Психологические аспекты полового воспитания
статья на тему

Ведменская Лариса Валерьевна

Половое воспитание на разных этапах развития.

Проблема организации системы полового воспитания в образовательной системе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты полового воспитания

Л.В. Ведменская, педагог-психолог  

15.02.2018г.

Половое воспитание на разных этапах развития

В своих исследованиях учёные отмечают, что «становление половой идентичности затруднено в современных условиях нашего общества. В последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института».

В настоящее время основным источником информирования подрастающего поколения становятся средства массовой информации – в первую очередь, Интернет, телевидение. По существу, информация, предоставляемая СМИ, ведет к стиранию различий между детством и взрослостью, нарушает естественный процесс взросления и нравственного созревания подрастающего поколения.

Половое воспитание - это, в первую очередь, дело родителей. Родители учат не словом, а примером. Половая принадлежность индивида - сложная многоуровневая система, которая складывается в процессе индивидуального развития. Любой человек должен усвоить некоторую систему предписаний, модель поведения, свойственную мужчинам иди женщинам, то есть половую роль Процесс осознания и усвоения детьми половых ролей предопределен психологическими различиями мальчиков и девочек.

Ведущее значение в процессе становления позитивной половой идентичности принадлежит взрослым, которые помогают осознать ребёнку его собственную половую принадлежность и начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии со стереотипами маскулинности и феминности, принятыми в данном обществе. Формирование у ребёнка представлений о своей половой роли происходит, прежде всего, в семье. Семья во все времена играла ведущую роль в воспитании нравственных чувств ребенка, его социального поведения. В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Полоспецифическое отношение к детям со стороны родителей, определяет содержание половой идентичности мальчиков и девочек.

Еще в дошкольном возрасте (3-6 лет) начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения.

Представители теории когнитивного развития предполагают, что «раннее полоролевое научение связано с изменениями в когнитивном развитии, дети рано, почти независимо от семенного окружения, узнают о половых стереотипах». Э. Колберг предполагал, что «дети начинают относить себя к девочкам или мальчикам в результате действия общей тенденции к формированию категорий. Затем они начинают искать информацию о занятиях, ценностях, поведении, которое отличает мальчиков от девочек».

Важно вести разговоры о половых различиях в своей семье с учетом возрастных особенностей ребенка.

В младшем школьном возрасте понимание детьми соответствующих полу социальных ожиданий продолжает углубляться. Их мышление становится более гибким, поэтому детям легче признать, что мужчины и женщины могут сочетать разные типы поведения. Дети обычно предпочитают соответствующие их полу занятия и роли. Они начинают подражать определенному поведению, к которому окружающие относятся с одобрением.

Большое значение имеет собственный опыт полоролевого поведения, которое моделируется реально и в играх. Если это поведение доставляет радость и удовлетворение (что зависит и от отношения взрослых), то соответствующая роль усваивается более успешно. В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка. Когда родители меняются ролями (например, в быту) или роли унифицируются, это запутывает ребенка, так как он должен видеть, что родители разные и делают разное дело.

Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. Мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Так, мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. Поэтому, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Но решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя в школе) - женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской. Научные данные свидетельствуют о том, что считается для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо.

О роли отца. При его отсутствии больше проблем в психосексуальном развитии бывает у мальчиков. Если отец будет вести себя как «образцовый мужчина», то в действительности, он не воспитает настоящего мужчину. Только отцы твердые, но любящие, участливые, разделяющие заботу о детях, растят «надежных» мужей и «верных» жен.

У детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

Желательно, чтобы до поступления в школу, ребенок уже получил информацию о различии полов и продолжении рода от родителей или воспитателей.

В вопросах полового воспитания родителей необходимо предостеречь от крайностей:

  • чем больше запретов и чем больше подавляется «запретная» сила, тем сокрушительнее будет она прорвавшись;
  • следует избегать крайностей в разговорах о сексе: когда родители сыплют фактами, преодолевая неловкость, но умалчивают о чувствах, а чувства - это главное.

Как отвечать на острые вопросы детей:

- нужно доброжелательно расспросить ребенка о том, что он уже знает по этому вопросу, а затем, если нужно, поправить и расширить его представления;

- объяснения должны быть ясными и понятными, без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений;

- говорить правду на доступном пониманию уровне, содержание ответа должно быть интересно ребенку.

В пубертатный период взрослеющий ребенок осознает свою сексуальную привлекательность и привлекательность своих родителей. Подросткам важно «испытывать» свои сексуальные возможности, пусть больше на словах. Для подростков характерны так называемые «грязные» разговоры о сексе и разглядывание «грязных» картинок. Психологически - это снятие эмоционального напряжения от сексуального возбуждения, которое еще не может быть удовлетворено естественным образом. С психологической точки зрения скорее настораживают подростки, которые не ведут подобных разговоров.

В юношеском возрасте, когда достигается физическая зрелость, ограничение полового инстинкта возможно приданием ему личностно-ориентированного характера, чему и служит юношеская романтическая любовь к лицу противоположного пола.

Считается, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы раннего детства: доверительных отношений с родителями, матерью, терпимое отношение к наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей обсуждать различные проблемы детей.

В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.). А.И. Захаров отмечает, что «родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведения. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит также от родительских ожиданий». Известно, что если до пяти лет родители обращаются с мальчиком, как с девочкой, и наоборот, то вероятность транссексуального развития ребенка возрастает и часто становится необратимой.

Проблема организации системы полового воспитания в образовательной системе.

Половое воспитание осуществляется во все возрастные периоды. В этом процессе значительную роль, помимо семьи, должны играть педагоги.

В половом воспитании соединяются два базисных понятия педагогики: воспитание и просвещение. Если информация остается лишь на уровне узнаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание. Часто отделить «воспитывающее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда представляется возможным, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию.

Деятельность психологической службы – неотъемлемая часть образовательного процесса. Можно говорить о единстве целей психологического сопровождения, полового воспитания и полового просвещения. Результатом психологического сопровождения психосексуального развития юношей и девушек может стать высокий уровень сформированности ценностных ориентаций фамилистической направленности юношей и девушек, их высокая ориентация на создание семьи и родительство. (фамилистическая парадигма рассматривает семью как исходный элемент общества. Фамилизм - термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями. Фамилистика ставит семью как институт в центр социального мира, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям.)

Психологическое сопровождение психосексуального развития в условиях учреждения образования можно определить, как деятельность по развитию и формированию личности учащихся с использованием разнообразных форм индивидуальной и групповой работы. Эта работа включает в себя элементы обучения и коррекции, результатом которой должны стать ориентации юношей и девушек на ценности семьи и родительства.

В условиях современного образовательного учреждения психологическая служба и воспитательный процесс еще не в полной мере взаимодействуют в сфере полового воспитания. Очевидные изменения в сфере отношений полов требуют новых подходов к проблеме полового воспитания, которое в современных социокультурных условиях становится проблемой сохранения семейного образа жизни. И здесь психологическое сопровождение психосексуального развития – оптимальный вариант и максимально корректная форма профессионального взаимодействия практического психолога образования с ребенком, подростком, молодым человеком, представляющая возможность демонстрации примера, но без авторитарного требования копирования.

Личный подход педагога-психолога к выбору системы полового воспитания

Вслед за А. В. Петровским отмечаем, что задачей школы (в широком смысле этого слова) является не столько сексуальное просвещение, сколько нравственно-половое воспитание.

Нормальное психосексуальное развитие и поведение человека – это результат совместного действия природных данных и воспитания, следовательно, психосексуальное развитие подростков может стать объектом профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение психосексуального развития и половой социализации основывается на общепрофессиональных принципах деятельности практического психолога, оно осуществляется как составная часть общего комплекса психологической работы психологической службы образовательного учреждения.

Вместе с тем ввиду глубокой интимности психосексуальной сферы деятельность по ее психологическому сопровождению, помимо общих, должна базироваться и на особенных принципах: доверия, чистоты убеждений и установок, правдивости и ясности, социальной ответственности, единства передачи фактов, этических и эстетических ценностей.

Психологическое сопровождение подростковой и юношеской сексуальности не может быть сведено к абстрактному морализаторству или навязыванию определенных взглядов и образа мыслей. Смысл психологического сопровождения сексуальности состоит в том, что специалист создает условия, благоприятствующие формированию у молодых людей осознанной внутренней позиции по отношению к семье и родительству, как к высшей социальной ценности.

Актуально замечание И.С. Кона о том, что задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти и уберечь детей от секса, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни.

Целью психологического сопровождения психосексуального развития может стать сопровождение процесса формирования матримониальных ориентаций, установок и ожиданий молодых людей и, соответственно, основными целевыми установками профессиональной деятельности практического психолога в сфере психосексуального развития подростков и молодежи может стать:

  • создание и поддержание условий для сохранения психического здоровья, в том числе и в психосексуальной сфере;
  • сопровождение процесса формирования матримониальных ориентаций личности;
  • психологическая поддержка в ситуациях жизненного выбора;
  • психолого-педагогический анализ и оценка воспитательных воздействий на психосексуальную сферу учащихся.

Таким образом можно выделить круг вопросов относительно сущности и перспектив системы полового воспитания в образовательном учреждении. Проблемные зоны:

  1. Понятийный аппарат. Цель программ — половое воспитание или сексуальное образование? Это принципиальный вопрос, от трактовки которого зависит и стратегия, и тактика решения данной проблемы. Происходит постоянное смешение и подмена друг другом понятий «половое», «сексуальное», «образование», «воспитание», «просвещение». Предлагаются такие определения, как «психологическое сопровождение» или «психологическая поддержка» психосексуального развития ребенка.
  2. Возрастной параметр. Если речь идет о сексуальном просвещении, то обращение к дошкольникам и младшим школьникам более чем проблематично. Но если мы говорим либо о половом воспитании, либо о системе психолого-педагогического сопровождения (поддержки), затрагивающих психологию личности в целом, то проблематичным становится несколько запоздавшее обращение только к подросткам.
  3. Ведущий социальный институт. Исключительно семья, школа, медико-социально-психологические центры. Споры о «проводнике» идеи сопровождения психосексуального развития личности ребенка наиболее сложны, так как подразумевают и дискуссию о том, кто конкретно из окружающих ребенка взрослых должен (а хотелось бы добавить: «и может») осуществлять подобную программу.
  4. О результативности программы можно судить только в том случае, если продуман вопрос о личностно-профессиональном статусе специалиста-практика (или специалистов), т.е. о его специальной подготовке. Думается, что это составляет 90 % успеха или неуспеха любого подобного проекта.
  5. Методический аспект проблемы: какие формы полового воспитания будут применяться в образовательном учреждении: внедрение концептуальных элементов системы полового воспитания в школьный учебный план в целом; школьный факультатив по теме, система внешкольных лекций и консультаций, занятий специалистов разного профиля, консультации и лекции школьного психолога по запросу и т. д.

Литература

  1. Алексеева М.Н. Психологические аспекты половой идентификации детей младшего школьного возраста // Психология телесности: теоретические и практические исследования. Изд.: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 2009
  2. Арчакова Т.О. Половое просвещение подростков: целостный подход [Электронный ресурс] // Сборник портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009-1. № 2009-1. URL: http://psyjournals.ru/pj/2009-1/22250.shtml (дата обращения: 01.02.2018)
  3. Девятых С.Ю. К построению модели психологического сопровождения психосексуального развития в условиях учреждения образования // Социосфера. 2010. № 3. С. 29–35.
  4. Масоликова Н. Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование.2000, № 4 (27—37)
  5. Половое воспитание: учебник для высш. учеб. заведен./ под общ. ред. Г. А. Кураева, Р.Ф. Морозовой.– Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
  6. Розенова М.И. Педагогическая психология. Учебное пособие. М: МГУП, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

половое воспитание девочек

материал для родительского собрания в 3-4 классе...

половое воспитание мальчиков

как правильно воспитать будущего мужчину? Сейчас так много "маменькиных сынков", как же воспитать мальчика. чтобы не испортить ему жизнь в дальнейшем...

Половое воспитание(беседа).

Половое воспитание-составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной,...

Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке

Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...

Половое воспитание детей в начальной школе или как бороться с ханжеством

Статья предназначена родителям, которые боятся или стесняются рассказать своим детям о том,  откуда берутся дети. Дается список соответствующих детских книг, а также список книг для родителей....

Психологические аспекты воспитания

В статье изложены некоторые психологические аспекты воспитания первоклассников....