РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Умелые руки»
рабочая программа
Мир, в котором сегодня живет человек, требует от личности развития таких качеств, как рациональное мышление, умение концентрироваться, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, становятся менее отзывчивыми, меньше общаются с природой, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным. С этой целью и был создан кружок «Умелые руки», в котором дети знакомятся с лучшими традициями народного творчества.
Рабочая программа кружка «Умелые руки» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruki.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области
«Рассмотрена» на заседании методического совета Протокол №1 от 29.08.2019 Руководитель ШМО _________________/Коняева И.Ю. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 10-02.07 от «30» августа 2019 года | «Утверждена» приказом от 30.08.2019 № 145-01.08 Директор _______________/Никитин В.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умелые руки»
Составитель:
- Фомина Наталья Валерьевна
«Согласована»
Заместитель директора по ВР
_________________/Федорова Е.В.
«30» августа 2019 год
Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, требует от личности развития таких качеств, как рациональное мышление, умение концентрироваться, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, становятся менее отзывчивыми, меньше общаются с природой, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным. С этой целью и был создан кружок «Умелые руки», в котором дети знакомятся с лучшими традициями народного творчества.
Рабочая программа кружка «Умелые руки» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается прекрасный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать людям добро. Данная программа вводит детей в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Талант каждого ребенка полнее всего проявляется и развивается в творческой деятельности, и для родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.
Главная задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности. Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных ценностей, научить ощущать мир своими руками.
В основу данной программы заложено духовно – нравственное и художественно – эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому – семье.
У детей подросткового возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа кружка «Умелые руки», носит практико - ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком, спицами, вышивания, бисероплетенияи и т.д. Программа предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно – эстетический вкус.
Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данным видам творчества, развивается способность к труду, творческой деятельности, умение изготовить оригинальную вещь своими руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления. Необычность орнаментального изделия пробуждает у обучающихся интерес к рукоделию, в процессе работы приобретаются навыки вязания, вышивания и бисероплетения, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с тканью, бисером, бумагой, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка организовываю с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребенка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Занятия провожу в классной комнате. Комната имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. За каждым обучающимся закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объем материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы для работы.
Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание обучающихся не на изготовлении конкретной поделки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков технологии.
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности. Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом – более сложные (но обязательно доступные для выполнения). Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.
Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
С учетом разной подготовки и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.
Совсем недавно, увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Предлагаемая программа разработана на один год, предназначена для обучающихся от 10 до 14 лет и построена с учётом их интересов, потребностей, познавательных и физических возможностей. Рекомендуемое количество детей в группе 15 человек. Занятия проходят в группе. Количество учебных часов – 34 за год (1 час в неделю). Работа в кружке предполагает различные формы занятий – индивидуальные, групповые.
Программа позволяет учесть особенности каждого ребёнка. Приоритетным направлением программы является художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие детей. Генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и хорошем объяснении усваивают многое. К счастью у детей такое желание имеется. Другая проблема – развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «...способности детей находятся на кончиках их пальцев».
/В. Сухомлинский/
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано или сплетено, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: “Для чего это нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность рукоделия в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни.
Педагогическая целесообразность: работа по программе способствует развитию личностных качеств обучающихся. Таких как целеустремленность, терпение, аккуратность. Способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют обучающегося думать.
Ученые установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.
Использование в обучении проектной технологии позволяет ребятам научиться планировать свою работу, видеть конечный результат, уметь рассчитывать свои силы и способности. Использование в работе ИКТ делает процесс обучения такому древнему виду рукоделия более современным.
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности:
Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом – более сложные (но обязательно доступные для выполнения).
Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.
Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
С учетом разной подготовки и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Цель программы:
∙ всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
∙ создание условий для самореализации обучающихся в творчестве;
∙ формирование практических трудовых навыков;
∙ развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи
Образовательные
Знакомить детей с различными видами народного творчества, историей их возникновения.
Обучить технологическим приемам выполнения поделок различной степени сложности.
∙ Прививать обучающим трудовые навыки в работе с разными материалами и инструментами.
∙ Применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.
∙ Учить детей пользоваться литературными источниками, работать по схемам и описаниям.
Развивающие:
∙ Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
∙ Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
∙ Развивать положительные эмоции и волевые качества.
∙ Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные.
∙ Воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремленность и аккуратность при выполнении работы.
∙ Воспитывать чувство гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение и развитие национальных традиций.
Мотивационные:
∙ Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
∙ Формирование общественной активности.
∙ Реализация в социуме.
Основные общепедагогические принципы.
1. Принцип природосообразности и целостности (систематичность и цикличность работы со всеми детьми, одновременный учет возрастных особенностей).
2. Принцип ценностно-смыслового равенства (взаимосвязь обучения и творчества, общая цель и интересная совместная деятельность).
3. Непрерывность, принцип преемственности и последовательности (педагог не должен допускать бессистемности, прерывания педагогического процесса).
4. Принцип действенности (не останавливаться на достигнутом).
Основные принципы обучения.
1. Доступности материала, экспонатов, предлагаемой деятельности.
2. Многообразие, использование разнообразных видов деятельности – панно, картины, объемные работы.
3. Коллективности (введение элементов коллективной деятельности).
Методы обучения.
1. Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядные (демонстрация образцов, элементов, работа с картотекой).
3. Практические (выполнение работ, использование медио-ресурсов на занятии).
4. Метод параллельного действия (показ приема педагогом и одновременное выполнение участниками программы)
Вышеперечисленные формы и методы в процессе взаимоотношений педагога и подростков выступают как виды взаимообогащения, со-действия, со-творчества, способствующие качественной реализации программы.
Предполагаемый результат
В результате реализации программы участники получат знания, умения и навыки в разных техниках, научатся читать работу по схемам, познакомятся с историей возникновения рукоделия, композиционным построениям работы. Знания, которые приобретают подростки на занятиях, способствуют эстетическому и художественному развитию (чувство цвета, умение подобрать по фактуре материалы, в соответствии с видом деятельности и технологии). Реализация программы считается успешной при условии, если в конечном результате происходит формирование творческой личности подростка, умеющем проецировать полученные в ходе освоения программы знания и умения на деятельность. У ребенка формируются личностные качества: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение добиваться цели, ответственность, креативность. Участники программы имеют большую возможность участвовать в районных и областных конкурсах.
Использование методов ИКТ.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При знакомстве с новым материалом применяю ИКТ-презентации.
Требования к знаниям и умениям
Критерии их оценки.
Кружковцы должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- исторические сведения о рукоделии;
- приёмы работы с бисером, спицами, крючком, иголками и ножницами;
- разновидности пряжи, бисера, спиц, крючков, иголок, ткани.
Кружковцы должны уметь:
- работать с леской, проволокой, ножницами, иголками, спицами, крючками;
- распознавать виды пряжи, ниток, ткани, бисера;
- эстетично оформлять работу;
- работать индивидуально с методическими картами.
Результатом обучения детей является определённый объём знаний и умений вязания крючком, спицами, вышивания и бисероплетения. Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящими формами оценки являются: выставки, устный опрос, совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такие формы контроля позволяют детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Основные формы проведения занятий:
∙ по внешним признакам деятельности преподавателя и
обучающихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
работа с книгой;
∙ по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные;
демонстрация плакатов, схем, таблиц;
использование технических средств;
∙ практические:
практические задания;
∙ по степени активности познавательной деятельности детей:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
Условия реализации программы
Для достижения наилучшего результата в усвоении программы, необходимо:
- дидактический материал и наглядные пособия (рисунки, книги, иллюстрации, образцы работ, плакаты, схемы, таблицы);
- ноутбук, мультимедийный проектор, DVD – диски.
