Методическая разработка внеклассного мероприятия "На Сталинградском направлении"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Мордовцева Алевтина Геннадьевна

Знакомство детей с памятными местами Волгограда (Сталинграда) времён Великой Отечественной войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

«На Сталинградском направлении»

Цель: знакомство детей с памятными местами Волгограда (Сталинграда) времён Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма.

Оборудование: фотографии Мамаева кургана, дома сержанта Павлова, вокзала, памятника девочки с васильком; музыкальное сопровождение; перестук колёс поезда, колокольный звон, звуки пожара, звуки разрывающихся снарядов.

Эпиграф:  Не забывай

                  Кровавые закаты,

                  Когда в руинах был родимый край,

                  И как на землю падали солдаты

                  Убитыми…

                  Живой, не забывай!

Ход мероприятия

Слайд 1-2.

Учитель:   Сегодня мы отправимся в путешествие к памятникам Великой Отечественной войны, в неповторимый по красоте и величию город – Волгоград (ранее Сталинград).

Слайд 3.

Есть события, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из таких – Сталинградская битва. Битва продолжалась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943г.  2 февраля  75 лет Сталинградской битве.

1.Полгода продлился мучительный ад!

Полгода ночей мы не спали-

Мы бились на Волге за наш Сталинград!

Но всё же его отстояли...

  2.Фашисты бомбили наш мирный покой.

Мы города слышали стоны...

И каждый мальчишка, и каждый живой

Вставал на рубеж обороны...

   3.За 200 ночей сталинградских боёв

Родных миллионы теряли...

Но город стоял!!!!! По завету отцов

Мы Родину-мать защищали!!!

Песня От героев былых времен.

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями  Второй мировой войны, с великой Сталинградской битвой.

4 слайд «Историко-мемориальный комлекс»  

Учитель:  Это прославленный Мамаев курган с историко-мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы» . На стене мемориала надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они шли вперёд, и снова чувство  суеверного страха охватывало противника – люди шли в атаку, смертны ли они…» Именно здесь 2 февраля 1943 г. закончилась Сталинградская битва…

5 слайд « Память поколений»

Первый памятник «Память поколений». Это многофигурная композиция длиной 17 м, высотой – 8 м. На ней изображено 11 фигур – люди разных возрастов, национальностей идут с венками, приспущенными знаменами поклониться ратному подвигу защитников города.

6 слайд

К Аллее пирамидальных тополей ведет широкая лестница с призывом "За Советскую Родину, СССР!". 223 метра гранитной дороги с посаженными по обеим сторонам тополями, как символами мирной жизни.

7 слайд

По левую сторону от Аллеи расположен Мемориальный парк. В конце 50-х годов, однажды весной, на глинистом, тогда ещё голом склоне кургана люди увидели женщину и троих её детей. Они копали в плотной земле лунки, выбрасывая лопатами ржавые осколки, носили ведром воду и сажали хрупкие саженцы. Это была семья Гончаровых. На другой день рядом с этими саженцами появились свежие лунки. С тех пор и повелось: едва придёт весна, Мамаев курган собирает горожан. Так создавался мемориальный парк.

Слайд 8

Мы на Площади Стоявших насмерть.

Ее венчает однофигурная скульптура воина с автоматом и гранатой. Это образ героического защитника волжской твердыни. Фигура воина как бы выросла из вздыбившейся земли. Высота скульптуры 16,5 м. Вокруг фигуры – бассейн, символизирующий слёзы вдов и матерей погибших солдат. На статуе, символизирующей самый трудный период Сталинградской битвы, начертаны надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет", "Не посрамим священной памяти»

Слайд 9

Перед нами «Стены-руины».

На стенах бесчисленное множество призывов, лозунгов, рельефов лиц, фигур воинов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей. Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей.

Слайд 10.

Мы на Площади Героев.

В центре площади прямоугольный водный бассейн, размером. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, по замыслу авторов, вода, как источник всего живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти.

Слайд 11.

Зал Воинской славы - наиболее волнующее место. Стоит караул, горит Вечный огонь, отражающийся в сотнях тысяч стеклышек. Здесь обычно склоняют голову перед павшими героями, и возлагают по возможности цветы.

Чтец 3.  Гори, огонь, гори, не угасай

И согревай  собой людскую  память,

Напоминай, живым напоминай,

Чтобы героев продолжали славить.

Пусть время мчится и летят года,

Гори, огонь, с рассвета до заката,

Чтобы всегда с поклоном шли сюда,

К могиле  неизвестного солдата!

Песня «Поклонимся великим тем годам»

Почтим память погибших минутой молчания.

Слайд 12.

Перед нами Площадь Скорби

Композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символ последних воинских почестей. Высота композиции - 11 м, у основания - небольшой бассейн, в спокойной воде которого отражается композиция. Здесь, над Озером слез, расположена скульптура «Скорбь матери». Ее образ отображает всех советских женщин, потерявших в войне своих близких.

Слайд13-14

Здесь же расположены две могилы. Одна из них принадлежит В.И.Чуйкову. Другая — могила Неизвестного солдата, которая является великой памятью обо всех воинах и их героических подвигах, несмотря на то, что мы не знаем их имен.


1.В земле Мамаева кургана 
Солдат немало безымянных. 
Им братскою могилой стала 
Земля, пронзенная металлом. 
А где-то матери и вдовы 
Их ждут под опустевшим кровом. 
В том ожиданье – избавленье 
От одинокого забвенья. 

Слайд 15.

Скульптура «Родина-мать зовет!  Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. Вес скульптуры 8 тысяч тонн. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней

16 слайд «Солдатское поле» (Мемориал)

Учитель:   В маршрут славы на Волгоградской земле входит солдатское поле. Этот мемориал находится в 20 км от Волгограда.  В поле памятник – бронзовая фигурка девочки с васильком в зажатой ручонке, символ спасённого детства (демонстрирует фото). У её ног солдатское письмо – треугольник. На нём выбит текст письма, которое во время войны отправил дочери комиссар полка майор Дмитрий Петраков…

Учитель:   «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк… Представь себе – идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растёт цветок… И вдруг очередной взрыв… Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили  с тобой так, как с этим цветком…»

Чтец 4.   Куда б ни шёл, ни ехал ты,      

                Но здесь остановись,

                Могиле этой дорогой

                Всем сердцем поклонись.

                Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,

                Учёный иль пастух, -

                Навеки помни: здесь лежит

                Твой самый лучший друг.

                И для тебя и для меня

                Он сделал всё, что мог:

                Себя в бою не пожалел

                А Родину сберёг.

Слайд 17-20.

Дом Павлова

112 защитников Сталинграда получили звания Героя Советского Союза. Самые известные из них – сержант Павлов Яков. Под его руководством был захвачен дом, который удерживали два дня, пока не пришло подкрепление. И Зайцев Василий – знаменитый снайпер, убивший 242 фашистов и победивший опытного немецкого снайпера.

Слайд 21

февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Их было очень много: 35 969 воинов, погибших за Сталинград, захоронены на кургане. Мамаев курган – это не только памятник, это огромная братская могила. По примерным подсчётам, на Мамаевом кургане захоронено не менее 34 тыс. солдат. Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Здесь в последние месяцы 1942 года проходили ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Чтец 5.   (на фоне музыки).              

1.Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! 

2.Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

3.Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Клип Березка

Наша экскурсия по Мамаеву кургану подошла к завершению. Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...

Разработка внеклассного мероприятия экологической направленности

Внеклассное мероприятие "Дерево добра" для детей 7-10 лет...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» В.В. Маяковский

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» (В.В. Маяковский)Организационная структура (сценарий) ...