Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке
учебно-методический материал по иностранному языку на тему
Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения иностранного языка при знакомстве с песенной культурой англоязычных стран. Автор рассматривает педагога системы дополнительного образования как практического психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологические аспекты познавательной сферы развития детей | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
Государственное бюджетное образовательное учреждение № 628 «Александринская гимназия»
Методические рекомендации по теме:
Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке
Автор: педагог и концертмейстер
вокального ансамбля JOY
ГБОУ №628 «Александринская гимназия»
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Волкова Галина Ивановна
- Педагог системы дополнительного образования как практический психолог.
Развитие дополнительного образования невозможно без повышения психологической культуры педагогов и специалистов, создания условий для их профессионального роста и общей культуры.
Личностно-ориентированный подход, реализуемый в учреждениях дополнительного образования, предполагает признание приоритета развивающейся личности ребёнка и педагога.
Система учреждений дополнительного образования представляет сегодня реальную социальную силу, способную обеспечить полноценное развитие растущего человека, его творческих способностей, противостоять натиску негативно влияющих на детскую психику культур, сохранить его психическое здоровье. Важно педагогу дополнительного образования расширить свой психологический кругозор, овладеть активными формами и методами психологической практики, новыми психолого-педагогическими приёмами обучения, воспитания и развития учащихся. Овладение активными методами психологической работы с воспитанниками, с привлечением родителей, поможет в достижении успеха в профессиональной деятельности и личностном развитии.
- Программа ансамблевого пения на английском языке как эффективный познавательный процесс одновременно с эстетическим развитием детей.
Оригинальность предлагаемой методики не была самоцелью. Интриговала возможность совместить эстетическое (музыкальное) развитие учеников с обучающим эффектом в сфере английского языка. Наибольший интерес представляли методические средства, которые просты, но в то же время позволяли решать в комплексе значительное количество задач.
Разработанная автором данного реферата программа дополнительного образования « Ансамблевое пение на английском языке» включает в себя два развивающих направления: музыкальное и образовательное в сфере английского языка. Весь песенный репертуар подбирается на английском языке.
Пение на иностранном языке вносит в его изучение яркий эмоциональный элемент, способствует быстрому и лёгкому запоминанию иностранных слов и целых разговорных фраз, и поэтому существенно обогащает словарный и фразеологический запас, а также способствует закреплению и практическому использованию иностранного языка – дети ещё не могут свободно говорить на английском языке, но могут успешно петь на нём, таким образом используя на практике полученные лингвистические знания.
Очень важным фактором является то, что дети получают знания и развиваются эстетически в легкой, не давящей на детскую психику, раскрепощающей форме. В изучении иностранных языков существует довольно скучный элемент, когда приходится повторять одну и ту же фразу или слово по нескольку раз. Благодаря песенному жанру, где формообразование рождается за счёт повторов фраз, эти повторения слов и поэтических фраз становятся естественным делом. И это является очень целесообразным аспектом в использовании песен в обучении языкам. Происходит развитие процесса запоминания, заметно улучшается лингвистическая память, тренируется произношение.
Современные методические средства (прослушивание аудио- и СД- материалов, использование компьютерных образовательных программ с элементами караоке и анимации) позволяют это сделать в яркой, эмоционально притягательной форме, позволяющей увлечь ребёнка и привить любовь к изучению иностранного языка, а одновременно и к вокальному искусству. Здесь музыкальное исполнительство стимулирует мотивацию обучения иностранным языкам.
Тексты песен помогают отработать произношение, расширить лексический запас, изучить грамматические конструкции, обеспечивают развитие навыков восприятия на слух живой речи и чтения.
Немаловажным является тот факт, что английский язык очень мелодичен, и пение на нём само по себе доставляет поющему эстетическое удовольствие, что опять же положительно влияет на детскую психику, и недаром известнейшие вокальные группы избрали именно этот язык для своего исполнительства (шведская «ABBA», немецкая «Modern Talking», испанская «Baссara»).
Основой данной программы является фольклор англоязычных стран, который представлен огромным количеством песен, большинство из которых имеют прекраснейшие мелодии. Тексты многих песен по форме и содержанию является весьма дидактичными и представляют собой живой материал для изучения грамматических правил.
Несложные, мелодические песенки- прекрасные помощники для начинающих изучать иностранный язык. Они облегчают запоминание множества слов и речевых оборотов, помогают освоить грамматику английского языка. Игровой элемент многих песен позволяет превратить занятия в настоящее удовольствие для детей.
С точки зрения психологии данная программа даёт положительный эффект в том смысле, что изучение иностранного языка происходит путём погружении через ансамблевое пение - одному ребёнку подчас трудно исполнить песню, да ещё на иностранном языке, а в коллективе происходит поддержка друг друга. Подключение игровых и танцевальных моментов в исполнении песен помогает ещё большему раскрепощению участвующих в этом действе детей.
При выборе песенного материала следует учитывать возраст обучаемых детей и их интересы. Учебный песенный материал постепенно усложняется. И вот уже при работе с более старшими учениками подбираются песни, знакомящие с культурным наследием англоязычных стран, помогают понять их историю, традиции, праздники. Появление в песнях языковых особенностей, характерных для разговорной речи или только для песенного текста, имеет большое значение для развития разговорных навыков обучаемых.
Ансамблевое пение активизирует стремление обучаемых к контакту друг с другом и учителем, разрушается барьер между учеником и учителем, и здесь мы уже говорим о педагогике сотрудничества (или сотворчества).
Учебный материал должен усложняться постепенно. Педагог выступает в образовательном процессе как организатор.
И следующим этапом является обращение к репертуару современных популярных песенных образцов. Здесь «клондайк» завлекающих своей красотой ярких, запоминающихся, а подчас уже знакомых мелодий - шедевров мировой эстрадной культуры, лучшие образцы песенного творчества 60-70 годов (Beatles, ABBA и множество других), а также и самых современных песен. В выборе репертуара изучаемых песен необходим строгий отбор содержания текстов, цензура. Использование текстов популярных песен дает широкие возможности для активизации образовательного процесса и познавательной деятельности, способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию устойчивых зрительных и слуховых образов, установления коллегиальности, сотрудничества. Ученики уже становятся соавторами творческого процесса, часто они приносят свои любимые песни на занятия.
- Заключение.
Обращение к данной интерпретации освоения иностранного языка является актуальной, востребованной, современной и очень целесообразной. Соприкосновение с поэтическим песенным материалом существенно углубляет и дополняет знания учащихся по иностранному языку. Одновременно происходит и эстетическое (музыкальное) развитие детей в непринуждённой, психологически позитивной обстановке.
Эффективность данного образовательного процесса зависит от педагогического мастерства, активной страстной позиции педагога. Еще Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. А правильно изучать своих учащихся педагог сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности развития его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с учащимися.
Не менее важно педагогу научиться слушать и самого себя, своё внутреннее состояние, чутко улавливать степень осуществления поставленных перед собой отдельных образовательных и воспитательных задач, характер своих взаимоотношений с учащимися, с их родителями, со своими коллегами, чтобы своевременно корректировать свою работу, своё поведение. Всему этому можно научиться на базе глубоких, осмысленных знаний психологии.
Таким образом, необходимо углубление своих психологических знаний, психологическое осмысление своего опыта, чтобы не навредить, а сохранить и поддержать психическое здоровье вверенных нам детей, повышая их образование и развивая эстетически.
- Используемая литература:
- «Возможности практической психологии в образовании», из опыта работы психологов УЦ «Перспектива», Москва, УЦ «Перспектива», 2001г.
- «Педагог как практический психолог в системе дополнительного образования», опыт курсов повышения квалификации специалистов УДОД, Санкт-Петербург, 2007г.
- «Изучение иностранного языка с использованием популярных песен» (Teaching Language through Popular Music»),
- Б.Б. Здоровова, «Sing out», Москва, «Просвещение», 1990г.
- Бурова И.И., Буров А.В., «Программа развития и обучения дошкольника. Английский язык в песенках», Санкт-Петербург «Издательский дом «Нева», Москва, «Олма-Пресс», 2001г.
- Биржакова Л.Б.,»Английская фонетика через музыку», «Каро», Санкт-Петербург, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....
Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР
Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы и мотивации...
Лепка из соленого теста как средство эстетического воспитания младших школьников
Тестопластика способствует всестороннему развитию личности как детей так и взрослых и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя....
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ....
Театральное искусство как средство эстетического воспитания детей
Эстетическое воспитание детей средствами театральной деятельности...
Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями ...
Упражнения для развития познавательной сферы у детей с ЗПР
5 упражнений для развития познавательной сферы у детей с ЗПР...