Рабочая программа по подгогтовке воспитанников к самостоятельной жизни "Путь к успеху"
рабочая программа
Формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, осознанной потребности трудиться, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_put_k_uspehu.docx | 83.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Назаровский детский дом»
662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Лесная 4а,
тел.8(939155)5-66-63,тел/факс 8(39155) 5-64-53; nazdetdom01@mail.ru
ИНН 2456011281 КПП 245601001 БИК 040407001
р/сч 40201810000000000003 Отделение Красноярск г. Красноярска
«Согласовано» Руководитель МО _________ Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | Принято на педагогическом совете №______________ «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор КГКУ «Назаровский детский дом» __________Г.А. Козлова Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа
по трудовому воспитанию и профориентации воспитанников
«Путь к успеху»
Автор-составитель:
воспитатель Иванова Н.С.
Срок реализации: 2 года.
Назарово 2019
Пояснительная записка
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовлять к труду, к жизни».
К.Д. Ушинский
Актуальность. Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в детский дом, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний.
Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству. Сегодня необходимо включить в содержание профессионального образования выпускников детского дома, студентов знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда.
У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать и трудовое воспитание.
Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Программа представляет собой комплексную программу, состоящую из четырех теоретико-практических модулей.
- Модуль - «Домашний умелец». В данном блоке реализуются практические занятия, посредством которых происходит привитие трудовых умений и навыков воспитанникам, которые необходимы им во взрослой, самостоятельной жизни. Трудовое воспитание осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:
Общественно-полезный труд будет способствовать осознанию воспитанниками того, что их личные интересы неразрывно связаны с общественными, что стремление прийти на помощь должно стать неотъемлемой частью каждого человека. Включение воспитанников в общественно-полезную деятельность происходит посредством включения их в волонтерскую деятельность, через участие в экологических и благотворительных акциях.
Сельскохозяйственный труд - направлен на приобретение навыков ведения домашнего хозяйства: умения ухаживать за огородом, цветниками, домашними питомцами, умение изготавливать и использовать различные орудия труда.
Хозяйственно-бытовой труд - направлен на приобретение навыков по ремонту квартиры, мелкому ремонту сантехники, электроприборов, мебели, уборке квартиры, правильному уходу за одеждой и обувью с применением современных чистящих средств.
Кулинария – в рамках данного направления воспитанники познакомятся с различными кухонными девайсами – помощниками на кухне. Приобретут навыки приготовления первых, вторых блюд, напитков, десертов, с использованием кухонного оборудования, научатся производить экономический расчет стоимости готового блюда, дневного меню, приобретут умения и навыки домашнего консервирования продуктов различными способами.
Практические занятия данного блока проводятся один раз в месяц.
- модуль – «Школа профессионального самоопределения» - закрепление профессиональных намерений и установок воспитанников на последующее самоопределение. Обучение аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои желания, взгляды и отношение к профессиональной карьере. Отработка приёмов уверенного поведения. Осмысление жизненных ценностей. Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
- модуль - «Я на рынке труда». Третий блок занятий направлен на формирование навыков и способов эффективного поведения на рынке труда: информирование воспитанников о рынке труда, о способах поиска работы через различные Интернет-ресурсы, умение правильно составлять резюме, технологиям эффективного собеседования, оформления документов при устройстве на работу.
4 модуль - «Трудовое законодательство». Занятия этого раздела способствуют созданию представлений воспитанников о трудовом кодексе и трудовых правах несовершеннолетних. Формируют у воспитанников понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности.
Занятия в течение учебного года в рамках каждого модуля реализуются поочередно, в зависимости от времени года, актуальной необходимости проведения мероприятий в контексте модуля.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы:
- Мини-проект «Домашнее консервирование» - в рамках проекта воспитанники познакомятся с историей заготовок продуктов на Руси, основными способами консервации продуктов, попробуют свои силы на практике. Время реализации – летне-осенний период.
- Выпуск альбома «Полезные советы от Домоседа» - где будут собраны советы, лайфхаки по ведению домашнего хозяйства.
- Кулинарный практикум «Мужчина на кухне» - приготовление первых и вторых блюд, кулинарии различной сложности. Практикум проводится 2 раза в месяц, всего 18 занятий.
