Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя
материал (3 класс) по теме
В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_psihologicheskie_aspekty_v_deyatelnosti_uchitelya_i_klassnogo_rukovoditelya.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1 –
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет учитель и классный руководитель информацией об особенностях младше-го школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.
Этой проблеме посвящено очень много публикаций и книг, особен-но 6летним первоклассникам. Меняется время, социальная среда, жизнен-ные приоритеты, меняются сами дети, с которыми приходится работать учителю и классному руководителю. Меняются и акценты обучения, развития и воспитания. В связи с этим меняются и особенности, которые должен учесть учитель в своей работе.
В этом учебном году я работаю в 3 классе. Поэтому я подробно остановлюсь на особенностях развития 3классников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отличают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит «скачок» в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мысли-тельных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые способности мышления становятся основанием для дальней-шего развития других познавательных процессов. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а воспри-ятие - думающим». Активно развивается и способность ребёнка произ-вольно управлять своими психологическими процессами, он учится вла-деть своим вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми, в беседе с родителями.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность явля-ются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие дети имеют луч-шие показатели развития внимания.
Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в ус-пешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания; а обучение чтению – с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания можно по-высить успеваемость по разным учебным предметам. Объём внимания очень плохо поддаётся влиянию, но даже он увеличивается в 2,1 раза за начальную школу. Распределение, переключение и устойчивость можно и нужно у ребёнка тренировать.
Для успешности в учёбе необходимо развивать память младших школьников. Наиболее распространённый приём запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако, при возрастающем объёме учебного материала, он перестаёт себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начи-нают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Со-вершенствование памяти у младших школьников связано в первую оче-редь с приобретением и усвоением таких способов запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приёмы смысло-вого запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является исполь-зование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запомина-ния. Такая память основана на понимании. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью.» (Л.Н.Тол-стой) В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть ис-пользованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Важная роль в работе с детьми принадлежит и развитию мышления. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логи-ческого мышления: выделению различных признаков предметов, срав-нению, нахождению общего и различного, классификации, умению да-вать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности ( склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучае-мость и др.) Не следует забывать и о качественном своеобразии мышле-ния в младших классах.
Несмотря на интенсивное развитие понятийного мышления боль-шинство детей до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к худо-жественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мыш-ления следует сочетать с совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
А теперь о развитии интереса к чтению.
К 3 классу у детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Одни читают охотно и много, другие читать не любят. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработан-ного навыка чтения может служить препятствием для свободного обще-ния ребёнка с книгой. Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка. Если есть проблемы с речью, нужно обратиться к логопеду.
Специалисты по проблемам детского чтения утверждают, что для улучшения навыка чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок, получающий эмоциональную поддержку взрослых, уверенный в себе, легче обучается всему, не только чтению.
Между тем, многие 3классники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, первосте-пенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей
( взрослых).
В заключении выступления, могу порекомендовать книгу Овчаро-вой« Практическая психология в начальной школе», с помощью которой можно проводить диагностику психологических процессов, проводить занятия и упражнения по развитию этих процессов, коррекции поведения.
Хорошие советы и рекомендации, а именно особенности развития и воспитания 6летних 1классников, содержатся в спецвыпусках газеты «Начальная школа» №№ 13,14 за 2007 год по программе «Начальная школа ХХΙ века»(система Виноградовой), которые будут интересны учи-телям начальных классов, работающим в1х классах и по другим програм-мам.
МБОУ гимназия №5 г.Морозовска
« ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
учителя начальных классов
КНЫШОВОЙ М. Е.
2012 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя и классного руководителя
Портфолио Калимуллиной Зульфии Минвакиловны, учителя и классного руководителя начальных классов МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ап...
В помощь молодому учителю и классному руководителю
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме духовно-нравственного воспитания. В статье даётся обоснование необходимости серьёзно заняться духовно-нравственным воспитанием, в связ...
Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
Выступление на ШМО начальных классов....
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....
В помощь молодому специалисту: психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
Молодой педагог, обретая классное руководство,часто сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с родителями. Статья поможет узнать о психологических методах эффективного взаимодействия...
Психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
В помощь молодому учителю. Секреты успешного взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся....
«Применение новых технологий воспитательного процесса в аспекте нравственного и патриотического воспитания. Классный руководитель – наставник».
laquo;Применение новых технологий воспитательного процесса в аспекте нравственного и патриотического воспитания.Классный руководитель – наставник»....