- материалы и инструменты: спицы, крючки, швейные иглы и иглы для бисероплетения, ножницы, пяльцы, леска, проволока, пряжа, канва, ткань, нитки мулине, напёрстки, бисер.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов |
| 1. Вводное занятие. |
| 1 |
1 | Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: «Изготовление цветика – семицветика» |
| 1 |
| 2. Бисероплетение. |
| 5 |
2 | Тема. Знакомство с историей и разновидностями бисера. |
| 1 |
3 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление декоративного изделия из бисера». |
| 1 |
4 | Тема. Художественные приёмы в вышивке бисером. Т.Б. Практическая работа: «Изготовление ромашки». |
| 1 |
5 | Тема. Техника плетения бисером. Т.Б. Практическая работа: «Изготовление колокольчика». |
| 1 |
6 | Тема. Вышивка бисером, ткачество. Т.Б. Практическая работа: «Изготовление фенечек». |
| 1 |
| 3. Вязание на спицах. |
| 8 |
7 | Тема. Материалы и инструменты для вязания спицами. Набор петель. Основные петли. Кромочные петли. |
| 1 |
8 | Т.Б. Практическая работа: «Выполнение упражнений по набору петель, выполнения лицевых и изнаночных петель». |
| 1 |
9 | Тема. Закрепление петель. Узоры из лицевых и изнаночных петель |
| 1 |
10 | Тема. Узоры вязки с накидом. Прибавки. Жгуты. |
| 1 |
11 | Тема. Ажурная вязка. |
| 1 |
12 | Т.Б. Практическая работа: «Выполнение образцов узоров». |
| 1 |
13 | Тема. Вязание шарфа, носков, варежек, перчаток. |
| 1 |
14 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление вязаного изделия». |
| 1 |
| 4.Вышивка. |
| 8 |
15 | Тема. История вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Т.Б. Практическая работа: «Технология выполнения простейших ручных швов». |
| 1 |
16 | Тема. Народная вышивка. Схемы для вышивки. Т.Б. Практическая работа: «Приемы выполнения швов: вперед иголку и за иголку». |
| 1 |
17 | Тема. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения стебельчатого шва». |
| 1 |
18 | Тема. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения атласной и штриховой глади». |
| 1 |
19 | Тема. Двусторонняя гладь. Художественная гладь. Т.Б. Практическая работа: «Техника выполнения двусторонней глади, художественной глади». |
| 1 |
20 | Тема. Вышивание натюрморта. Т.Б. Практическая работа: «Выполнение творческой работы». |
| 1 |
21 | Тема. Вышивание пейзажа. |
| 1 |
22 | Т.Б. Практическая работа: «Выполнение творческой работы». |
| 1 |
| 5.Вязание крючком. |
| 6 |
23 | Тема. Организация рабочего места, Основные приемы вязания крючком. Т.Б. Практическая работа: «Выполнение упражнений в вязании столбиков и воздушных петель». |
| 1 |
24 | Тема. Вязание узорного полотна. Т.Б. Практическая работа: «Выполнение образцов узоров». |
| 1 |
25 | Тема. Вязание круга, квадрата, пятиугольника. Т.Б Практическая работа: «Выполнение образцов узоров». |
| 1 |
26 | Т.Б Практическая работа: «Изготовление вязаного изделия». |
| 1 |
27 | Тема. Орнамент в вязаных изделиях. Т.Б. Практическая работа: «Изготовление вязаного изделия». |
| 1 |
28 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление вязаного изделия - коврика». |
| 1 |
| 6. Работа с соленым тестом. |
| 5 |
29 | Тема. Чудеса соленого теста. |
| 1 |
30 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление эскиза рисунка». |
| 1 |
31 | Тема. Ознакомление обучающихся со способами изготовления теста. |
| 1 |
32 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление работ по выбору (лепка животных, сувениров)». |
| 1 |
33 | Т.Б. Практическая работа: «Изготовление рождественских сувениров». |
| 1 |
| 7. Выставка работ обучающихся. |
| 1 |
34 | Оформление выполненных работ. Подведение итогов. Т.Б. Практическая работа: «Выбор лучших работ для предоставления их на выставку-конкурс». |
| 1 |
| Итого: |
| 34 |
Содержание программы:
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
В содержание обучения входит ознакомление обучающихся с историей возникновения видов творчества, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.
Программа рассчитана на 1 год.
Тема 1: «Вводное занятие» (1час).
теория: знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год, знакомство с материалами и инструментами, которые будут использоваться в течение года, проведение инструктажа по ТБ.
практика: изготовление цветика-семицветика в технике бисероплетения.
Тема 2: «Бисероплетение» (5часов).
теория: знакомство с историей и разновидностями бисера, материалами и инструментами; приёмами работы по бисероплетению: плетение в одну и две нити; знакомство со схемами, видами застёжек и способами закрепления концов изделия.
практика: изготовление простейших схем и работа по ним, изготовление изделий из бисера: ромашка, колокольчик, плетение цепочек, фенечек. Составление цветочных композиций, оформление выставки работ.
Тема 3: «Вязание на спицах» (8часов).
теория: знакомство детей с историей вязания, разновидностями пряжи, спиц и приёмами работы: набор петель, лицевые, изнаночные петли. Платочная и чулочная вязка, виды резинок: 1*1, английская; накиды, убавление, прибавление и закрывание петель, скрещенные петли, ажурное вязание; узоры: путанка, жгут, ёлочка.
практика: изготовление образцов и вязаных изделий: шарф.
Тема 4: «Вышивка» (8часов).
теория: знакомство с историей вышивания, материалами и инструментами, видами и приёмами работы: перевод рисунка на ткань, закрепление нити на ткани; швы: вперёд иголку, за иголку. Стебельчатый, цепочка, петля, бархатный, рококо, узелок.
практика: изготовление образцов, декоративное оформление изделий, оформление выставки работ.
Тема 5: «Вязание крючком» (6часов).
теория: знакомство с особенностями вязания крючком, его особенностями, приёмами работы: воздушные петли, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, рачий шаг, прибавление и убавление столбиков, вязание полотна в форме круга.
практика: изготовление образцов, изготовление изделий, связанных крючком. Вязание коврика.
Тема 6: «Работа с соленым тестом» (5часов).
теория: знакомство с историей поделок из соленого теста, различными способами приготовления теста, сушкой и окраской.
практика: изготовление поделок по выбору (лепка животных, сувениров).
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел, тема | Форма занятия | Приёмы и методы организации учебно – воспитатель-ного процесса | Методичес-кий и дидакти- ческий материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведе-ния итогов |
1 | Вводное занятие, техника безопас-ности при работе с инстру-ментами | Беседа, Рассказ, инструктаж, демонстра-ция, упражнения | Словесный рассказ, наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, иголки, леска, проволока, ножницы, бисер, спицы, пряжа, нитки «мулине», пяльца, канва, напёрсток, крючок | Совмест-ный просмотр выпол-ненных работ |
2 | Бисеро-плетение | Беседа, Рассказ, инструктаж, демонстра-ция, упражнения | Словесный рассказ; наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, иголки, леска, проволока, ножницы, бисер | Выставка работ ко дню матери , устный опрос, участие в конкурсах |
3 | Вязание на спицах | Беседа, Рассказ, инструктаж, демонстра-ция, упражнения | Словесный рассказ; наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги, газеты | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, DVD диск «Вязание на спицах», спицы, пряжа, ножницы | Выставка работ к родитель-скому собранию, устный опрос, участие в конкурсах |
4 | Вышивка | Беседа, рассказ, инструктаж, демонстра-ция, упражнения | Словесный рассказ; наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, иглы, ножницы, нитки «мулине», канва, ткань, пяльца, напёрсток | Выставка работ. Тестиро-вание, устный опрос, участие в конкурсах |
5 | Вязание крючком | Беседа, Рассказ, инструктаж, демонстра-ция, упражнения | Словесный рассказ; наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, пряжа, крючки, ножницы | Выставка работ. Устный опрос, участие в конкурсах. |
6 | Робота с соленым тестом | Беседа, Рассказ, инструктаж, демонстра-ция упражнения | Словесный рассказ; наглядная демонстрация образцов, дидактическо-го материала; выставки готовых изделий. | Образцы работ, журналы, книги | Мультимедий-ный проектор, экран, ноутбук, миска, мука, вода, соль, обойный клей, акриловые краски, лак. | Выставка работ. Устный опрос, участие в конкурсах |
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса.
Должны знать:
∙ Историю рукоделий и ремесел, виды рукоделия.
∙ Народные художественные промыслы России и родного края.
∙ Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
∙ Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
∙ Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
∙ Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
∙ Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
∙ Инструменты и приспособления для вышивания..
∙ Способы вышивания..
∙ Технологию вязания.
∙ Приемы оформления работы в рамку.
∙ Основные приемы и элементы бисероплетения.
∙ Иметь представление о традициях разных стран.
∙ Технологию изготовления поделок из бисера.
∙ Технологию изготовлениния поделок из соленого теста.
Должны уметь:
∙ Правильно организовать свое рабочее место.
∙ Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
∙ Работать с электронагревательными приборами.
∙ Выполнять правила техники безопасности.
∙ Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из соленого теста.
∙ Подготавливать тесто к работе, окрашивать ее.
∙ Соблюдать последовательность работ при выполнении вышивки .
∙ Выполнять самостоятельно изученные изделия.
∙ Работать по шаблону.
∙ Различать и называть основные узлы и узоры (вышивка).
∙ Изготавливать разные игрушки и сувениры.
∙ Приобрести навыки работы с бисером.
∙ Владеть приемами плетения простых изделий.
∙ В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
∙ Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные на кружке.
∙ Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Список литературы
Для педагога:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. В.С Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»
4. В.А. Сластёнин «Педагогика»
5. Т.Н. Баскова «Бисер - уроки труда в начальной школе», Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
6. Н. Гусева «365 фенечек из бисера» -практическое руководство, Москва, «Айрис-Пресс», 2005 год
7. А. Григорьева «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008.
8. М.Забылин «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.: «ЭКСМО» 2003.
9. М.В. Максимова, «Энциклопедия вязания» - издание для досуга, Москва, «Легкопромбытиздат», 1993 год
10. О.Н. Маркелова «Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки», Волгоград, «Учитель», 2009 год
11. В. Мельник, С.Коваленко «Цветная и белая гладь», Москва, «Эк; 2008 год
12. Ю.Е. Моисеенко «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000.
13. М.В. Постнова «Женское рукоделие» - Санкт-Петербург: «Золотой век», 1999.
14. Т.Ф. Панфилова «Рукоделие. Поделки из ткани, ниток, тесьмы» Москва, «Школьная Пресса», 2007 год
15. К.В.Силаева.Соленое тесто. М.,2000год
16. Н. Чичикало «Фриворм. Удивительная техника вязания красив вещей», Москва, «Эксмо», 2008 год
17. Е.А. Турбина «Занятия по прикладному искусству 5-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2009 год
18. А. Брандт «Ожерелье из бусин. От классики до современности»
Москва, «Арт-родник», 2006 год
19. Е. Никифорова, Е. Салькова «Бисер для маленьких умниц, развивающих уроков», Москва, «Рипол классик», 2008 год
20. Д. Фицджеральд «Цветочные фантазии из бисера», Москва «Мой мир», 2007 год
21. И. Кассап-Селье «Объёмные фигурки из бисера», Москва, «Контент», 2009 год
22. Д. Чотти «Вышивка шёлковыми лентами», Москва, «Арт-Пресс», 2005 год
Для обучающихся.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
7. Журналы: «Сандра», «Верена», «Диана», «Сабрина», «Вышивка для души», «Бисероплетение. От азов – к мастерству»,
8. Газеты: «Веста», «Вяжем модно и просто»
Информационные ресурсы
1. http://www.biserland.ru/ - сайт "Бисероплетение
2. http://bicer.ucoz.ru/ - сайт "Бисер и рукоделие";
3. http://biser.by.ru/index.htm - сайт "Бисерная Магия";
4. http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".
5. http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»
6. http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/
7. http://www. tehnologiya. narod. ru
8. http://www. kru4ok.ru/
9. http://www.tricoter.su/
11. http://www. vishivay.ru/
Приложение:
Тест
для детей, занимающихся в кружке «Умелые руки» на определение уровня творческого потенциала.
Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
А) да;
Б) нет, он и так достаточно хорош;
В) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
А) да, в большинстве случаев;
Б) нет;
В) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.
А) да;
Б) да, при благоприятных обстоятельствах;
В) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:
А) да, наверняка;
Б) это мало вероятно;
В) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
А) да;
Б) часто думаете, что не сумеете;
В) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
А) да, неизвестное вас привлекает;
Б) неизвестное вас не интересует;
В) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
А) да;
Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
В) да, но только если вам это нравиться.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:
А) да;
Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;
В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
В) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
А) да;
Б) нет, боитесь сбиться с пути;
В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
А) да, без труда;
Б) всего вспомнить не можете;
В) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:
А) да, без затруднений;
Б) да, если это слово легко запомнить;
В) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время предпочитаете:
А) оставаться наедине, поразмыслить;
Б) находиться в компании;
В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;
Б) вы более- менее довольны;
В) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:
А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
Б) вы можете делать это только наедине;
В) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тестовому заданию.
Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:
За ответ «а» - 3 очка;
За ответ «б» - 1;
За ответ «в» -2.
Результат:
Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;
Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
В результате тестирования выявилось, что у обучающихся вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ
Рабочая программа кружка...
Рабочая программа по кружке "Умелые руки"
Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на два года....
Рабочая программа кружка "Умелые руки".
Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"
рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...
рабочая программа и тематическое планирование работы кружка "Умелые руки"
КРУЖОК "уМЕЛЫЕ РУКИ" С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОСЕЩАЮТ УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. в СВОЕЙ РАБОТЕ СТАРАЮСЬ ПЛАНИРОВАТЬ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ. РЕБЯТАМ НЕ СТАНОВИТЬСЯ СКУЧНО НА ЗАНЯТИЯХ И ОНИ С ...
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...