Цель программы: формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, осознанной потребности трудиться, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых к профессии и личности.
- Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению.
- Закреплять профессиональные намерения и установки воспитанников на последующее самоопределение.
- Повысить уровень эффективного поведения на рынке труда.
- Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.
Формы организации занятий:
- конкурсы, викторины, квесты;
- экскурсии на предприятия города;
- встречи с людьми рабочих профессий;
- трудовой десант;
- экологические акции;
- гигиенические и кулинарные практикумы;
- ролевые и деловые игры;
- тренинги;
- ситуативные задания.
Планируемые результаты:
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;
Мониторинг освоения воспитанниками программного материала:
- Диагностический этап:
- анкетирование (Приложение 1,5);
- тестирование (Приложение 2,3,4);
- наблюдение;
- опрос.
- Мониторинговая программа «Портрет воспитанника».
- Практический этап:
- квест-игра «Я - знаю, я – могу!»;
- турнир «Мой звездный час».
Продолжительность реализации программы, объем программы.
Программа рассчитана на 2 года (64ч.) и разработана для воспитанников детского дома в возрасте от 14 до 19 лет. Календарно–тематическое планирование на каждый год обучения включает в себя 32 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут.
Календарно-тематическое планирование 1 года реализации программы:
Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
1.Диагностический этап. | |||
Сентябрь 3-я неделя | «Я и моё профессиональное будущее» | Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств | Опросник. Приложение 1. |
4-я неделя | «Осведомленность о рынке труда» | Выяснить осведомленность о рынке труда. | Тестирование. Приложение 2 |
2. Основной этап. | |||
Октябрь 1-я неделя | «Трудиться - всегда пригодится». | Формирование представления важности труда в жизни человека. | Викторина. |
2-я неделя | «Во саду ли в огороде». | Разработка участка под огород: уборка однолетних растений, МАФ, внесение органических удобрений, перекопка почвы. | Трудовой десант. |
3-я неделя | Рынок образовательных услуг. | Знакомство с профессиональными учебными заведениями города. | Виртуальная экскурсия. |
4-я неделя | Ты и твоя профессия. | Побуждать воспитанников к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию. | Игровое занятие с элементами тестирования. |
Ноябрь 1-я неделя | «Домашний сантехник». | Знакомство с устройством сантехнического оборудования в квартире. Развивать практические умения по проведению сантехнических работ дома. | Занятие с элементами практики. |
2-я неделя | «Уголок домашнего мастера» | Знакомство с инструментами и их назначением. | Игра. |
3-я неделя | Здоровье и выбор профессии. | Сформировать знания воспитанников о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. | Занятие с элементами анкетирования. |
4-я неделя | «Профессии людей, работающих в нашем городе и округе» | Ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда. | Интеллектуальная игра. |
Декабрь 1-я неделя | Ошибки при выборе профессий. | Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии. | Профориентационная игра. |
2-я неделя | «Ловушки - капканчики». | Повысить уровень осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям. | Тренинг. |
3-я неделя | «Я ищу работу» | Формированию представлений воспитанников о рынке труда и занятости, способах поиска работы через различные ресурсы. | Презентация. |
4-я неделя | «Домашний электрик» | Знакомство с устройством розеток, выключателей. Правила безопасности при ремонте электрооборудования. Дать первоначальные знания и умения по простейшему ремонту в домашних условиях. | Встреча с электриком учреждения. Практическое занятие |
Январь 1-я неделя | Уборка территории от снега. | Включение в общественно-полезный труд. | Трудовой десант |
2-я неделя | «Секреты» выбора профессии» | информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо». | Занятие с элементами игры. |
3-я неделя | «Три судьбы…» | Помочь воспитанникам разобраться, в чём могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей. | Занятие с элементами театрализации. |
4-я неделя | «Что? Где? Когда?» | Состояние рынка труда в городе и востребованных профессий. | Комбинированное занятие с социальным педагогом. |
Февраль 1-я неделя | «Служба занятости населения» | Знакомство с услугами СЗН. | Экскурсия. |
2-я неделя | «Домашний строитель. Подари собаке дом» | Развивать навыки работы с плотницким инструментом на примере создания будки для собак | Творческая мастерская. |
3-я неделя | Экскурсия на предприятие по производству мебели. | Познакомить воспитанников с процессом изготовления мебели в условиях небольшого мебельного цеха. знакомятся с профессией столяра, плотника, мебельщика. краснодеревщика | Экскурсия. |
4-я неделя | «Как правильно подготовить себя к действиям на рынке труда». | Способствовать осознанию своих личных и рабочих качеств. | Комбинированное занятие с педагогом психологом |
Март 1-я неделя | «Мое резюме» | Знакомство с требованиями к оформлению современного резюме, его роль при поиске работы. | Практикум. |
2-я неделя | «Как правильно подготовить документы». | Научить воспитанников правильно подобрать и оформить документы для приёма на работу. | Комбинированное занятие с социальным педагогом. |
3-я неделя | «Собеседование с работодателем». | Рассказать об общих правилах проведения эффективного собеседования. | Деловая игра. Комбинированное занятие с педагогом психологом. |
4-я неделя | «Большое дело - ремонт в доме». | Правила подготовки рабочей поверхности к оклеиванию обоями. | Практическое занятие |
Апрель 1-я неделя | «Штукатур-маляр дома» | Учить на практике использовать материалы для оклеивания поверхностей. Виды обоев и правила наклеивания. | Практическое занятие |
2-я неделя | «Порядок устройства на работу» | Формирование знаний воспитанников о правовых основах труда в России. | |
3-я неделя | 7 дачных чудо-помощников. | Изготовление садового инвентаря. | Интегрированное занятие с инструктором по труду. |
4-я неделя | «Порядок в природе» | Формирование бережного отношения к природе. Включение в общественно-полезную деятельность. | Экологическая акция. |
Мониторинг. | |||
Май 1-я неделя | «Я и моё профессиональное будущее» | Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств | Опросник. Приложение 1. |
2-я неделя | «Я - знаю, я – умею!» | Закрепление знаний по программе. | Квест-игра. |
Календарно-тематическое планирование 2 года реализации программы:
Дата проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
1.Диагностический этап. | |||
Сентябрь 3-я неделя | Методика «Профессиональная готовность» | Определение уровня готовности совершить адекватный профессиональный выбор. | Анкетирование Приложение 3. |
4-я неделя | Диагностика самооценки готовности к выполнению трудовых действий | Самооценка готовности к выполнению трудовых действий | Тестирование. |
2. Основной этап. | |||
Октябрь 1-я неделя | «Самооценка, ее роль в жизни человека» | формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека. | Занятие – тренинг. |
2-я неделя | «У меня всё получится!» | Отработать приёмы уверенного поведения | Тренинг. |
3-я неделя | «Поговорим о жизненных ценностях». | Способствовать осмыслению жизненных ценностей. | Беседа. |
4-я неделя | «Способности и профессиональная пригодность» | Ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение соотносить эти знания со своими возможностями. | Презентация. |
Ноябрь 1-я неделя | «Осмотр и ремонт мебели». | Мелкий ремонт мебели. | Трудовой десант. |
2-я неделя | «Экскурсия в магазин строительных и отделочных материалов». | Знакомство с ассортиментом магазина, различными видами отделочных материалов. Калькуляция расходов на ремонт. На примере 1 комнаты. | Экскурсия. |
3-я неделя | «Работодатели-мошенники: как не попасться на удочку?» | Познакомить воспитанников со схемами обмана работодателей, с которыми они могут столкнуться при устройстве на работу. | Презентация. |
4-я неделя | «Мужчина на кухне» Кухня и ее оборудование. | Знакомство с кухонными девайсами. Работа с блендером. Приготовление молочных коктейлей, фруктовых смузи. | Кулинарный практикум |
Декабрь 1-я неделя | «Заключаем трудовой договор» | Создать условия для получения воспитанниками социального опыта при устройстве на работу | Практическое занятие с элементами ролевой игры. |
2-я неделя | «Счастливый случай» | Закрепить навыки эффективного поведения на рынке труда. | Урок-игра |
3-я неделя | Как организовать уборку дома? Современные средства и механизмы для уборки помещений. | Познакомить с видами и средствами по уходу за домом. | Практическое занятие. |
4-я неделя | «Машинная стирка вещей» | Развивать умения читать пиктограммы на одежде, выбирать моющие средства для стирки, готовить белье для стирки | Практическое занятие. |
Январь 1-я неделя | «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела». | развитие интереса к людям разных профессий, развитие навыков общения, развитие интеллектуальных, творческих способностей воспитанников. | Вечер встречи. |
