Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» В.В. Маяковский
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» (В.В. Маяковский)
Организационная структура (сценарий) внеклассного мероприятия:
1. Тема занятия.
2. Цель занятия.
3. Задачи занятия.
4. Тип занятия.
5.Перечень этапов занятия: мотивация, актуализация знаний, включение в систему знаний, творческая и практическая деятельность, интегрированная работа, онлайн — путешествие, самостоятельная работа, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_dzeukozheva_a.a.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся
«У меня растут года...»
В.В. Маяковский
Учитель начальных классов
Дзеукожева А.А.
Майкоп 2021 год
Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» (В.В. Маяковский)
Организационная структура (сценарий) внеклассного мероприятия:
1. Тема занятия.
2. Цель занятия.
3. Задачи занятия.
4. Тип занятия.
5.Перечень этапов занятия: мотивация, актуализация знаний, включение в систему знаний, творческая и практическая деятельность, интегрированная работа, онлайн — путешествие, самостоятельная работа, рефлексия.
Цель деятельности классного руководителя (учителя) | Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином. Развивать устную речь «формы речи», «речевая ситуация». Определить границы знания и «незнания» у обучающихся 4 класса, изучающих предметы «Окружающий мир», «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература». |
Задачи | Образовательные: - получить представление о том, насколько велика наша страна. - сформировать представление об основном законе – Конституции. Развивающие: - познакомиться с народами, населяющими Россию; - научиться различать права и обязанности гражданина, различать прерогативы Президента России, Главы Республики Адыгея. Воспитывающие: -формировать у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности. -воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. -развивать внимание, читательский интерес учащихся. Коррекционные: Формировать и развивать активность, инициативность, мотивационную сферу. |
Тип занятия | Внеклассное мероприятие: классный час, форма: беседа — практикум. |
Планируемые образовательные и воспитательные результаты | Предметные: владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать. |
Методы и формы работы | Наблюдение над языком; эвристический метод; фронтальная, индивидуальная и групповая |
Образовательные ресурсы | resh.edu.ru Первое сентября, Учи.ру, www.uroki.net, n-shkola.ru, |
Оборудование | Электронный видеоувеличитель «TOPAZ», ручные электронные лупы, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядный демонстрационный материал | Видеоролик, мультимедийный ряд: презентация по теме занятия, карточки для индивидуальной и групповой работы. |
Глосаррий по теме | Гражданин, право, конституция, конвенция, закон, декларации, Ассамблея, федерация. |
Этапы проведения занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность классного руководителя (учителя) | Деятельность учащихся | Формы организации взаимо действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Время |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональное, психологическая и мотивационная подготовка. Слово учителя о главных документах: Конституции РФ и о Всеобщей Декларации прав человека. | - Все люди в нашей стране равноправны . Об этом написано в основном законе страны, в статье 19 Конституции РФ, она была принята 12 декабря 1993 года - Главным документом, защищающим права человека, является Всеобщая Декларация прав человека, она принята 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. - В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. | Обучающиеся слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная работа | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками действия. | 2 мин |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | Работа в группах. Дидактическое задание. Использование детьми Электронного видеоувеличителя «TOPAZ», ручные электронные лупы. | - Наша страна называется Россия, но ее полное название - Российская Федерация. Российская она называется потому, что большинство ее населения - русские, а слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. - Значение языка (речи, слова) отмечают пословицы и поговорки. В нашем классе одна ученица владеет двумя языками: родным адыгейским и русским. - Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития - статья 72. - Вашему вниманию предлагается стихотворение «Мой адыгейский язык» Р. Нехай - О чем говорится в стихотворении? - Прочитайте строки, с чем поэт сравнивает язык? - Почему дети другой национальности изучают адыгейский язык в школе? - Назовите адыгейских поэтов и писателей. | Чтение ученицей пословиц на адыгейском языке: Язык для сердца путеводитель. Бзэгур гум итэлмащ. Язык правит миром. Выразительное чтение. Отработка навыков чтения. (цепочное, последовательное) Работа по учебнику «Родные просторы» (4 класс, с. 12-13) *Мой адыгейский язык...* Заслушиваются ответы детей. | Индивидуальная Групповая Фронтальная | П: осуществляет для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К: высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 6 мин |
3. Включение в систему знаний | Просмотр мультимедийной презентации Слайд 2 (Легенда «Можно» и «Нельзя») (Приложение 1) | - А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду о двух государствах «Можно» и «Нельзя» - Можно ли жить в государстве где нет законов и правил и все делают что хотят? - Посовещавшись, какое решение приняли жители государств «Можно» и «Нельзя» - Как вы думаете, почему страна стала процветающей? - Счастливы ли ее жители? - Почему они чувствуют себя в безопасности? | Читают текст легенды о двух государствах: «Можно и нельзя» подготовленные дети. Участвуют в диалоге с учителем Ответы — рассуждения детей | Фронтальная | Л: понимают значения знаний для человека П: приобретают аналитические умения, как интегрированных, сложных умений К: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 5 мин |
4. Творческая и практическая деятельность | Просмотр видеоролика на сайте РЭШ «Мы—граждане России» (Выступления детей Приложение 2) | -Давайте заслушаем сообщения о группах права Конституция РФ | Подготовленная, совместно с родителями информация об основных группах прав. - Все права делятся на четыре основные группы: личные или гражданские; Ученик Ященко И.) социально-экономические; (У. Чернышенко В.) культурные; (Лобода Е.) политические. (Костокова Л.) | Фронтальная индивидуальная | 5 мин | |
5. Интегрированная работа | Просмотр мультимедийной презентации Слайды 3,4,5 (приложение 3) | - Сейчас вместе с Дрыгиным М. Мы проведем викторину «Путешествие по дорогам сказок» - Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности. беречь памятники истории и культуры; беречь природу и окружающую среду; защищать Отечество; платить налоги. Это очень важные и необходимые обязанности. | Проводит викторину представитель ДО школы «Слышу сердцем, вижу сердцем» Дрыгин М (одетый в сказочный костюм) - Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены? - Родные заботятся о вас, а вы, в свою очередь, имеете обязанности дома? - Вы, наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем». (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому, говоря при этом хором: «Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем!). - Молодцы, хорошо потрудились! | Групповая работа по сказкам Фронтальная | Л: приобретают новые знания, умения П: слушают, извлекая нужную информацию | 10 мин |
6. Освоение нового материала и его применение | Просмотр мультимедийной презентации Слайд 6.7 | - Главой нашего государства является президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. Он клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу Нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Российской Федерации - президент В. В.Путин. - Нашей республикой, в которой мы проживаем руководит Глава Кумпилов М.К. | Обучающиеся слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | 2 мин | ||
7. Онлайн путешествие по Москве, рассказ о ФКР | Просмотр мультимедийной презентации Слайд 8,9 просмотр Видеоролик | - Резиденция нашего президента находится в Кремле, располагается в здании Сената. В резиденции проходят вручения государственных наград, грамот, церемонии инаугурации президента, приёмы по случаю крупных государственных праздников. - Я была в Кремле, на форуме классных руководителей (Фото) | Рассказ об участии в форуме классных руководителей (ФКР) | 5 мин | ||
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Обобщение полученных на занятии сведений Выполнение разноуровневых обучающих заданий по дидактическим карточкам (Приложение 4 Карточки №1,№2) | Карточка №1 Выберите правильный ответ: Карточка №2 Установите соответствие | Самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности | Индивидуальная работа. | П: осуществляют поиск | 3 мин |
9. Рефлексия деятельности на внеклассном занятии (Итог) | Карточки с заданиями (приложение 5,6) | Раскрасьте русский народный костюм и адыгейский национальный костюм - Чтобы стать достойным гражданином своей страны, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете все законы, сможете обдумывать и контролировать свои поступки, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Станьте достойными гражданами своей страны. | Выполняют задание Определяют свое эмоциональное состояние, строят небольшие монологические высказывания | Индивидуальная работа | 2 мин |
Приложение 1
- Легенда
- Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось. В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, убивать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства. Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо.
Приложение 2
Сообщение ученика Ященко И.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Сообщение ученика Чернышенко В.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.
Сообщение ученицы Лобода Е.
К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения, право на развитие и др.
Сообщение ученицы Костоковой Л.
К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
Приложение 3
Викторина «Путешествие по дорогам сказок»
- Гадкий утенок Г.Х. Андерсен
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
(Он был не похож на других)
- Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
- Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
2. С. Аксаков «Аленький цветочек»
- Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
- Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
Приложение 4
Карточка №1
Выберите правильный ответ:
А. Слово «декларация» означает
(объявление, заявление, сообщение)
Б. Всеобщая Декларация прав человека была принята
(на общем собрании граждан, на общем собрании Организации Объединённых Наций, на общем собрании Совета министров)
В. Всеобщая Декларация прав человека была принята
(20 декабря 1948 года, 10 марта 1948 года, 10 декабря 1948 года)
Карточка №2
Установите соответствие
Конституция – | документ, провозглашающий важные принципы и правила. |
Законы – | основной закон страны. |
Декларация – | правила, установленные государством. |
Приложение 5
Приложение 6
Литература
1. . Алексеев, С. П. Что такое, кто такой / С. П. Алексеев. – М. : Педагогика-пресс, 1996.
2. С.С. Ситимова, А.Б. Чуяко «Родные просторы» / книга для чтения 4 класс- Майкоп ООО «Качество» 2013 год.
3. Чудакова, Н. В. Я познаю мир. История. – М. : АСТ, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для обучающихся младших классов «Будь здоров!» Детская зимняя военно-спортивная игра «Зарничка»
Мероприятие проводится для детей младшего школьного возраста совместно с родителями для профилактики и укрепления здоровья....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Методическая разработка предназначена для учащихся начальной школы по правовому воспитанию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память за собою позови…» для обучающихся начальных классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Память за собою позови..." предназначена для учащихся начальных классов.Цели: 1) формирование...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся «Как мы должны относиться к государственным символам?» (виртуальная экспедиция)
В системе атрибутов Российской Федерации государственная символика (герб, гимн, флаг) занимает одно из важнейших мест, являясь воплощением национальной идеи русского народа...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»
Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения....