на качественно новом фундаменте. Данное взаимодействие предполагает не только совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Список литературы:

1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П.  Арнаутова. – М.: издательский дом «Карапуз», 2002. [Электронный  ресурс] Режим  доступа:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/11452/source:default - 264 с. (дата  обращения  1 ноября 2019 г.)

2. Белухин, Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учеб. - метод. пособие / Д. А. Белухин. – М.: МПСИ, 2006. – 123 с.

3. Ибрагимова, В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Нач. школа. 1988. № 10. с.57-60.

4. Рябов, А.Е. «Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе?» // Нач. школа. -2001, №4. -с.27-30.

5. Хуторянская, Т.В. Ученые записки. 2009. Т.2. Сер. Психология. Педагогика. № 3-4 (7-8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.

В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...

Экологическое воспитание учеников начальных классов, путем социально –педагогического партнерства

В данной статье приведено описание экологического воспитания учеников начальных классов, путём социально-педагогического партнёрства....

Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов

Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР

Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...

Социально-педагогический проект работы с семьей «Главное – ВМЕСТЕ!»

Социально-педагогический проект работы с семье «Главное – ВМЕСТЕ!»...

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей н...

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

             Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...