2-я неделя | «Профессиональные пробы». | практическое ознакомление с профессиями (закройщица, швея, ландшафтный дизайнер), овладение элементарными профессиональными действиями. | Проведения: занятия в кружках «Умелые ручки» |
3-я неделя | «Личная профессиональная перспектива (ЛПП)». | Составить схему личной профессиональной перспективы. | Анкетирование |
4-я неделя | «Моя профессиональная карьера» | Обучение подростков составлению индивидуального профессионального плана с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах. | Деловая игра. Анкета «Самоанализ возможного будущего» |
Февраль 1-я неделя | Говорящие символы. Условные обозначения по уходу за изделиями | Ознакомить воспитанников с основными правилами и приемами глажения белья, футболок; с символами обозначениями на одежде. | Занятие – практикум. |
2-я неделя | Швейных дел мастер | Мелкий ремонт одежды, пришивание пуговиц. | Занятие – практикум |
3-я неделя | «Правила и приемы повседневного ухода за обувью» | Формирование основ бытовых умений и навыков по уходу за обувью. Мелкий ремонт обуви | Практическое занятие. |
4-я неделя | Безработица. | Формирование понятия «безработица» как с социальное явление современного общества. Развивать умение определять пути выхода из данной ситуации. | Презентация. Просмотр фильма. |
Март 1-я неделя | Результат труда: мои цели и намерения в будущем. | Упражнение «Карта будущего» | Анкетирование. |
2-я неделя | Работа и взаимоотношения с людьми. | Формирование навыков межличностного общения. | Тренинг. |
3-я неделя | Культура взаимоотношений в трудовом коллективе. | Выработать способы эффективного взаимодействия с людьми. | Тренинг совместно с педагогом-психологом. |
4-я неделя | Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он?» | Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности | Ситуационные столы. |
Апрель 1-я неделя | Трудовая дисциплина и трудовой порядок. | Знакомство с Трудовым Кодексом Российской Федерации. | Правовой час. |
2-я неделя | «Трудовое право в вопросах и ответах» | познакомить воспитанников с трудовым правом, трудовым кодексом, правами несовершеннолетних на труд. | Деловая игра |
3-я неделя | «Трудоустройство и поступление на работу. | Познакомить с юридическими основами устройства на работу. | Круглый стол. |
4-я неделя | «Защити свои права» | Закрепление знаний воспитанников по трудовому праву. | Интерактивная игра. Трудовое право |
Мониторинг. | |||
Май. 1-неделя | «Профессиональная готовность» | Определение уровня готовности совершить адекватный профессиональный выбор. | Опросник. Приложение 6. |
2-я неделя. | «Мой звёздный час» | Закрепление знаний по программе. | Турнир. |
Список используемой литературы:
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.
- Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки).
- «Школа и труд» / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
- «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя).
- Festival.1september.ru.
- http://www.vashpsixolog.ru/;
- Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
- Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2002. – 304с.
- «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
- Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.
Информационные ресурсы:
- Голубева Я.В. «Проблемные классные часы», 2003 г.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», 1996г.
- Кривцова С.В. «Подросток на перекрестке эпох», 1997 г.
- Прудченков А.С. «Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов», 1995 г.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков», 2000 г.
- Трошихина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей», 2001 г.
- Герасимова В.А. «Классный час играючи», 2004 г.
- Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею», 1997 г.
- Прошицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии», 1995 г.
- Ашихмина Л.П. «Найди себя в мире людей и профессий», 2001 г.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», 1996г.
Приложение 1
«Я и мое профессиональное будущее»
Цель: диагностика мотивационной готовности к самостоятельному принятию решений и профессиональному обучению, типа отношения к труду и работе.
Инструкция: Каждый пункт анкеты содержит два предложения – а) и б). Прочитайте внимательно каждое из них, выберите то, которое больше всего соответствует Вашему мнению и обведите его.
1. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
2. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.
б) В сложных ситуациях надо искать новые решения.
3. а) Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться.
б) Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания.
4. а) Работа - это только способ заработать деньги и ничего более.
