ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья (1 класс)
Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов образовательного учреждения с родителями.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество, традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astahov_statya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Сабина Е.Н., Орехова Ю.Н.
МБОУ « Школа № 160 »
Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов образовательного учреждения с родителями.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество, традиционные и инновационные формы работы с родителями.
DESIGNING A MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH THE FAMILIES OF STUDENTS
Sabina E. N., Orehova U. N.
IN the state budgetary educational institution "SCHOOL №160»
Annotation. This article proposes the author's structural and functional model of interaction between teachers of school educational institutions with parents.
Key words: pedagogical interaction, pre-school educational institution, the parent.
Современная молодая семья обладает довольно высоким уровнем информационной компетентности, но относительно низким уровнем компетентности психолого – педагогической. Современному учителю необходимо научиться взаимодействовать с семьей на доступном ей языке с помощью современных средств коммуникации. Данное взаимодействие приведет к возрастанию уровня сотрудничества с семьей для достижения общих целей в обучении, развитии и воспитании детей. Результативность данной деятельности несомненно возрастет, если предварительно тщательно ознакомиться с теоретической моделью данного взаимодействия. Существует множество определений данной модели.
Д. А. Белухин педагогическое взаимодействие определяет, как «взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности» [2, с. 27].
В работах педагога Е.П. Арнаутовой говорится о специфике педагогической позиции по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. По мнению Е.П. Арнаутовой, педагог выступает в двух лицах - внимательным и тактичным собеседником и официальным лицом. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Педагоги часто относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению автора, образовательное учреждение только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда оно является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно знакомиться с деятельностью ребенка в стенах школы, со стилем общения учителя с детьми, включаться в жизнь класса и школы [1, с. 67].
В.Н. Ибрагимова считает, что педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с родителями включает в себя изучение семей воспитанников, проведение работы по повышению правовой и психолого - педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий [3, с. 58].
В ходе критического анализа теоретических моделей социально - педагогического взаимодействия с родителями, на базе нашей школы МБОУ «Школа № 160» Ленинского района г. Нижнего Новгорода была создана авторская структурно - функциональная модель, предложенная творческой инициативной группой педагогов начальных классов - новаторов нашего ОУ.
При проектировании сотрудничества с родителями складываются два направления:
- работа, направленная на помощь родителям учеников в деле воспитания и образования детей
- работа, направленная на стимулирование в оказании разумной помощи ОУ семьями воспитанников.
Перед педагогическим коллективом МБОУ «Школа № 160» г. Н.Новгорода была поставлена цель: создать условия для разработки новых подходов к взаимодействию ОУ с семьями воспитанников- учеников начальной школы.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
- объединить совместные усилия ОУ и семьи по вопросам развития, обучения и воспитания школьников
- ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями
- создать условия для организации дополнительных образовательных услуг
- повысить качество системы управления ОУ.
Планируемые результаты:
- тщательно изучены особенности каждой семьи;
- выбрана общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ОУ;
- у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;
- у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
- организованы дополнительные образовательные услуги, повышающие качество образования учащихся ОУ.
Принципы построения модели взаимодействия:
- единство целей и задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
-системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ОУ;
-взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов. Нам показался интересным педагогический опыт взаимодействия с семьями Центра медико - психолого – социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга. На базе данного центра был разработан и внедрен проект «Школа успешного родительства». Проект предполагал оказание всесторонней педагогической помощи родителям в ходе:
- адаптации при переходе из детского сада в школу;
-повышения уровня родительской компетенции;
-развития у взрослых необходимых навыков сотрудничества;
-формирования культуры общения в преодолении сложившихся стереотипов воспитания.
Данный проект помог нам в разработке собственной структурно – функциональной модели взаимодействия с семьями учащихся. Данная модель условно состоит из трех блоков:
-информационно – аналитический
-практический
-контрольно – оценочный.
Таблица 1
Ээтап работы | Задачи | Формы проведения | Методы проведения | Сроки | ||
Информационно – аналитический блок | ||||||
Подготовительный | -Определение характера воспитания в семье, типичные затруднения в воспитании -выявление уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания | Неделя гостеприимства | Анкетирование, опросы, беседы | Ежегодно начало сентября | ||
Практический блок | ||||||
Организационный | Получение информации для последующей разработки содержания, форм и методов работы | Формирование банка данных | Обработка результатов анкет, опросников | Постоянно | ||
Привлечение родительского внимания к вопросам образования и воспитания ребенка в стенах ОУ | Формирование установки на сотрудничество ОУ с семьей | -Беседы -Лекции -дискуссии, круглые столы -советы психолога | Постоянно | |||
Просветительская деятельность среди родителей | -Работа педагогов по повышению психолого – педагогической компетентности родителей в рамках работы «Школы для родителей» | Тренинги, консультации, родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной формах) | Постоянно | |||
Практический | Активизация родителей в целях более тесного сотрудничества | -Совместное обогащение развивающей предметно – пространственной среды ОУ -совместная деятельность по схеме «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «родитель – ребенок» | Праздники, развлечения, экскурсии, походы, конкурсы, выставки, акции | Постоянно | ||
Формирование положительного имиджа школы в сознании родителей | Создание условий для внедрения плана работы с семьей | Беседы, консультации, информационные стенды, сайт школы | Постоянно | |||
Повышение уровня профессионализма по взаимодействию с семьями | Работа с педагогами | -курсовая подготовка, -вебинары, семинары -обмен положительным опытом с ОУ района , города, области | Постоянно | |||
Контрольно – оценочный этап | ||||||
Подведение итогов | Выявление уровня компетентности учителей начальных классов по организации взаимодействия школы и семьи | Анализ эффективности работы с последующей коррекцией | Анкетирование -опрос -беседы -наблюдения -отчеты -страничка «Отзывы», На сайте школы | Постоянно | ||
-Оценка качества эффективного взаимодействия по вопросам семьи и школы | -Обобщение и распространение опыта взаимодействия школы семьи | -издание информационной газеты | 1 раз в квартал |
Школа в наше время должна находиться в постоянном режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, стремительно реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы государства и родителей. В зависимости от этого должны постоянно совершенствоваться направления и формы работы образовательного учреждения с семьями.
Стремление педагогов образовательного учреждения к совершенствованию форм общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное взаимодействие дает импульс к построению сотрудничества с семьей на качественно новом фундаменте. Данное взаимодействие предполагает не только совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Список литературы:
1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. – М.: издательский дом «Карапуз», 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/11452/source:default - 264 с. (дата обращения 1 ноября 2019 г.)
2. Белухин, Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учеб. - метод. пособие / Д. А. Белухин. – М.: МПСИ, 2006. – 123 с.
3. Ибрагимова, В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Нач. школа. 1988. № 10. с.57-60.
4. Рябов, А.Е. «Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе?» // Нач. школа. -2001, №4. -с.27-30.
5. Хуторянская, Т.В. Ученые записки. 2009. Т.2. Сер. Психология. Педагогика. № 3-4 (7-8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.
В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...
Экологическое воспитание учеников начальных классов, путем социально –педагогического партнерства
В данной статье приведено описание экологического воспитания учеников начальных классов, путём социально-педагогического партнёрства....
Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов
Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР
Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...
Социально-педагогический проект работы с семьей «Главное – ВМЕСТЕ!»
Социально-педагогический проект работы с семье «Главное – ВМЕСТЕ!»...
Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей н...
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...