Психологические аспекты воспитания
статья

Антипорович Галина Олеговна

В статье изложены некоторые психологические аспекты воспитания первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Психологический аспект воспитания    учащихся                                начальных    классов.

  Когда я принимаю очередной первый класс, всегда испытываю определенную тревожность. Ведь семилетние дети зачастую уже прошли школу детского сада, имеют навыки поведения в коллективе. Но все они, конечно же, разные. Разные по стилю общения, темпераменту, здоровью. Дети из разных семей и имеют разную степень готовности к обучению в школе. Сентябрь-октябрь- это месяцы наблюдения и изучения учащихся и их семей. На помощь приходит школьный психолог. Вместе разрабатываем параметры наблюдений для выявления приспособленности ребенка к школе. Разрабатываем опросный лист для родителей в целях более полного раскрытия возможностей ребенка и создания благоприятных условий для его развития.

  Карту наблюдений различных форм поведения мы разработали на основе карты наблюдений Д.Скотта. Но с учетом возраста учащихся брали такие параметры, которые бы позволили определить степень и причины тревожности, эмоционального напряжения и устранения причин, вызывающих его.

               

              Карта наблюдений за учащимися.

1.Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2.Плачет, когда ему делают замечания.

3.Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

4.Лжет из боязни.

5.Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

6.Не подходит к учителю по собственной инициативе.

7.Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

8.Легко устраняется от активного участия в игре.

9.Мечтает и занимается чем-то другим вместо школьных занятий (живет в другом мире).

10.Не проявляет интереса к коллективным играм.

11.Очень охотно выполняет свои обязанности.

12.Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

13.Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

14.Добивается симпатии учителя. Подходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

15.Ребенок пытается «монополизировать» учителя.

16.Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

17.Ребенок полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

18.Любит быть в центре внимания.

19.Ребенок хвастает перед другими детьми.

20.Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

21.Играет игрушками, слишком детскими в его возрасте.

22.ребенок слишком инфантилен в речи.

23.слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям взрослых.

24.Ребенок слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

25.Неорганизован,разболтан, несобран.

Выводы:

1-8 –недоверие к новым людям.

9-10 –уход в себя.

11-17 –тревога по отношению ко взрослым.

18-20 –тревога по отношению к детям.

21-25 –эмоциональное напряжение.

  Очень важно, на мой взгляд, выявить психологическую атмосферу семьи.

      Опросник для родителей.

1.Вы каждый день целуете ребенка, говорите ласковые слова или      шутите с ним?

2.Вы с ребенком каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

3.Раз в неделю проводите с ним досуг( походы в кино, театр, катание на лыжах, посещение родственников и т.д.)?

4.Вы знаете его друзей ( чем они увлекаются, где живут)?

5.Вы в курсе его симпатий?

6.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?

7.Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

8.Вы первым идете на примирение, разговор?

9.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Но это достаточно проблематично. Далеко не все родители идут на контакт с учителем в таком деликатном вопросе, как эмоциональная атмосфера, отношение между членами семьи. Иногда раздражительность, жестокость или нетерпимость даже одного из родителей ведет к повышенной возбудимости, агрессивности ребенка. Либо наоборот это приводит к подавленному настроению, пониженной работоспособности.

  Только внимательно присматриваясь к ребенку, к его отношениям с одноклассниками и взрослыми, можно увидеть неблагополучие в эмоциональной атмосфере семьи, тактично, совместно с психологом дать разумные советы, направленные на коррекцию.

  Важно также знать характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей,забот,усилий)

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка,пассивность, признание полной автономности ребенка)

- сотрудничество (взаимное уважение,совместные переживания радостей,неудач и т.д.)

  Опираясь на данные, полученные в результате наблюдения за учащимися, данные, полученные из опросника для родителей и из собеседования с ними, я и строю воспитательную работу с классом и с каждым учащимся.При ежедневном взаимодействии с учениками, я пытаюсь вовремя увидеть проблему и помочь ребенку в трудной ситуации. Учащиеся младших классов, особенно первоклассники, видя внимательное отношение к себе, сопереживание, начинают доверять мне и отношения между нами становятся положительными, что, на мой взгляд, дает положительный эффект в их дальнейшем воспитании и обучении.

  Конечно, полностью исключить проблемы не всегда удается. Проблемные ситуации в развитии ребенка возникают довольно часто. Но внешние проблемы, связанные с общением, учебной деятельностью,  отношением со взрослыми стараюсь предупредить либо вовремя разрешить. Во многом мне помогает сотрудничество со школьным психологом и литература по психологии младших школьников. На мой взгляд, дети очень отзывчивы на сочувствие и сопереживание и меньше на советы и информацию. Однако, если мы хотим, чтобы наши советы и наша информация воспринималась, надо уметь не только говорить, но и слушать и слышать ребенка. Наблюдая за учениками и беседуя с ними, важно понять, что его больше всего огорчает или волнует, что вызывает чувство вины.

   Я придерживаюсь стратегии психологической поддержки систематизированной психологом С.В. Кривцовой:

-эмпатийное слушание;

-опережающая похвала;

-принятие ошибок как нормального и нужного явления;

-подчеркивание любых улучшений;

-акцентирование внимания на сильных сторонах личности;

-оказание внимания, одобрения;

-выражение теплых чувств.

  Эта стратегия во многом помогает мне избежать конфликтов и непонимания как учащихся, так и их родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты здоровья ребенка (из опыта работы с родителями)

Выступление на городском семинаре-практикуме классных руководителей раскрывает формы работы с родителями учащихся по формированию здорового образа жизни ребенка. В выступлении даны виды и формы провед...

Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе

Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....

Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя

В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников...

Применение психологических аспектов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Задачи и методы педагога по сохранению здоровья учащихся....

Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке

Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...

Психологический аспект деятельностного подхода в учении.

В статье отражено использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина при реализации деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе....

Психологические аспекты полового воспитания

Половое воспитание на разных этапах развития.Проблема организации системы полового воспитания в образовательной системе....