б) Я бы хотел работать даже в том случае, если бы не нуждался в деньгах.
5. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ждут окружающие.
6. а) Пожалуй, я могу сказать о себе: «Как жизнь меняется! И как я сам меняюсь!»
б) Независимо от жизненных обстоятельств я остаюсь самим собой.
7. а) Лучше делать так, как принято в том месте, где вы стали работать, пока не будет уверенности, что ваш способ лучше
б) Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе
8. а) Величина заработка конечно важна, но это не самое главное в работе.
б) Будь у меня достаточно денег, я бы не работал.
9. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
10. а) Существует только один способ правильно выполнить работу
б) Обычно выполнить работу можно не единственным способом
11. а) Мне кажется, что разум и чувства в человеке не противоречат друг другу.
б) Мне кажется, что разум и чувства в человеке противоречат друг другу.
12. а) Главное в жизни найти хорошее место работы с высоким заработком.
б) В жизни очень важно найти профессию по душе.
13. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
б) Для меня не слишком важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
14. а) В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность
б) Руководству нет дела до обучения, важна только производительность
15. а) Мне кажется, я вполне могу доверять своим собственным оценкам людей и ситуации.
б) Мне кажется, я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам людей и ситуации.
16. а) Работа хороший способ реализовать себя в жизни.
б) Работа очень важна для человека как источник средств для существования
17. а) Я могу быть плохим и хорошим одновременно.
б) Я всегда могу сказать хорошо или плохо я поступаю.
18. а) Обычно я принимаю близко к сердцу то, что обо мне будут думать другие.
б) Меня не очень волнует, что обо мне будут думать другие.
19. а) Задавая вопросы, раздражаешь коллег и выглядишь глупо.
б) Задавая вопросы, можно эффективно обучаться.
20. а) Работа прежде всего должна хорошо оплачиваться
б) Самое важное в работе приносит она удовлетворение или нет.
Обработка: подсчитывается количество баллов по шкалам в соответствии с ключом, максимальный балл по каждой шкале 5, соответствующие значения заносятся в итоговую таблицу.
Шкалы (параметры) | Ключ |
личностная автономия (ЛА) | 1а 5б 13б 15б 18б |
личностная вариативность (ЛВ) | 2б 6а 9а 11а 17а |
мотивационная готовность к профессиональному обучению (МГ) | 3а 7а 10б 14а 19б |
терминальное отношение к труду (ТО) | 4б 8а 12б 16а 20б |
инструментальное отношение к труду (ИО) | 4а 8б 12а 16б 20а |
Приложение 2
Диагностика «Осведомленность о рынке труда»
Задание 1
Цель: выяснить осведомленность о рынке труда
Инструкция: «Как Вы думаете, по каким профессиям легче всего устроиться на работу, какие профессии, в настоящий момент, являются самыми престижными? А какие наиболее высокооплачиваемым? Какие профессии наиболее востребованы в Вашем городе (районе)? Впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы».
Профессии | ||
наиболее престижные | наиболее высокооплачиваемые | наиболее востребованные |
Задание 2
Инструкция: На против каждой из предложенных характеристик человека выберите и обведите букву, соответствующую Вашему мнению о значимости данной характеристики при устройстве на работу:
А – не имеет значения;
Б – зависит от мнения работодателя
В – зависит от характеристик профессии
Г – всегда имеет значение
1.возраст | А Б В Г | 10. ум, способности | А Б В Г |
2.пол | А Б В Г | 11. надежность | А Б В Г |
3.образование | А Б В Г | 12. исполнительность | А Б В Г |
4.квалификация | А Б В Г | 13. выносливость | А Б В Г |
5.юридический статус (мигрант, иностранец, из детей-сирот и т.п.) | А Б В Г | 14. уровень конфликтности | А Б В Г |
6.наличие жилья | А Б В Г | 15. дисциплинированность | А Б В Г |
7.состояние здоровья | А Б В Г | 16. организаторские способности | А Б В Г |
8.вредные привычки | А Б В Г | 17. ответственность | А Б В Г |
способность к обучению | А Б В Г | заинтересованность в работе | А Б В Г |
Обработка: в задании № 1 подсчитывается общее количество приведенных профессий, их соответствие реалиям рынка труда конкретного города (района), а также способность учитывать предлагаемые параметры. Бывает, что воспитанники во всех трех столбцах пишут одни и те же профессии, но как показывает анализ рынка труда, часто востребованные профессии не являются престижными, и наоборот.
В задании № 2 подсчитывается общее количество правильных ответов по ключу, в котором даны ответы в большей мере совпадающие с данными социологических исследований рынка труда
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
1 | Г | 4 | Г | 7 | Г | 10 | Г | 13 | В | 16 | Г |
2 | Б | 5 | Б | 8 | Б | 11 | Г | 14 | Г | 17 | Г |
3 | Б | 6 | Б | 9 | Г | 12 | Г | 15 | Г | 18 | Г |
В итоговую таблицу заносится общий показатель осведомленности о рынке труда: количество правильно указанных профессий в задании № 2 суммируется с количеством правильных ответов (по ключу) в задании № 3
Приложение 3
Методика «Профессиональная готовность»
Методика «Профессиональная готовность» рассчитана на подростков и молодёжь в возрасте 14-20 лет. Она определяет уровень готовности совершить адекватный профессиональный выбор. В данной методике профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям:
- Автономность
- Информированность
- Принятие решений
- Планирование
- Эмоциональное отношение
Форма проведения: индивидуальная и групповая. Испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях их представлений о мире профессий. Если они согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланк листа ответов ставят знак «+», если не согласны – знак «-». Ответить необходимо на все вопросы. Искренность ответов даёт возможность более чётко определить те проблемы, которые следует решить для более удачного профессионального самоопределения подростка.
Опросник
- Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
- Я не принимаю серьёзных решений мгновенно.
- Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьёзным образом оцениваю свои способности.
- Я знаю, в каких условиях я буду работать.
- Я анализирую своё прошлое.
- Я тяжело переношу неудачи в жизни.
- Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
- Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
- Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
- Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
- Все мои действия подчинены определённым целям.
- У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
- По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
- Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
- У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
- Я ничего не делаю без причины.
- Меня вполне устраивает моя пассивность.
- Я задумываюсь о том, что меня ждёт в будущем.
- Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
- Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
- Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
- Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
- Я не задумываюсь о своём будущем.
- Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
- Я знаю самого себя.
- Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
- Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбирать.
- Мне не нравится быть самостоятельным.
- Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
- Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
- Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
- Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
- Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
- Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
- Мне трудно узнать о перспективах, которые даёт та или иная профессия.
- Я считаю, что интуиция основана на знании.
- Чтение справочников о профессиях ничего мне не даёт.
- У меня нет устойчивых взглядов на моё профессиональное будущее.
- В моей жизни мало успехов.
- Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
- Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
- Я признаю только обдуманный риск.
- Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.
- Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.
- Я с детства привык доводить начатое до конца.
- Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
- Я зная, что мне интересно.
- Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
- Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
- Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.
- Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
- Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
- Я мало задумываюсь о своей жизни.
- Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
- В оценке профессий эмоции для меня играют большую роль.
- Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
- У меня нет определённых требований к будущему.
- При принятии решений я полагаюсь на интуицию.
- Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
- Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
- Я – соломинка, влекомая течением жизни.
- Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учёбы), у меня портится настроение.
- При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
- Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
- Если что-то помешает мне получит выбранную профессию, я легко поменяю её на другую.
- Я никогда не задумываюсь, по каким законам устроен мир профессий.
- Я считаю, что люди, которые много достигли в жизни, знали, почему они поступали так, а не иначе.
- Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
- Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
- Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
- Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
- Я знаю, что для меня в жизни важно.
- Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
- Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперёд.
- Я знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
- Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.
- Мне не нравится, когда много думают о будущем.
- В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.
- Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.
- Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
- Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
- Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперёд.
- Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
- Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
- Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
- Мне всё равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
- В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
- Всё, что со мной происходит, - дело случая.
- Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
- В важных решениях я не иду на компромиссы.
- Я не доверяю рекламе профессий.
- Я не понимаю причин многих моих поступков.
- Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
- Я не понимаю самого себя.
- Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
- Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
- Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
- Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей
- Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ
Автономность (А)
№ | 8 | 14 | 19 | 24 | 30 | 34 | 45 | 50 | 53 | 57 |
Знак | + | + | - | - | - | - | + | + | - | - |
№ | 61 | 65 | 71 | 75 | 78 | 83 | 86 | 92 | 94 | 96 |
Знак | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Информированность (И)
№ | 1 | 4 | 7 | 13 | 21 | 27 | 35 | 37 | 40 |
Знак | + | + | + | - | + | + | - | - | + |
№ | 48 | 66 | 68 | 73 | 76 | 80 | 84 | 91 | |
Знак | + | - | + | - | - | - | - | - |
Принятие решений (Р)
№ | 2 | 3 | 11 | 16 | 20 | 25 | 31 | 36 | 42 | 47 |
Знак | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
№ | 51 | 56 | 58 | 63 | 67 | 72 | 79 | 87 | 90 | 93 |
Знак | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + |
Планирование (П)
№ | 5 | 9 | 12 | 15 | 18 | 23 | 29 | 38 | 44 | 52 |
Знак | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
№ | 60 | 64 | 70 | 74 | 82 | 85 | 88 | 97 | 98 | 99 |
Знак | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + |
Эмоциональное отношение (Э)
№ | 6 | 10 | 17 | 22 | 26 | 28 | 32 | 33 | 39 | 41 | 43 |
Знак | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
№ | 46 | 49 | 54 | 55 | 59 | 62 | 69 | 77 | 81 | 89 | 95 |
Знак | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Автономность
Термин «автономность», или «автономия», не является собственно психологическим, а относится к философским понятиям. Под автономией понимается «способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства».
Любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т. д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне. Какими же основными характеристиками обладает «автономный» человек?
1. Вычленение себя из мира окружающих людей. Умение отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, какому типу личности хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.
2. Стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Уверенность в том, что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия.
3. Накопление опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т. д. С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.
4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.
5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьеровом решении.
6. Уровень реализма в принятии карьеровых решений (в том числе собственная оценка уровня реализма). Компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек. Осознание необходимости таких компромиссов.
Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:
• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);
• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на само детерминацию;
• он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.
Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы.
Приложение 4
Диагностика самооценки готовности к выполнению трудовых действий
Цель: самооценка готовности к выполнению трудовых действий
Инструкция: Перед вами список трудовых действий, оцените, насколько Вы могли бы выполнить каждое из этих действий уже сейчас, для этого напротив каждого действия проставьте баллы от 1 до 5: поставьте 1, если Вы совсем не могли бы выполнить данное действие, 5 – если считаете, что умеете это делать достаточно хорошо. 2, 3, 4 используйте для оценки разной степени готовности».
1. следить за показаниями приборов, за информацией на экране, дисплее 2. работать с текстами, много читать, изучать что-либо 3. выполнять расчеты (на ЭВМ, калькуляторе, уме) 4. много чертить, рисовать. 5. вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре 6. много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми 7. быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам 8. соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения) 9. управлять техникой, машинами, агрегатами 10. обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений 11. часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду) 12. много запоминать по ходу работы 13. часто разъезжать (командировки, экспедиции) 14. быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание 15. проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз 16. быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному) 17. выполнять «грязную» работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом.) 18. переносить однообразную, монотонную работу 19. переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость.) 20. переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры) 21. уметь организовывать, руководить 22. владеть иностранным языком 23. уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций 24. не обманывать других и самого себя (говорят это не каждому дано) 25. уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо) 26. часто работать по вечерам без выходных 27. уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно) 28. уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок) 29. уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать на хлеб насущный) 30. постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме 31. свято верить во что-то (в великую идею, Бога, в обожаемого человека, в начальника …) 32. постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное 33. создавать красоту, уметь ценить прекрасное 34. быть проворным, уметь работать быстро |
Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее привлекательными для себя, укажите их номера _____________________.
Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера __________________.
Какая это профессия ______________________
Обработка: подсчитываются значения по трем показателям:
Самооценка трудовой готовности по наиболее привлекательным действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на первый вопрос;
самооценка трудовой готовности по профессионально необходимым действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на второй вопрос;
средний балл по действиям, чьи номера не указаны в ответах на вопросы.
Также оценивается согласованность профессионального выбора – отношение количества совпавших номеров действий в ответах на вопросы к общему количеству указанных номеров. Чем выше показатель, тем более согласованным является выбор. Например, всего было указано 15 номеров, из них совпали 6, степень согласованности, в данном случае равна 0,4. Адекватность выбора оценивается следующим образом – если самооценка действий, профессионально необходимых выше, чем самооценка по оставшимся действиям, дополнительно присваивается 1 балл.
В итоговую таблицу заносится показатель самооценки действий, наиболее важных для будущей профессии, с которым суммируется показатель согласованности и балл за адекватность, если он был добавлен
Приложение 5
Анкета «Самоанализ возможного будущего»
Цель: сформированность представлений о будущей трудовой деятельности
Вариант 1.
Представьте себе, что Вы приобрели выбранную профессию (укажите ее ____________________) и устроились на работу по специальности. Как Вы думаете с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа.
1. с большой физической нагрузкой
2. с большой нервной нагрузкой
3. с недостатком профессиональных знаний
4. с недостатком практического опыта
5. с необходимостью работать в нерабочее время
6. с плохими отношениями в коллективе
7. с усталостью, вызываемой другими заботами
8. с необходимостью принимать самостоятельные решения
9. с трудностями в управлении людьми
10. с плохими отношениями с руководством
Подумайте о том, что, прежде всего в данном случае побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1. я люблю свою профессию
2. мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым
3. я не представляю свою жизнь без работы
4. благодаря работе я не чувствую себя одиноким
5. работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем
6. благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям
7. мне нравится руководить людьми
8. мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое.
9. мне нравится, что мою работу уважают мои знакомые, друзья.
10. если я не буду работать, я могу опуститься на «дно»
Подумайте о том, что, прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1.отношения в коллективе |
2.отношения с руководством |
3.творческий характер работы |
4.возможность продвижения по службе |
5. условия труда |
6.организация труда |
7.заработная плата |
8.отношение к моей работе друзей и знакомых |
9.ощущение полезности и нужности моего труда |
Вариант 2.
Теперь представьте себе, что Вам не удалось устроиться на работу по специальности, и Вы нашли какую–то другую работу. Укажите, вероятней всего, что это будет за работа ___________________. Как Вы думаете, в данном случае, с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа.
1.с большой физической нагрузкой
2.с большой нервной нагрузкой
3. с недостатком профессиональных знаний
4. с недостатком практического опыта
5. с необходимостью работать в нерабочее время
6. с плохими отношениями в коллективе
7. с усталостью, вызываемой другими заботами
8. с необходимостью принимать самостоятельные решения
9. с трудностями в управлении людьми
10. с плохими отношениями с руководством
Подумайте о том, что теперь, прежде всего, побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1.я люблю свою профессию
2.мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым
3.я не представляю свою жизнь без работы
4.благодаря работе я не чувствую себя одиноким
5.работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем
6.благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям
7.мне нравится руководить людьми.
8.мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое.
9.мне нравится, что мою работу уважают мои знакомые, друзья.
10.если я не буду работать, я могу опуститься на «дно»
Подумайте о том, что, прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1.отношения в коллективе |
2.отношения с руководством |
3.творческий характер работы |
4.возможность продвижения по службе |
5.условия труда |
6.организация труда |
7.заработная плата |
8.отношение к моей работе друзей и знакомых |
9.ощущение полезности и нужности моего труда |
Обработка: сравниваются ответы по двум вариантам между собой, для этого заполняется следующая таблица:
Таблица
| Количество не совпавших выборов (Р) | Количество совпавших выборов (С) | Показатель альтернативности (Р-С) |
Варианты 1 и 2 | |||
выбор трудностей |
|
|
|
выбор мотивов |
|
|
|
оценка работы |
|
|
|
представления о жизни |
|
|
|
среднее |
|
|
|
В итоговую таблицу заносится средний показатель альтернативности по всей таблице. На основе содержательного анализа представлений о будущем делаются дополнительные выводы о сформированности жизненных целей, которые используются при написании заключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
Факторы препятствующие успешной социализации воспитанников детского дома...
Рабочая программа по внеклассной работе "Здоровый образ жизни"
Авторская разработка программы для 1 класса по формированию здорового образа жизни....
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» 1 класс
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа "Адаптация дошкольников к условиям школьной жизни"
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «В путь по безопасной дороге»
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать...