Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса
рабочая программа по зож (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни . В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная М.А.Павловой
Учебно - методический комплект допущен Министерством образования.
На изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ozozh.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни . В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная М.А.Павловой
Учебно - методический комплект допущен Министерством образования.
На изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели)
Цели регионального курса «формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Этический блок | 5 ч |
2 | Психологический блок | 6 ч |
3 | Правовой блок | 6 ч |
4 | Семьеведческий блок | 4 ч |
5 | Медико-гигиенический блок | 13 ч |
Итого | 33 часа |
4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)
п/п | Тема урока | Дата по плану | Фактическое проведение | Основные понятия темы | Самостоятельная деятельность обучающихся | ||
1 | Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни? | 6.09 | «здоровый образ жизни», «здоровье», «признаки здоровья» | устное сочинение на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье»,конкурс рисунков на тему «Я здоров» | |||
2 | Зачем я на этой земле. | 13.09 | «жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение» | устное сочинение "Кто хозяин на планете?",выставка детских рисунков «Мое будущее» | |||
3 | Я часть природы. | 20.09 | «осознание своего «я», «природа», «планета», «ответственность» сюжетно-ролевая игра "Планета заболела", | рисование плаката «Наша планета» | |||
4 | Красота окружающего мира. | 27.09 | «красота чистого неба», «красота осеннего леса», «птичье щебетание», «красота поступков» организация экскурсии в природу | ,мини-сочинение «Мы в ответе за все на планете»
| |||
5 | Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту | 4.10 | |||||
6 | Развитие познавательной сферы | 11.10 | "развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума" | Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувствРазвитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек | |||
7 | Развитие эмоциональной сферы | 18.10 | "характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"
|
| |||
8 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. | 25.10 | |||||
9 | Развитие навыков общения | 1.11 | "общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима", "образное выражение мыслей"
|
| |||
10 | знакомство с письменным общением. | 15.11 | |||||
11 | . Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | 22.11 | |||||
12 | Культура поведения. Этика. Этикет. | 29.11 | виды и роль правил в жизни человека", "правила поведения в критических для человека ситуациях", «способы применения правил»
|
| |||
13 | Уважение к старшим. Забота о младших. | 6.12 | «виды и роль правил в жизни человека», «правила поведения в школе", «правила поведения на улице»,«красота - внешняя и внутренняя», «вандализм», «созидание и разрушение» | ||||
14 | Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. | 13.12 | "правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"
|
| |||
15 | Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. | 20.12 | |||||
16 | Аккуратность и опрятность. | 27.12 | Понятия «аккуратность», «опрятность» | ||||
17 | Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте). | 10.01 | |||||
18 | Чистота в доме и в школе | 17.01 | «чистота в доме и в своей комнате» «чистота и порядок», «чистота в школе», «чистота и порядок на рабочем месте» | устный рассказ на тему «Как я представляю идеальный порядок» | |||
19 20 | Как делают уборку дома и в школе. Как я делаю уборку дома и в школе | 24.01 3101 | «труд, как, полезная деятельность», «тру-долюбие», «труд в семье», «любимые и нелюбимые дела» | написание мини-сочинения "В чем я мастер?", "Самое любимое дело" (в моей семье, в моем классе);
| |||
21 | «Мужские» и «женские» обязанности | 7.02 | ", "труд в семье", "любимые и нелюбимые дела , «труд во благо людей», «что делает мужчина», «что делает женщина» | мини-сочинение на тему « Папа, мама, я - дружная семья» | |||
22 | Мой организм - целая планета.Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | 14.02 | «организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д. | устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?» | |||
«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д. | |||||||
23 | Я хозяин своего здоровья | 21.02 | «здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики "причины и последствия вредных привычек", "выбор", "ответственность за будущее". | ||||
24 | Дыхание, осанка и движение - суть жизни | 28.02 | «дыхание», «носовое дыхание», «зависимость здоровья и настрое ния от осанки», «движение» | ||||
25 | Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» | 7.03 | «почему опасно дышать через рот», «какие вещества опасны для здоровья», «ротозеи», «внимательные люди» | устное сочинение «Моя любимая игра» | |||
26 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать?» | 14.03 | «болезнь», «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни» | ||||
27 | Профилактика детского травматизма. | 21.03 | «травма», «ушиб», «рана», «перелом» «какие игры опасны для здоровья» | ||||
28 29 | Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения. | 4.04 | «творчество», «воображение», «творчество», «воображение и здоровье», «здоровый человек - это тот, кто управляет своим воображением», «развитие способности к управляемому воображению». «образ-картинка» |
| |||
18.04 | |||||||
30 31 | Нехотяй (не хочу, не могу, не буду) Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). | 25.04 2.05 | «сообразительность и находчивость», «интерес», «нежелание», «преодоление нежелания», «всезнайки» | мини-сочинение «Мое любимое дело» | |||
32 33 | Питание и здоровье. Как усваивается пища. Правильное питание. | 1605 23.05 | "пища", "здоровая пища", "для чего нужна пища", "твердая и жидкая пища", "функции зубов и языка", "опасная и полезная вода", "как правильно жевать пищу", "роль слюны", "витамины", "значение витаминов". |
| |||
Подведем итоги. |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения предмета «Основы здорового образа жизни» учащиеся
должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.
должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1 Рабочая тетрадь для 2 класса :«Красота спасет мир», авторы – М.А.Павлова,А.В.Серякина ,Саратов «Добродея» ,2011.
7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995
2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994
3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий кружка "Основы здорового образа жизни"
Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. С учетом теорет...
Рабочая программа по внеклассной работе "Здоровый образ жизни"
Авторская разработка программы для 1 класса по формированию здорового образа жизни....
рабочая программа по основам здорового образа жизни 3 класс
1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.4.Приложения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Основы безопасности ж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Основы здорового образа жизни» на 2019-2020 учебный год 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Основы здорового образа жизни» на 2019-2020 учебный год 1-4 классы ...